+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Правовые стимулы и ограничения правовые поощрения и правовые льготы

§Официальное и неофициальное толкование права.

Толкование права представляет собой деятельность, которая осуществляется в сфере реализации права.
Официальное толкование дается или тем органом, который издал данный акт (и тогда оно носит название аутентичного), или же органами, на которые возложена обязанность толковать законы или другие нормативные акты (легальное толкование). Акты обязательного толкования обязательны для правоприменителей.

Субъектами официального аутентичного толкования могут выступать все государственные органы, организующие процесс реализации права. Круг их широк, поэтому юридическая сила актов толкования неодинакова.

Высшей юридической силой обладают акты толкования парламентских органов и высших судебных инстанций.
В связи с осуществлением исполнительно- распорядительных функций, организацией правоотношений и контролем за соблюдением законодательства толкование подзаконных актов осуществляют правительство, министры и другие исполнительные органы.

В правоохранительной сфере большую роль играют разъяснения (инструктивные и директивные письма, приказы и инструкции) таких ведомств, как Министерство юстиции, Высший арбитражный суд, прокуратура, органы внутренних дел.
Большинство из них являются внутриведомственными, но есть и такие разъяснения, которые принимаются к руководству гражданами. Таковы, например, официальные разъяснения орнанами внутренних дел Правил дорожного движения.

Неофициальное толкование не является юридически обязательным. Сила его только в глубине анализа, в убедительности и обоснованности. Соответственно выделяют обыденное толкование, даваемое гражданами; компетентное, которое дается сведущими в праве людьми (специалистами); доктринальное, исходящее от ученых, ведущих исследовательскую работу в этом направлении.

В зависимости от сферы действия актов разъяснения правовых норм проводится деление толкования на нормативное и казуальное.
Нормативное толкование изначально предназначено для распространение его результатов на неопределенный круг лиц и случаев. Оно, подобно правовой норме, имеет абстрактный характер, т.е. не привязывается к конкретной ситуации.
Казуальное толование, напротив, вызвано вполне определенным случаем и преследует основной целью правильное решение, именно, данного дела.

Правовое воспитание — целенаправленная и систиематизированная деятельность государства по формированию и повышению у граждан правовой культуры.
Правовое воспитание — сложный процесс, включающий в себя следующие составные части:
1.субъекты воспитания (органы государства, государственные служащие, политики, преподаватели, журналисты и др.)
2.объекты воспитания (граждане, трудовые коллективы, социальные группы и т.д.);
3.содержание воспитания (выражается в приобщении людей к политическим и юридическим ценностям, идеям, принципам, информации, опыту и т.п.);
4.методы воспитания (убеждение, поощрение, наказание и иные приемы психолого- педагогического воздействия на объект воспитания);
5.формы воспитания:

а)правовое обучение, т.е. передача знаний о праве через системы школ, колледжей и инситутов;
б)правовая пропаганда, т.е. передача правовых знаний через средства массовой информации;
в)юридическая практика, т.е. передача правовых знаний в процессе рассмотрения конкретных юридических дел;
г)самовоспитание, т.е. самостоятельное усвоение правовых знаний.

Содержание

§ Возникновение права. Отличие права от социальных норм первобытнообщинного общества.

§Возникновение права. Отличие права от социальных норм первобытнообщинного общества.

В первобытнообщинном обществе отношения между людьми регулировались обычаями, которые нигде не были записаны, а коренились в сознании людей. Обычаи соблюдались, хотя и отсутствовало принуждение в современном его понимании.

Соблюдение обычаев обеспечивалось силой привычки традиции, авторитетом и уважением которым пользовались старейшины.

Обычаи первобытного общества в науке называют мононормами, подчеркивая этим наименованием их недефференцированность, т.е. соединение в них одновременно правил организации власти, правил общественного устройства, правил первобытной морали, религиозных представлений и т.д. С разложением родоплеменных отношений и появлением государства возникло также право.

Его формирование шло двумя путями:
1.перерастание обычаев в обычное право;
2.правотворчество государства.

Первый путь был наиболее распространенным, так как обычаи считают историческим источником права, однако, обычаи необходимо отличать от обычного права.

Обычное право — это официальная запись обычаев. Форма этой записи может быть самой разной.

Например, источником римского права были законы XII таблиц. Это запись обычаев римской общины, сделанная на 12 древних дощечках.

В Вавилоне законы царя Хаммурапи были высечены на базальтовом столбе. Таким образом, в результате записи обычаи становились обычным правом, так как приобретали такой признак права как формальная определенность.

Второй путь формирования права свидетельствует о силе государственной власти, так как правом становятся законы, постановления и иные акты государственных органов. Постепенно по мере развития государства этот источник вытесняет обычное право и становится господствующей. Причина этого в динамике общественных отношений.
Появляются новые виды общественных отношений, которые не регулировались обычаями, но требовали своего упорядочивания, что вызывало со стороны государства издание правил поведений в виде юридических документов.

Стимулы и ограничения в праве

Информационно-психологический аспект действия права

Правовое регулирование не имеет ни вещественной, ни энергетической формы, а осуществляется преимущественно на информационном уровне. Однако информация бывает разная: описательного характера (дескриптивная) и сугубо управленческая, нормативная, предписывающая (прескриптивиая).

Если первый вид информации, как правило, устанавливается в преамбулах, нормах-дефинициях и описывает состояние какого-либо объекта, то второй вид сосредоточен в конкретных прямо воздействующих на интересы личности правовых средствах: правах и обязанностях, поощрениях и наказаниях и т.п. Правовое регулирование осуществляется главным образом именно с помощью управленческой информации, где четко конструируется модель требуемого действия.

Здесь информационный аспект нельзя оторвать от психологического, ибо право как знаковая система способно регулировать поведение только тогда, когда адресуемая информация воспринята сознанием личности и трансформировалась в мотив ее деяния. Назначение различных правовых средств как раз и состоит в том, чтобы информировать субъектов о возможностях выбора вариантов поведения в рамках права, воздействовать на их интересы в определенном направлении, склонить к тому или иному поступку.

Сознание играет роль фильтра и «декодирует» правовые средства, влияющие на него, на положительно-отрицательные факторы: «полезно – вредно», «выгодно – невыгодно». Исходя из данных правовых средств и учитывая собственные интересы, человек строит соответствующую программу действий.

Для исследования проблемы мотивации поведения личности необходимо прежде всего рассмотреть правовые средства в информационно-психологическом аспекте. Такими правовыми средствами выступают не сами нормы права, договоры или правоприменительные акты, а те конкретные меры информационно-психологического воздействия, которые в них содержатся. Это субъективные права и обязанности, льготы и приостановления, поощрения и наказания и т.п., которые, в свою очередь, трансформируются в правовые стимулы и правовые ограничения. Именно стимулы и ограничения в конечном счете являются значимыми для поведения, связанными в буквальном смысле с ценное » тью, на которую ориентируется интерес субъекта.

Почему же на информационном уровне все многообразие средств сводится к двум основным?

Правовое регулирование – это лишь разновидность управленческого процесса, который согласно кибернетике (науке об оптимальном управлении) может осуществляться только с помощью двоичной информации, выраженной в соответствующих стимулах и ограничениях. Управление именно через данные информационные атрибуты способно влиять на энергию, дозировать ее, сохранять одни моменты действительности и развивать другие. Если под стимулом в самом широком смысле слова понимается побудительный фактор, то под ограничением сдерживающий фактор. Стимулы и ограничения присущи в одинаковой мере управлению ДО всех образованиях – биологических, технических и социальных, хотя, могут называться в них по-разному.

Чаще всего такие информационные средства в биологической системе обозначаются соответственно терминами «возбуждение» (стимул) и «торможение» (ограничение). В современных исследованиях, посвященных анализу биологических систем, подчеркивается, что возбуждение выступает «носителем информации о свойствах поступающих извне раздражений и вместе с торможением – регулятором активности всех органов и систем организма».

В технических системах при организации регулирования также используются свои «стимулы» и «ограничения». Взять, к примеру, компьютер, программа управления которого в конечном счете состоит из различного сочетания «единиц» (стимулов) и «нулей» (ограничений), обозначающих электронные информационные сигналы по принципу:

«включено – выключено». Все ЭВМ работают в таком двоичном коде.

Стимулы и ограничения регулируют деятельность и в социальной системе, где «энергия» в основном проявляется в форме активнос+и людей. Влиять на данную активность можно через интересы, путем распределения материальных, социальных и духовных ценностей. Если главным для человека выступают его интересы и те ценности;

которые способны их удовлетворить, то основные усилия в социальном управлении должны быть направлены на упорядочение связей «интересы – ценности», проявляющихся в общественных отношениях.

Результат достигается в значительной мере благодаря социальным стимулам («прянику») и социальным ограничениям («кнуту»), составляющим информационную сущность социальной регуляции. «По отношению к действиям и поступкам человека, – писал В.М. Бехтерев, – имеются социальные тормоза в виде запретов со стороны старших в семье, со стороны власть имущих, со стороны обычаев, правил приличия, моды, законов и общественного мнения. Эти тормоза налагают соответствующие ограничения на человека, заставляют его держаться в рамках, не допускающих конфликтов с окружающей средой, а где они появились – к возможному их ограничению и устранению таковых впредь. С другой стороны, наряду с тормозами имеются и социальные стимулы в виде похвалы старших, высокой оценки поступка, общественных мнений и иных поощрительных мер разного рода. Эти-то стимулы и побуждают человека к деятельности на пользу общества вообще, иногда даже в ущерб своим личным интересам».

Роль информации в управлении – символизировать собой определенный объем энергии, замещать физические явления их эквивалентами, соответствующими знаками. Наиболее же простые и удобные знаки – двоичные. Вот почему в управленческом процессе двоичная информация характерна для всех трех сфер: биологической, технической и социальной.

В частности, не только животные, но и растения обладают специфическими механизмами восприятия информации, состоящими из фаз возбуждения и торможения (биологическая система). В компьютерных программах (техническая система) эффективной является «работа» двоичных чисел, основанная на двух цифрах – 0 и 1.

Двоичность выступает фундаментально неустранимой, предельной бсобенностью информации как свидетельства или отсутствия изменений. Объяснение этому заключается в том, что переход к более простому способу фиксации означал бы, что для этого необходимо пользоваться лишь каким-либо единственным, унарным обозначением. Но это было бы связано с полной невозможностью зафиксировать какие-либо изменения, так как во всех случаях воспринимающий объект получал бы один-единственный сигнал или последовательность принципиально не различимых сигналов. Поэтому во всех живых и неживых объектах, как естественных так и искусственных, наличие информационных процессов связано со способностью воспринимающего информацию объекта фиксировать, как минимум, два различающихся состояния.

Следовательно, и правовое регулирование так же, как и любой иной управленческий процесс, осуществляется с помощью двух основных информационных средств: правовых стимулов и правовых ограничений, выступающих формой проявления двоичности юридической информации*.

Материальным критерием, позволяющим определить, какие правовые средства относятся к правовым стимулам, а какие – к правовым ограничениям, необходимо признать именно интересы. В зависимости от того, какому интересу («собственному» или «чужому», т.е. интересу противостоящей стороны в правоотношении) служит конкретное средство, оно может быть стимулирующим либо ограничивающим.

В качестве формально-юридического критерия будет выступать характер воздействия правового средства. Если оно благоприятно, связано с добровольностью (а не с силой), свободой выбора поведения, заинтересованностью, то это стимулирующее воздействие. Если же правовое средство неблагоприятно влияет на собственные интересы субъекта, сопровождается угрозой, страхом, принуждением, жесткими командами, то такое воздействие выступает ограничивающим.

Верно замечено, что внешнее воздействие на волю и сознание людей с помощью права может носить различный характер, но в целом сводится к двум основным методам: методу стимулирования определенных видов деятельности и методу властных предписаний, реализация которого обеспечивается возможностью применения мер принуждения.

Понятие и виды правовых стимулов

Правовой стимул – это правовое побуждение к законопослушному поведению, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования. Общие признаки реализации правовых стимулов:

  1. они связаны с благоприятными условиями для осуществления собственных интересов личности, так как выражаются в обещании либо предоставлении ценностей, а иногда в отмене либо снижении меры лишения ценностей (например, отмена или снижение меры наказания есть стимул);
  2. сообщают о расширении объема возможностей, свободы, ибо формами проявления правовых стимулов выступают субъективные права, законные интересы, льготы, поощрения;
  3. обозначают собой положительную правовую мотивацию;
  4. предполагают повышение позитивной активности;
  5. направлены на упорядоченное изменение общественных отношений, выполняют функцию развития социальных связей. В этих признаках заключается их необходимость и социальная ценность.

Правовые стимулы классифицируются по многим основаниям. В зависимости от элемента структуры нормы права можно выделить юридический факт-стимул (гипотеза), субъективное право, законный интерес, льготу (диспозиция), поощрение (санкция).

В своей деятельности люди учитывают, что желаемые или нежелаемые ими правовые последствия обусловлены определенными юридическими фактами. Поэтому в одних случаях они стремятся к возникновению юридических фактов, а в других же, наоборот, препятствуют их появлению. Например, согласно статье 242 КЗоТ РФ, для получения пенсии необходим соответствующий трудовой стаж.

Следовательно, лицо, рассчитывающее получить пенсию, вынуждено согласовывать свое поведение с закрепленными в норме юридическими фактами, прежде всего учитывать необходимость накопления соответствующего трудового стажа. Таким образом, юридический факт стимулирует определенное поведение, выступая в роли факта-стимула.

На уровне диспозиции стимулирующим элементом выступает субъективное право, которое выражает возможность действия и связано с удовлетворением собственных интересов.

Наряду с субъективным правом стимулирующим средством в диспозиции может быть и законный интерес (охраняемый законом интерес), который является разновидностью дозволений и направлен на удовлетворение собственных интересов.

Вместе с тем законный интерес и субъективное право – различные правовые дозволения. Субъективное право – дозволение, которое возводится в правовую возможность, обеспеченную юридической необходимостью. Законный интерес тоже можно считать возможностью, но преимущественно фактической. Это лишь разрешенность действий. Следовательно, законный интерес есть простая правовая дозволенность, в которой отсутствует указание действовать строго зафиксированным в законе образом и требовать соответствующего поведения от других лиц, ей не противостоит конкретная юридическая обязанность. Данное положение может служить главным критерием для разграничения субъективных прав и законных интересов.

Льгота выражается в предоставлении каких-либо преимуществ, или частичном освобождении от выполнения обязанностей, или облегчении условий их выполнения. Например, фиксируя в нормативных актах налоговые льготы для предпринимателей, законодатель стимулирует в конечном счете общественно полезную деятельность определенных категорий граждан, повышает позитивную активность, создает благоприятные условия для удовлетворения их интересов.

Поощрение выступает в роли стимула на уровне санкции, ведь санкции могут быть не только отрицательными, но и положительными.

В зависимости от отраслевой принадлежности правовые стимулы подразделяются на конституционные, гражданские, экологические и т.п.; в зависимости от объема – на основные (субъективное право), частичные (законный интерес) и дополнительные (льгота); в зависимости от времени действия – на постоянные (право на собственность) и временные (разовая премия); в зависимости от содержания – на материально-правовые (зарплата) и морально-правовые (благодарность).

Понятие и виды правовых ограничений

Правовое ограничение – это правовое сдерживание противозаконного деяния, создающее условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите. Общие признаки реализации правовых ограничений:

  1. они связаны с неблагоприятными условиями (угроза или лишение определенных ценностей) для осуществления собственных интересов субъекта, ибо направлены на их сдерживание и одновременно на удовлетворение интересов противостоящей стороны и общественных интересов в охране и защите;
  2. сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит, и правличности, что достигается с помощью обязанностей, запретов, наказаний и т.п.;
  3. обозначают собой отрицательную правовую мотивацию;
  4. предполагают снижение негативной активности;
  5. направлены на защиту общественных отношений, выполняют функцию их охраны.

Правовые ограничения, как и правовые стимулы, различны. Классификации их во многом схожи, ибо они в процессе правового воздействия взаимодополняют друг друга. Так, в зависимости от элемента структуры нормы права можно выделить юридический факт-ограничение (гипотеза), обязанность, запрет, приостановление и пр. (диспозиция), наказание (санкция).

Фактами-ограничениями являются сдерживающие обстоятельства, установленные в гипотезе нормы права. В частности, в соответствии со статьей 17 Семейного кодекса РФ факт беременности жены лишает мужа права на развод без ее согласия, препятствует прекращению правоотношения; согласно статье 14 этого же Кодекса факт состояния в одних правоотношениях (родства) преграждает возникновение других (брачных) и т.п.

Правовыми ограничениями в диспозиции выступают юридические обязанности, ибо они сдерживают обязанное лицо от удовлетворения собственных интересов и заставляют его действовать в интересах управомоченного. В противном случае интересы управомоченного не будут удовлетворены. Обязанности позволяют действовать только жестко указанным в законе способом и тем самым ограничивают действия обязанного лица, сдерживают его от всех иных поступков, противоречащих обслуживаемому субъективному праву. Обязанность – это необходимость, за которой (в случае ее нарушения) стоят меры наказания. «Что такое обязанность? – писал Г.Ф. Шершеневич. – Это прежде всего сознание связанности своей воли. Человек действует не так, как побуждают его собственные интересы, он считает необходимым ограничить себя в возможном фактически осуществлении интересов из-за интересов других». «Обязанность, – заметил Гегель, – есть ограничение. ». Первоприрода обязанностей такова, что они призваны быть оборотной стороной субъективного права как стимулирующего средства.

В диспозиции фиксируются и запреты, которые выступают своего рода пассивными обязанностями. Устанавливая запрет на совершение определенных действий, законодатель тем самым возлагает на гражданина обязанность воздерживаться от запрещенных действий. Запрет, препятствуя удовлетворению интересов индивида, в отношении которого он действует, направлен на реализацию интересов противоположной стороны. По своей сущности запреты – такие государственно-властные сдерживающие средства, которые под угрозой ответственности должны предотвращать нежелательные, противоправные деяния.

Среди правовых ограничений, близких к запрету, выделяют приостановления, которые выступают своего рода временными и конкретными запретами на использование должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями своих функциональных обязанностей. Так, в соответствии с частью 2 статьи 270 КоАП РСФСР («Приостановление исполнения постановления в связи с подачей жалобы или принесением протеста») «принесение прокурором протеста приостанавливает исполнение постановления до рассмотрения протеста».

Приостановление не является юридической ответственностью, ибо оно не содержит итоговой оценки, а лишь предполагает дальнейшее разрешение возникшего вопроса. Вместе с тем приостановление содержит принудительные элементы со стороны вышестоящего, контролирующего, надзорного или судебного органа. Оно временно прекращает существующее правоотношение, сдерживая наступление возможных общественно вредных последствий.

Следующим элементом в структуре правовой нормы выступает санкция, в которой устанавливаются различные виды наказаний. Правовые наказания есть форма и мера юридического осуждения (порицания) виновного, противоправного поведения, в результате которого человек в чем-то обязательно ограничивается, чего-то лишается.

Сущности правовых стимулов и ограничений проявляются наиболее полно в поощрениях и наказаниях. Далеко не случайно слово «стимул» в словарях толкуется подчас как поощрение, а понятие «поощрение» употребляется в паре с «наказанием».

Общие признаки поощрений и наказаний:

  1. они являются правовыми средствами воздействия на интересы лиц;
  2. для них установлены определенные процедуры применения – формы поощрения и наказания заранее известны и закреплены в соответствующих нормативных актах, там же определен и круг лиц, наделенных правом применять те или иные меры поощрения и наказания;
  3. обеспечиваются мерами государственной защиты, гарантируются законом;
  4. выступают одновременно в качестве наиболее сильных обеспечивающих факторов реализации других правовых средств (прав, льгот, обязанностей, запретов и т.п.);
  5. связаны с благом, ценностями, хотя последствия этой связи будут зависеть от того, что применяется – поощрение или наказание;
  6. для их наступления необходимо кроме объективной стороны еще и определенное субъективное состояние лица – выразившееся либо в заслуге и подлежащее поощрению, либо в прямо противоположной «заслуге» (вине) и подлежащее наказанию.

Различия между поощрением и наказанием:

  1. если поощрение как заслуженная мера призвана подкрепить положительное поведение, характеризующее позитивные цели и мотивы субъекта, а также превосходящее обычные требования, то наказание – тоже своеобразная «заслуженная мера», выступающая как средство защиты общества от правонарушений;
  2. если меры поощрения связаны с элементами взаимополезности с точки зрения общества и субъекта, то меры наказания – с элементами взаимовредности;
  3. если поощрение – мера одобрения, то наказание – мера осуждения, вызывающие соответственно у лица положительные или отрицательные эмоции;
  4. у них по-разному проявляется связь с благом, ценностями – если при применении поощрения субъекту предоставляется определенная ценность, то при наказании он лишается каких-либо ценностей;
  5. если в наказании заложены силы, подтягивающие, так сказать, поведение личности до нормы, то в поощрении – силы, поднимающие такое поведение выше нормы;
  6. при соотношении поощрений и наказаний ведущую роль отводят поощрениям, которые, создавая больше альтернатив поведения, представляют собой более гибкое воздействие, чем наказание.

В зависимости от отраслевой принадлежности правовые ограничения можно подразделить на конституционные, административные, уголовные и т.п.; в зависимости от объема – на полные (ограничение дееспособности детей) и частичные (ограничение дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет); в зависимости от времени действия – на постоянные (установленные законом избирательные ограничения) и временные (обозначенные в акте о чрезвычайном положении); в зависимости от содержания – на материально-правовые (лишение премии) и морально-правовые (выговор).

Правовые стимулы и правовые ограничения как парные юридические категории

Правовые стимулы необходимо рассматривать вместе с правовыми ограничениями, поскольку они выступают в качестве парных юридических категорий, которые внутренне диалектически связаны и взаимообеспечивают друг друга в процессе правового регулирования.

Что касается диалектической связи, то правовые стимулы и ограничения противоположны друг другу. Если же исследовать стимул как атрибут регулирования, то он включает в себя как собственно стимул, так и определенные ограничительные моменты. Например, субъективное право, предоставляя юридические условия для пользования каким-либо социальным благом, стимулирует одни интересы лица и одновременно ограничивает другие его интересы (в том числе противозаконные).

Правовое ограничение, наоборот, включает в себя как сдерживание, так и определенные стимулирующие моменты. В частности, уголовно-правовой запрет, угрожая наказанием за одни действия (преступные), тем самым побуждает к другим, стимулирует положительные поступки.

Поэтому, на первый взгляд, может показаться, что и стимул ограничивает, и ограничение стимулирует. Между тем механизм этих воздействий различен. Если стимул и ограничивает (что является дополнительным эффектом, наряду с собственно стимулированием), то только с помощью позитивных моментов, не угрожая, а заинтересовывая, увлекая и тем самым как бы уводя субъекта от правонарушения.

По-другому обстоит дело с ограничением. Если оно и стимулирует (что тоже создает дополнительный эффект, наряду с собственно сдерживанием), то уже негативными методами: угрозами, страхом перед наказанием, принуждением и т.д. Вот почему необходимо различать такие прямо противоположные и одновременно внутренне единые средства, не включая при этом в собственно стимулы негативные инструменты (обязанности, наказания и др.).

Второй признак характеризует проблему их взаимообеспечения. Так, установление в части 2 статьи 8 Конституции РФ 1993 г. права частной собственности выступает мощным юридическим стимулом. Однако для того чтобы он начал действовать и был к тому же справедливым, государство должно для собственников фиксировать юридические ограничения, устраняя тем самым нежелательные для общества крайности в использовании собственности.

Власть собственника по отношению к принадлежащей ему вещи не безгранична, ибо он обязан принимать меры, предотвращающие ущерб здоровью людей и окружающей среде; вынужден в случаях, на условиях и в пределах, предусмотренных законодательством, допускать ограниченное пользование его имуществом другими лицами и т.п. В целях нормальной реализации права собственности государство через такие формы, как запреты, обязанности, наказания и др., должно ставить правовые ограничения и в отношении всех посягающих на эту собственность.

Следует иметь в виду и другие связующие нити их взаимообеспечения. Так, юридическая обязанность есть правовое ограничение для собственных интересов обязанного лица, направленное одновременно на действие его в интересах управомоченного. Для наиболее эффективного выполнения отдельных обязанностей, в которых заинтересовано общество и государство, устанавливаются меры поощрения, необходимые для того, чтобы стимулировать подобное осуществление (т.е. процесс ограничения собственных интересов во имя интересов управомоченного и интересов общества в целом) путем обещания за данные постоянные социально полезные действия соответствующих благ, ценностей. Этим самым поощрение в случае заслуженного поведения обязанного лица компенсирует затраты, некоторую самоущемленность одних интересов за счет удовлетворения других.

Сочетание стимулов и ограничений в правовых режимах

Правовые стимулы и правовые ограничения, воздействуя на сознание субъектов, определенным образом сочетаются друг с другом. «Мотивационное воздействие права, – писал Л.И. Петражицкий, – состоит не только в вызове положительных импульсов того или иного поведения (положительная правовая мотивация), но и в устранении или предупреждении появления разных мотивов в пользу известного поведения, в устранении «искушений» и т.д. (отрицательная правовая мотивация). Разные виды мотивации комбинируются в праве друг с другом. ».

Названные комбинации, как правило, являются составными частями правовых режимов. Слово «режим» (от латинского «управление») обозначает совокупность средств, мероприятий, норм для достижения какой-либо цели. Поэтому правовой режим с точки зрения информационного подхода можно рассматривать как специфический вид правового регулирования, которой выражен в своеобразном комплексе правовых стимулов и правовых ограничений. «Каждый правовой режим, – пишет С.С. Алексеев, – есть вес же именно «режим», и его понятие несет в себе основные смысловые оттенки этого слова, » том числе и то, что правовой режим выражает степень жесткости юридического регулирования, наличие известных ограничений и льгот, допустимый уровень активности субъектов, пределы их правовой самостоятельности».

В зависимости от доминирующих в правовом режиме средств, он может быть либо стимулирующим, либо ограничивающим. Если первый создает благоприятные условия для удовлетворения конкретной группы интересов, а иногда и сверхблагоприятные (режим наибольшего благоприятствования), то второй – нацелен на их комплексное сдерживание.

Правовое регулирование во многом «складывается» из определенных правовых режимов для тех или иных субъектов. До недавнего прошлого в отношении человека и хозяйствующих структур в сфере экономики действовали в основном весьма жесткие правовые режимы ограничения, в которых господствующее место занимали нормы административного и уголовного права, состоящие преимущественно из запретов, обязанностей, наказаний, т.е. правовых ограничений. Заинтересованность была «закована» в слишком узкие для нее юридические границы. В такой ситуации «стимулирующая функция права, – как замечает Ю.А. Тихомиров, – почти отмерла».

В современных условиях важно изменить привычные представления о правовом регулировании как сугубо ограничивающем. Необходимо реформировать старое соотношение стимулирующих и ограничивающих пластов в нем. Назревает неизбежный качественный скачок, который будет сопровождаться новыми комбинациями стимулов и ограничений в правовых режимах, что уже находит свое отражение (правда, не всегда последовательное) в российском законодательстве (например, в налоговом). Только комплексное и доминирующее использование правовых стимулов увеличит шансы эффективного правового воздействия на сознание и поведение субъектов, на достижение ими социально полезного результата.

Преимущество стимулирующих начал по сравнению с началами ограничивающими заключается в том, что первые, как правило, выступают более гуманными и демократичными, тонкими и гибкими методами воздействия, юридическим выражением свободы личности, незаменимым механизмом содействия самоуправляемому развитию.

Становится все более очевидным, что сложноорганизованным системам нельзя навязывать пути их развития. Скорее, необходимо понять, как способствовать их собственным тенденциям, как стимулировать их самоорганизацию.

Правовой режим стимулирования создает больше возможностей для «требуемого хаоса», который нужен в целях постоянной адаптации к изменившимся условиям среды, порождения нововведений в социальных связях, без чего гражданское общество как самоуправляющийся организм немыслимо. Для одного режима характерно то, что он с помощью, например, таких форм, как договор, позволяет субъекту выбирать из всего многообразия вариантов поведения оптимальный (наиболее выгодный), согласовывать интересы формально равных сторон фактического отношения, соизмерять свою программу управления с правовой самореализацией личности. Режимом правового ограничения можно сформировать лишь всеобщее повиновение, но не заинтересованность.

Разумеется, здесь вовсе не отрицаются правовые ограничения, ибо без них невозможна полноценная и законная самостоятельность. Но они должны занимать в правовом режиме лишь строго отведенное место, употребляться в качестве надежных элементов, направляющих свободную энергию на достижение позитивных целей. Другими словами, в ситуации, когда рыночные отношения отвергают приоритет правовых ограничений, последние призваны дополнять основные, ведущие средства – правовые стимулы.

Open Library — открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Экология Правовые стимулы и ограничения, льготы и поощрения в механизме правового регулирования

Правовой стимул – правовое побуждение к законопослушным действиям, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятстсования.

Признаки реализации правовых стимулов:

1) связаны с благоприятными условиями для осуществления собственных интересов личности (ᴛ.ᴇ. обещают, предоставляют ценности, либо (отменяют) снижают меру лишения ценностей (к примеру, стимулом является отмена или снижение меры наказания)

2) обозначают собой положительную правовую мотивацию

3) предполагают повышение положительной активности

Классификация видов правовых стимулов:

По элементу структуры нормы права Юридический факт-стимул (гипотеза)
Субъективное право
Законный интерес
Льгота (диспозиция)
Поощрение (санкция)
По предмету правового регулирования Конституционные, гражданские, экологические, трудовые и др.
По объему Основные (субъективное право)
Частичные (законный интерес)
Дополнительные (льготы)
По времени действия Постоянные (право собственности)
Временные (разовая премия)
По содержанию Материально-правовые (зарплата)
Морально-правовые (благодарность устная или с занесением в трудовую книжку)

Правовое ограничение — ϶ᴛᴏ правовое сдерживание противозаконной акции, создающее условия для охраны и защиты интересов другого субъекта и общественных интересов.

Признаки реализации правовых ограничений:

1) связаны с неблагоприятными условиями (угроза или лишение определœенных ценностей) для осуществления собственных интересов субъекта

2) сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а, значит, прав личности (достигается это с помощью обязанностей, запретов, наказаний и др.).

3) обозначают собой отрицательную правовую мотивацию

4) предполагают снижение отрицательной активности

5) выполняют функцию охраны общественных отношений

Классификация видов правовых ограничений:

По элементу структуры нормы права Юридический факт-ограничение (гипотеза)
Юридическая обязанность, запрет приостановление (диспозиция)
Наказание (санкция)
По предмету правового регулирования Конституционные, гражданские, экологические и др.
По объему Полные (ограничение дееспособности малолетних – от 6 до 14 лет)
Частичные (ограничение дееспособности несовершеннолетних от 14 до 18 лет)
По времени действия Постоянные (установленные законом избирательные ограничения для иностранных лиц)
Временные (обозначенные в акте о чрезвычайном положении)
По содержанию Материально-правовые (лишении премии)
Морально правовые (выговор, строгий выговор, с занесением в трудовую книжку)

Правовая льгота — ϶ᴛᴏ правомерное облегчение положения субъекта͵ позволяющее ему полнее удовлетворять собственные интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных особых прав (преимуществ), так и освобождении от обязанностей.

Признаки реализации правовых льгот:

1) Первостепенное значение имеет цель – более полное удовлетворение собственных интересов субъектов, облегчение условий жизнедеятельности субъектов (к примеру, освобождение иностранцев от несения службы в вооруженных силах не является льготой, так как государство, ограничив данную категорию от осуществления указанных обязательств, преследовало совершенно другие цели)

2) Правовая льгота — ϶ᴛᴏ специфическое исключение из общих правил (исключения правомерные)

Функции правовых льгот:

1) Компенсационная – создает равные возможности для развития лиц неравных в силу биологических и социальных причин

2) Стимулирующая – побуждает к отдельным видам общественно-полезной деятельности, обеспечивая благоприятные условия для удовлетворения собственных интересов.

Правовые поощрения — ϶ᴛᴏ форма и мера юридического одобрения добровольного, заслуженного действия, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные последствия.

Признаки правовых поощрений:

1) заслуженность поощрения, ᴛ.ᴇ. добросовестный правомерный поступок, связанный со «сверхисполнением» субъекта своих обязанностей либо с достижением общепризнанного полезного результата͵ требующего поощрения

2) Добровольность, призыв совершать желательные для общества и государства действия не являются обязательным для каждого субъекта

3) Юридической одобрение в форме вознаграждения

4) Взаимовыгодность как для субъекта͵ так и для общества

Классификация видов правовых поощрений:

Правовые стимулы и ограничения

Содержание и классификация правовых стимулов как мер регулирования общественных отношений. Определения понятия и изучение классификации правовых ограничений как меры правового сдерживания. Правовой режим стимулирующих и ограничивающих мер воздействия.

Рубрика Государство и право
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 30.05.2012
Размер файла 34,4 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Тема: Правовые стимулы и ограничения

1. Правовые стимулы

1.1 Понятие правового стимула

1.2 Классификация правовых стимулов

2. Правовые ограничения

2.1 Понятие правового ограничения

2.2 Классификация правовых ограничений

3. Правовые стимулы и правовые ограничения как взаимообеспечивающие друг друга юридические категории

4. Правовой режим как комбинация стимулирующих и ограничивающих средств воздействия

Список использованных источников и литературы

Изучение нашей темы, как и изучение других вопросов, касающихся правового регулирования общественных отношений, приобрело практический смысл совсем недавно, а именно, с тех пор, как политический режим в нашей стране стал определять себя как правовой: «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство» — так гласит Конституция. Вместе с тем, постоянно меняющиеся политические условия, связанные с движением нашей страны по пути «суверенной демократии», а также, ряд внешнеполитических факторов, заставляют сомневаться в востребованности как правовых методов социального регулирования, так и теоретических изысканий, связанных с ними, в будущем. На наш взгляд, наука должна быть отделена от политики, поэтому, принимая во внимание вышеупомянутые, постоянно меняющиеся условия, мы пришли к выводу, что проблема действия права в информационно-психологическом аспекте, как и вообще действия права, противопоставляемого простому применению писаных законов, полезна и интересна.

По нашему мнению, правовые стимулы и правовые ограничения, как факторы, влияющие на поведение субъектов правоотношений, сами по себе достаточно далеки как от индивидуальных представлений о добре, справедливости и о должном поведении, присутствующих у каждого, так и от принуждения путём прямого насилия, поэтому только они могут широко применяться при социальном регулировании. Мы считаем, что прямое насилие неприемлемо по определению, а рассчитывать на чужую совесть — наивно, поэтому использование стимулов и ограничений — своеобразная золотая середина среди двух крайностей.

Следует отметить, что современная отечественная юридическая наука не уделяет нашей теме того внимания, которого она заслуживает: среди ученных, в последнее время, исследовавших стимулы и ограничения в праве, можно вспомнить только А.В.Малько, опубликовавшего подробный труд, посвященный этой проблеме, а также, ряд статей и лекций. Некоторые аспекты нашей темы изучались коллегами А.В.Малько по Саратовской академии права: так И.С.Морозова занималась проблемой эффективности льгот в Российском праве, а О.М.Киселёва изучала историко-юридический аспект института правового поощрения в России; проблемы правовых ограничений в своих трудах касались К.К.Гасанов — доцент Московского гуманитарного университета МВД России, и А.В.Стремоухов — профессор Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. Что касается других признанных специалистов в области права, то они избегают нашей темы.

Цель данной работы состоит в том, чтобы изучить теоретический аспект использования стимулов и ограничений в правовом регулировании, для чего подробнее осветить их понятия и классификацию, рассмотреть их как взаимодополняющие и взаимообеспечивающие юридические средства, выяснить, какова роль стимулов и ограничений в правовых режимах. Важной, на наш взгляд, задачей является рассмотрение дискуссионных вопросов, которые присутствуют, хотя и в небольшом количестве в нашей теме.

1.1 Понятие правого стимула

При формировании любого определения, следует выделить все существенные признаки, присущие предмету данного определения. Так правовые стимулы характеризуются следующим:

1. «они связаны с благоприятными условиями для осуществления собственных интересов личности, так как выражаются в обещании либо предоставлении ценностей, а иногда в отмене либо снижении меры лишения ценностей (например, отмена или снижения меры наказания — есть стимул);

2. сообщают о расширении объёма возможностей;

3. обозначают собой положительную правовую мотивацию;

4. предполагают повышение позитивной активности;

Таким образом, правовой стимул — это правовая мера, регулирующая общественные отношения, путём побуждения субъекта этих отношений к определённому поведению за счёт представления ему дополнительных возможностей и благ.

Следует отметить, что стимулирующее воздействие должно быть связано с добровольностью, свободой выбора поведения, личной заинтересованностью, служить интересам данного субъекта, а не интересам стороны, противостоящей ему в правоотношении. Характерной чертой правового стимула является его ориентация на общественно-активное поведение, при этом, для государства, как формального творца права, выгодно, чтобы это активное поведение было ещё и творческим. Хотя, может показаться, что для власти выгодно, чтобы граждане просто выполняли приказы, поступающие сверху, были подобны винтикам в едином механизме, одни служили государству своей физической силой, другие — мозгами, но подобная схема не может сохранять свою эффективность в течение долгого времени и неизбежно приводит к кризису. В качестве примера можно вспомнить любой авторитарный режим, который в начале своей истории может, хотя это и не обязательно, добиться определённых выдающихся успехов, но потом изживает себя и заканчивается либо радикальным реформированием (в лучшем случае), либо крупными социальными потрясениями.

Таким образом, для государства более разумно проводить политику стимулирования творческой активности граждан, не зависимо от сферы её приложения, хотя и это подлежит регулированию через стимулирование, социальная активность — залог прогресса, а прогресс — гарантия благополучия.

В процессе написания данной работы нам пришлось сделать интересное наблюдение: в некоторых случаях, наложение негативной санкции может выступать в роли стимула, но только при условии, что последствия этой санкции могут быть преодолены вследствие определённых действий объекта этой санкции. Например, студент, получивший неудовлетворительную оценку за курсовую работу, получает ещё и серьёзный повод написать её самостоятельно и качественно. Возможно, это не самый удачный пример, но для нас он весьма актуален. А.В. Малько писал об этом: «Отмена или снижение меры наказания есть стимул». Н.И. Матузов, А.В. Малько. Указ. Соч.

1.2 Классификация правовых стимулов

В зависимости от основания деления существует несколько вариантов классификации правовых стимулов.

Начнём с отраслевого деления. В зависимости от группы однородных общественных отношений и соответствующей ей отрасли права, включающей в себя данную норму, несущую в себе стимул, выделяют стимулы: конституционные, уголовные, административные, экологические и другие. Кроме того, существует классификация, основанная на структурном подходе к изучению правовых норм. Как известно, правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции, поэтому в зависимости от того, какой из этих элементов содержит в себе стимул, можно говорить о юридическом факте — стимуле, являющемся гипотезой; кроме того, стимулы, содержащиеся в диспозиции классифицируются в зависимости от объёма: основные (субъективное право), частичные (законный интерес) и дополнительные (льгота); а санкция содержит поощрение.

Вопрос о существовании положительных санкций относится к разряду дискуссионных. А.В.Малько прямо пишет: «Санкции могут быть не только отрицательными, но и положительными» Н.В. Матузов, А.В. Малько. Указ соч. С. 739 . Далее приведём определения других исследователей.

А.В.Мицкевич: «Закреплённые в нормах права предписания о мерах принуждения за неисполнение обязанностей и в целях защиты прав других лиц носят название санкции» В.С.Нерсесянц. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов. М: 2004. С. 258 .

Ф.М. Райанов: «Санкция — часть нормы, где речь идёт о неблагоприятных последствиях, которые наступают в отношении нарушителя требований этой нормы». Ф.М.Райанов. Проблемы теории государства и права (Юриспруденции): Учебный курс. М: 2003. С. 259

А.Б. Венгеров: «Санкцией обозначают обеспечивающий механизм правовой нормы — указания на те неблагоприятные последствия, которые могут наступить для нарушителя правила поведения». А.Б.Венгеров. Теория государства и права: учебник для вузов. М: 2000 С. 242

А в толковом словаре русского языка утверждается, что слово «санкция» происходит от латинского «sanctio», что переводится как «освящение», и означает «1.признание законности какого-н. явления…2.одобрение…3.условие выполнения закона…» Д.Ушаков Толковый словарь русского языка в 4 т. Т 4. М: 1996. с.47 . Таким образом, хотя многие учёные не признают позицию Малько, но этиология слова «санкция» вполне позволяет употреблять его применительно к структуре правовой нормы именно в том значении, в каком это делает Малько. Признавая этот вопрос дискуссионным, мы не видим никаких препятствий против того, чтобы понимать санкцию, как «условие, обеспечивающее выполнение закона», то есть не только как карательную или восстановительную меру, но и как поощрение.

Правовое поощрение — это форма и мера юридического одобрения добровольного заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные последствия.

Признаки правового поощрения заключаются в следующем.

1. Оно связано с заслуженным поведением.

2. Поощрение сопряжено с сугубо добровольным поступком. В поощрительной норме содержится призыв совершить желательное для общества и государства действие, но не обязательное для каждого отдельного субъекта. Вместе с тем выбор такого поведения подкрепляется обещанием предоставить лицу определенные дополнительные блага.

3. Меры поощрения юридически одобряют позитивные действия, выступая формой вознаграждения со стороны общества и государства добровольного заслуженного поведения.

4. Поощрение взаимовыгодно для общества и субъекта, осуществляющего его, сочетает различные интересы, удовлетворяя благоприятными последствиями.

5. Поощрение — юридический стимул, причем, как правило, самый действенный.

Вернёмся к классификации. Малько пишет, что «в своей деятельности люди учитывают, что желаемые или не желаемые ими юридические последствия обусловлены определёнными юридическими фактами» Н.В. Матузов, А.В. Малько. Указ соч. С. 738 , поэтому люди вынуждены, определяя линию своего поведения, либо стремиться к возникновению определённых фактов, либо препятствовать их появлению.

Если лицо рассчитывает на определённые последствия своего поведения, то оно согласует свои поступки с требованием правовой нормы: именно так юридический факт-стимул вызывает поведенческую реакцию.

Как говорилось выше, стимулирующими элементами на уровне диспозиции выступают: субъективное право, законный интерес и льгота. Первое и второе традиционно рассматривают вместе. Законный интерес и субъективное право — разновидности правовых дозволений, их соотношение — тема для отдельного исследования, здесь мы коснёмся только отдельных моментов. «Законный интерес — это отражённое в объективном праве либо вытекающее из его общего смысла и в определённой степени гарантированное государством простое юридическое дозволение, выражающееся в стремлении субъекта пользоваться конкретным социальным благом, а также, в некоторых случаях, обращаться за защитой к компетентным органам — в целях удовлетворения своих потребностей, не противоречащих общественным» А.В.Малько. Субъективное право и законный интерес//Правоведение. №3 С. 35 , а «Субъективное право как юридическая категория раскрывается через набор определённых возможностей индивида: возможности пользоваться определённым социальным благом; возможности совершать определённые действия и требовать соответствующих действий от других лиц; возможности обращения к государству с требованием защиты или восстановления нарушенного права» В.С.Нерсесянц. Указ. Соч. С.230

Нетрудно проследить ключевое отличие: оно состоит в том, что субъективное право всегда обеспечивается юридической необходимостью, то есть, наличию права у одного участника правоотношений соответствует наличие обязанности у другого участника, в то время, как субъективное право — юридическая возможность, для реализации, которой достаточно желания обладателя этой возможности — того, кто имеет право, а законный интерес — простое дозволение, не требующее соответствующего поведения от других лиц.

Говоря об обеспечении субъективных прав посредством обязанностей, следует упомянуть, что «увеличение субъективных прав граждан всегда приводит к увеличению обязанностей, при этом, чем активнее конкретный субъект пользуется своими правами, тем больше обязанностей он порождает у противостоящих ему участников отношений» А.В.Малько, В.В.Субочев. Законный интерес и юридическая обязанность: актуальные вопросы соотношения//История государства и права. 2004 №5 с2-3 . Такое интересное наблюдение делают А.В.Малько и В.В.Субочев в статье «Законный интерес и юридическая обязанность: актуальные вопросы соотношения». На наш взгляд, увеличение прав — позитивный процесс, а сопутствующее ему увеличение обязанностей — разумная цена за него.

Ещё одной разновидностью правовых стимулов, проявляющихся на уровне диспозиции, является льгота. И.С.Морозова пишет, что «Правовые льготы — это юридическое средство, с помощью которого создаётся режим наибольшего благоприятствования для удовлетворения потребностей субъектов, имеющее для последних компенсационное, стимулирующееся, либо гарантирующее значение» И.С.Морозова. Льготы в российском праве: проблемы эффективности// Правоведение. 2001 №4 С.40 .

Компенсационный характер правовых льгот состоит в создании хотя бы примерно равных возможностей для развития лиц, находящихся в неравных условиях в силу биологических и социальных причин. Так, вовлечение в трудовую деятельность слепых и людей с плохим зрением было бы невозможно без установления для них законом особых условий труда. Следовательно, принцип социальной справедливости требует установления в данном случае определенного изъятия из принципа равноправия граждан, а сами льготы слепым и людям с плохим зрением приобретают компенсационный характер, выравнивая их возможности с возможностями других людей. В этом смысле льгота — особое право, дополняющее имеющиеся у лица права с целью гарантировать определенный уровень потребления, облегчить доступ к юридически обеспеченному благу, существенным образом затрудненный вследствие инвалидности, беременности, материнства, сочетания учебы с работой и т. д. Здесь льготы призваны улучшать социально-экономические условия конкретных категорий граждан, их материально-бытовое и финансовое положение.

Вместе с тем, льготы нельзя полностью отождествлять с компенсациями, ибо в ряде случаев наряду с компенсационной они выполняют и стимулирующую функцию: способны побуждать к отдельным видам общественно-полезной деятельности, создавать благоприятные условия для удовлетворения собственных интересов лица. Стимулирующую функцию призваны выполнять, прежде всего, налоговые льготы.

Мы считаем, что льготы максимально раскрывают своё значение при использовании экономических рычагов в управлении в противовес административным методам. При таких условиях роль льгот резко возрастает, тем более что значительная их часть относится к налогообложению.

Нас больше интересуют льготы как юридический инструмент, особенно как правовой стимул. Льгота стимулирует конкретное поведение лица, предусмотренное законодателем в качестве условия её получения, при этом льготополучатель может быть частично освобождён от обязанностей, для него могут быть существенно упрощены условия их выполнения, либо он может получить любые другие преимущества.

Многие исследователи считают проблему льгот одной из актуальных для современного правоведения, поскольку она является малоисследованной Н.И.Матузов, А.В.Малько. Указ. Соч. С.747 и «именно от того, насколько эффективно будет действовать система преимуществ, во многом будет зависеть и качество самого права, степень его ценности в обществе» И.С.Морозова. Указ. Соч.С.50 — такое значение имеют льготы как правовой инструмент.

Нам удалось познакомиться со статьёй Киселёвой и Малько, посвящённой истории института правового поощрения в России О.В.Киселёва, А.В.Малько. Институт правового поощрения в России: историко-юридический аспект.//Правоведение. 1999 №3 с.32-41 . Мы считаем, что поощрение — наиболее эффективный правовой стимул, поэтому, оно заслуживает особого внимания. Ниже приведём основные выводы, сделанные авторами статьи.

Поощрения в условиях резкой поляризации современного российского общества носят все больше политизированный характер. Власть подчас проявляет изощренную избирательность в осуществлении своей поощрительной политики.

И все же характерной для современного института поощрения остается тенденция расширения сферы его действия, появление и развитие новых видов поощрения, стремление в полной мере использовать стимулирующий потенциал данного юридического средства. В настоящее время важно поднять социальную значимость поощрительных норм путем усиления их юридической гарантированности, что уже подтверждается некоторыми нормативными актами, принятыми за последние годы.

Таким образом, исследование генезиса института правового поощрения показывает, что данный институт эволюционировал от простых форм к более сложным. Первоначально поощрения имели в основном примитивный характер и распространялись лишь на небольшой круг общественных отношений. Затем поощрения стали усложняться вместе с самой жизнедеятельностью общества, с характером социальных связей, с происходящими в государстве изменениями. За более чем тысячелетний этап развития меры поощрения в российском законодательстве из неупорядоченных и отдельных элементов «доросли» до уровня разветвленной системы, межотраслевого юридического института.

Еще один вывод заключается в том, что при принципиальном изменении власти, как правило, принципиально менялась и система поощрения, которая зачастую данную власть обслуживала. История подтверждает это многократными примерами

Система правовых поощрений в конкретно-исторический период развития России — своеобразная реакция на актуальные потребности и проблемы, существовавшие в тот или иной момент в данном российском обществе, ибо институт поощрений является комплексным юридическим средством достижения поставленных государством целей, способом решения соответствующих задач.

Следует подчеркнуть, что возникновение и эволюция правовых форм поощрения, их качественное изменение и количественный рост всегда были зависимы, производны от состояния базисных отношений. Объем правового поощрения, как и масштаб принуждения, обусловлен в своей основе сущностью государства и права. Соответственно социально-экономическому и политическому развитию общества появлялись и совершенствовались новые формы и виды поощрений. При этом, чем более высоким был уровень цивилизованности общества, тем более широкие сферы социальной жизни были охвачены поощрительными средствами.

На протяжении длительного исторического периода неуклонно расширялась сфера действия поощрительных норм, в тесной связи с социально-экономическим и политическим развитием общества появлялись и динамично развивались различные способы поощрения. Исторически складывающиеся формы поощрения были весьма разнообразны: от дарования вещей до различных видов премирования и почетных званий. Доминирование в правовом регулировании императивного метода над диспозитивным, поощрительным характеризует качественно низкий уровень развития права как социального регулятора.

Традиционным для достаточно длительного периода являлось поощрение поведения, выгодного в основном для государства и лишь в отдельных случаях — для личности и общества. На протяжении всех этапов эволюции, не исключая нынешнего, поощрение все же рассматривалось и рассматривается как вспомогательное, резервное средство правового воздействия.

Между тем необходимо активнее и целенаправленнее использовать данные меры, дополнять их новыми существенными компонентами, которые смогут оптимизировать регулирование современных непростых социальных связей. Не вызывает сомнений то, что проведение в жизнь эффективной поощрительной политики обеспечит переход от потребительских интересов к производительным, будет содействовать развитию производства на качественно новой основе, значительным образом повысит ценность права и тем самым будет способствовать становлению в России полноценного гражданского общества.

Помимо классификации по объёму, отрасли и в зависимости от элемента структуры правовой нормы, существует классификация правовых стимулов в зависимости от времени их действия. Выделяют временные и постоянные стимулы. К постоянным относится субъективное право, а к временным — разовое поощрение. Кроме того, существует классификация в зависимости от содержания. При использовании этого подхода выделяют морально — правовые и материально — правовые стимулы.

Таким образом, правовые стимулы — это очень широкая и не до конца изученная тема, а её практическое и теоретическое значение очень велико.

2.1 Понятие правового ограничения

Толковый словарь русского языка определяет «ограничение» как «стеснение, ограничивающее права, возможности» Д.Ушаков, Указ. Соч. С.753

К.К.Гасанов и А.В.Стремоухов в статье, которая называется «Абсолютные права человека и ограничение прав» выделяют четыре существенных признака, которые характеризуют правовые ограничения:

1. «Неблагоприятные условия (угроза или лишение определённых ценностей) для осуществления собственных интересов субъектов, направленных на их сдерживание и одновременно на удовлетворение общественных интересов в охране и защите;

2. Негативный характер, т.е. использование преимущественно принудительных, силовых средств;

3. Уменьшение объёма возможностей, свободы, что осуществляется с помощью обязанностей, запретов, мер защиты, наказаний и т.п., сводящих разнообразие в поведении субъекта до определённого, «предельного» состояния;

4 Направленность на охрану общественных отношений, индивидуальной и коллективной свободы» К.К.Гасанов, А.В.Стремоухов Абсолютные права человека и ограничения прав// Правоведение. 2004 №1 с.173

А теперь приведём определение А.В.Малько: «Правовое ограничение — это правовое сдерживание противозаконного деяния, создающее условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите» Н.И.Матузов, А.В.Малько. Указ. Соч. С.739

На наш взгляд, ограничения очень важны, поскольку без них, как ни странно, невозможно обрести и тем более познать свободу, ведь давно известно, что личная свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого.

Следует отметить, что наличие и правовых ограничений, естественно, признаётся в позитивном праве, например, статья 55 Конституции РФ гласит: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо».

Свойства правовых ограничений также раскрываются при их рассмотрении в сочетании с категорией правовых дозволений: «Правовые дозволения и запреты призваны выразить и гарантировать всем членам общества максимально возможную на данном этапе его развития равную для всех меру свободы» В.С.Нерсесянц. Философия права. Учебник для вузов. М:1997 С .91 Речь здесь идёт о формировании правового режима на базе принципа «всё, что не запрещено, то разрешено», то есть, сначала разрешается (теоретически) всё, после чего устанавливается система правовых ограничений, которая и формирует рамки допустимого поведения.

2.2 Классификация правовых ограничений

В процессе правового воздействия правовые стимулы и правовые ограничения взаимодополняют друг-друга, поэтому их классификации во многом схожи.

В зависимости от отраслевой принадлежности, правовые ограничения могут быть конституционными, административными, уголовными и т.п.; в зависимости от объёма, они делятся на полные (ограничение дееспособности несовершеннолетних), и частичные (ограничение дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет), в зависимости от времени действия — на временные и постоянные, в зависимости от содержания — на морально-правовые и материально-правовые, а в зависимости от элемента структуры нормы права можно выделить юридический факт-ограничение (гипотеза), обязанность, запрет, приостановление (диспозиция), наказание (санкция).

В гипотезе правовой нормы могут устанавливаться ограничивающие обстоятельства, содержащие определённое поведение — это факт-ограничение. В частности, в соответствие с Конституцией, отсутствие гражданства Российской Федерации является препятствием для занятия поста Президента.

Правовыми ограничениями в диспозиции выступают юридические обязанности, о которых говорилось ранее в связи с их ролью при реализации субъективных прав.

Два других вида ограничений на уровне диспозиции — это запрет и приостановление. Запрет — это препятствие удовлетворению интересов одной стороны, направленное, как юридическая обязанность, на реализацию интересов другой стороны. Устанавливая запрет на совершение определенных действий, законодатель тем самым возлагает на гражданина обязанность воздерживаться от запрещенных действий. Запрет, препятствуя удовлетворению интересов индивида, в отношении которого он действует, направлен на реализацию интересов противоположной стороны. По своей сущности, запреты — такие государственно-властные сдерживающие средства, которые под угрозой ответственности должны предотвращать нежелательные, противоправные деяния.

Приостановление сдерживает возможные вредные последствия правоотношения путём его временного прекращения.

Приостановление не является юридической ответственностью, ибо оно не содержит итоговой оценки, а лишь предполагает дальнейшее разрешение возникшего вопроса. Вместе с тем приостановление содержит принудительные элементы со стороны вышестоящего, контролирующего, надзорного или судебного органа. Оно временно прекращает существующее правоотношение, сдерживая наступление возможных общественно вредных последствий.

Наказание — это ограничение на уровне санкции. Малько пишет: «Правовые наказания есть форма и мера юридического осуждения (порицания) виновного, противоправного поведения, в результате которого человек в чём-то обязательно ограничивается, чего-то лишается» И.И.Матузов, А.В.Малько Указ. Соч.741 .

На наш взгляд, юридическая природа стимулов и ограничений как парных понятий наиболее чётко проявляется в такой категории, наказание, при её рассмотрении в паре с соответствующей ей категорией — поощрением. Малько пишет: «Сущности правовых стимулов и ограничений проявляются наиболее полно в поощрениях и наказаниях» Н.И.Матузов, А.В.Малько Указ. Соч. С.741 .

Поощрения и наказания имеют следующие общие признаки:

1) они являются правовыми средствами воздействия на интересы лиц;

2) для них установлены определенные процедуры применения — формы поощрения и наказания заранее известны и закреплены в соответствующих нормативных актах, там же определен и круг лиц, наделенных правом применять те или иные меры поощрения и наказания;

3)они обеспечиваются мерами государственной защиты, гарантируются законом;

4)они выступают одновременно в качестве наиболее сильных обеспечивающих факторов реализации других правовых средств (прав, льгот, обязанностей, запретов и т. п.);

5) они связаны с благом, ценностями, хотя последствия этой связи будут зависеть от того, что применяется — поощрение или наказание;

6) для их наступления необходимо кроме объективной стороны еще и определенное субъективное состояние лица — выразившееся либо в заслуге и подлежащее поощрению, либо в прямо противоположной «заслуге» (вине) и подлежащее наказанию.

Различия между поощрением и наказанием заключаются в следующем:

1) если поощрение как заслуженная мера призвано подкреплять положительное поведение, характеризующее позитивные цели и мотивы субъекта, а также превосходящее обычные требования, то наказание — тоже своеобразная «заслуженная мера», выступающая как средство защиты общества от правонарушений;

2) если меры поощрения связаны с элементами взаимополезности с точки зрения общества и субъекта, то меры наказания — с элементами взаимовредности;

3) если поощрение — мера одобрения, то наказание — мера осуждения. Они вызывают соответственно у лица положительные или отрицательные эмоции;

4) у них по-разному проявляется связь с благом, ценностями: если при применении поощрения субъекту предоставляется определенная ценность, то при наказании он лишается каких-либо ценностей;

5) если в наказании заложены силы, подтягивающие, так сказать, поведение личности до нормы, то в поощрении — силы, поднимающие такое положение выше нормы;

6) при соотношении поощрений и наказаний ведущую роль отводят поощрениям, которые, создавая больше альтернатив поведения, представляют собой более гибкое воздействие, чем наказание.

Стимулы и ограничения со стороны их взаимообеспечения будут подробнее рассмотрены в следующей главе, поэтому нет смысла касаться этой темы здесь.

воздействие стимул ограничение правовой режим

3. ПРАВОВЫЕ СТИМУЛЫ И ПРАВОВЫЕ ОГРАНИЯЕНИЯ КАК ВЗАИМООБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДРУГ ДРУГА ЮРИДИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ

Если с этой точки зрения взглянуть на правовые ограничения, то можно увидеть, что и они охватывают собой все юридические инструменты. Ведь всякое правило в конечном счете можно рассматривать как ограничение: побуждая к одним действиям, оно одновременно сдерживает, пресекает другие. В интересующем нас плане оно не только негативно сдерживает при помощи основной функции правовых ограничений (запретов, обязанностей, наказаний и т.п.), но и позитивно косвенно ограничивает посредством правовых стимулов (что является дополнительным эффектом дозволений, льгот, поощрений) удовлетворение тех или иных интересов.

Тогда получается, что все правовые средства лишь ограничивают. Но в этом случае остается без ответа уже другой вопрос: какие юридические инструменты призваны содействовать социально полезному поведению, стимулировать положительную активность людей?

Ответы на поставленные вопросы будут найдены, как только в поле зрения окажутся два информационно-психологических средства, взаимодополняющих друг друга в правовом воздействии,- правовые стимулы и правовые ограничения.

Следовательно, они функционально взаимосвязаны: если основная функция правовых стимулов заключается в развитии положительной активности при одновременном позитивном сдерживании отрицательной, то основная функция правовых ограничений заключается в сдерживании отрицательной активности при одновременном стимулировании положительной активности субъектов негативным образом.

К тому же, включая позитивные и негативные моменты в одно понятие «правовое регулирование», невозможно показать принципиально различное отношение со стороны права к тем или иным интересам субъектов, выявить прямо противоположное значение правовых средств для удовлетворения либо неудовлетворения определенных стремлений в правоотношении. Кроме того, такое обобщающее понятие, нивелируя двоичность юридической информации, не может выполнять функцию информативную, сигнальную, свидетельствующую об изменениях в среде, а значит и не способно вызывать соответствующие изменения в управляемой системе (в поведении субъекта).

Есть ещё один признак, характеризующий взаимообеспечение объектов нашего исследования. Существует такой юридический стимул как установление субъективного права. Следует сказать, что оно не может быть реализовано без ряда законодательных ограничений, определяющих не столько рамки целесообразного, сколько рамки разумного, ведь принимая во внимание презумпцию правомерности незапрещённого, следует учитывать, что злоупотребление правом со стороны одних может принести вред другим, тем более что общество — это система, которая очень болезненно переносит различного рода крайности. Помимо этого, для выполнения юридической обязанности тоже может быть установлен режим стимулирования. Могут быть установлены меры поощрения, льготы и прочее.

Таким образом, стимулы и ограничения, являясь парными юридическими категориями, на практике не могут эффективно работать, не обеспеченные со стороны друг друга. Тщательная регламентация отношений в юридической сфере немыслима без этих двух обобщающих информационных ориентиров возможностей и их пределов для субъектов права, поскольку они обозначают степень благоприятности либо неблагоприятности конкретных правовых факторов для интересов участников правоотношений.

4.ПРАВОВОЙ РЕЖИМ КАК КОМБИНАЦИЯ СТИМУЛИРУЮЩИХ И ОГРАНИЧИВАЮЩИХ СПОСОБОВ ВОЗДЕЙСТВИЯ

«Сложноорганизованным системам нельзя навязывать пути их развития. Скорее, необходимо понять, как способствовать их собственным тенденциям, как стимулировать их самоорганизацию» 1 Н.И. .Матузов. А.В.Малько. Указ. Соч. С. 745 . Малько имеет в виду общество и регулирование его развития и жизнедеятельности. Как известно, для такого регулирования нужно право (объективное), а правовое регулирование всего общества складывается из правового регулирования для каждого социального субъекта, оно включает в себя сочетание, определённую комбинацию правовых стимулов и правовых ограничений, такая комбинация носит название правового режима. Таким образом, правовое регулирование складывается из правовых режимов для каждого субъекта.

Логично предположить, что, в зависимости от конкретных условий, сочетание стимулов и ограничений в конкретном режиме может быть различным. Считается, что если режим создаёт благоприятные условия для удовлетворения конкретной группы интересов, то он называется стимулирующим, в противном случае, режим нацелен на комплексное сдерживание и называется ограничивающим. В современных условиях важно изменить привычные представления о правовом регулировании как сугубо ограничивающем.

Необходимо реформировать старое соотношение стимулирующих и ограничивающих пластов в нем. Назревает неизбежный качественный скачок, который будет сопровождаться новыми комбинациями стимулов и ограничений в правовых режимах. Только комплексное и доминирующее использование правовых стимулов увеличит шансы эффективного правового воздействия на сознание и поведение субъектов, на достижение ими социально-полезного результата.

До недавнего прошлого в отношении человека и хозяйственных структур в сфере экономики действовали в основном весьма жесткие правовые режимы ограничения, в которых господствующее место занимали нормы административного и уголовного права, состоящие преимущественно из запретов, обязанностей, наказаний, т.е. правовых ограничений.

Режимом правового ограничения можно сформировать лишь всеобщее повиновение, но не заинтересованность. Разумеется, здесь вовсе не отрицаются правовые ограничения, ибо без них невозможна полноценная и законная самостоятельность. Но они должны занимать в правовом режиме лишь строго отведенное место, употребляться в качестве надежных элементов, направляющих свободную энергию на достижение позитивных целей.

Мы считаем, что без ограничений право теряет всякий смысл своего существования, ведь не стоит забывать, что оно когда-то зародилось в форме простой системы запретов, но для нас очевидно, что право должно быть гуманным, из чего вытекает, что регулирование должно осуществляться более гибким методами, оставляющими максимум пространства для самореализации и максимум выбора.

Приступая к написанию этой работы, мы не ставили себе целью выяснить, какая из сторон информационно-психлогического действия права наиболее предпочтительна, а в процессе её написания мы убедились, что будь такой вопрос, поставлен, найти на него ответ не смог бы ни один, даже самый грамотный юрист.

Парные категории «правовые стимулы» и «правовые ограничения» возникли под влиянием потребностей практики охватить двумя наиболее общими понятиями разнообразные юридические инструменты: с одной стороны, субъективные права, законные интересы, льготы, поощрения и т.д., а с другой — юридические обязанности, запреты, приостановления, меры наказания и т.д. Правовые стимулы и правовые ограничения не подменяют данные разноплановые юридические средства, а в определенной мере интегрируют, унифицируют их. Так же, например, как понятие «субъективное право» проявляется в конкретных правах на образование, труд, социальное обеспечение, так и юридическим выражением правового стимула выступают поощрения, льготы, дозволения и т.п. Иначе говоря, правовой стимул есть абстракция, как, собственно, и субъективное право, но лишь более высокого уровня.

То же следует сказать и о правовых ограничениях. Ведь в правовой сфере нет другой подобной по своей широте категории, которая бы включала все необходимые сдерживающие и лимитирующие элементы информационно-психологического действия права. Тщательная регламентация отношений в юридической сфере немыслима без этих двух обобщающих информационных ориентиров возможностей и их пределов для субъектов права, поскольку они в концентрированном виде обозначают степень благоприятности либо неблагоприятности конкретных правовых факторов для интересов участников правоотношений. Правовые стимулы и ограничения не существуют друг без друга, но это не мешает каждой из этих категорий играть свою роль в социальном регулировании. Хотя одно не может обходиться без другого, никто не сможет оспорить утверждение, что в каждый период, в каждый момент истории законодатель может выбирать из этих двух инструментов тот, который ему кажется наиболее предпочтительным.

Мы считаем, что сегодняшний законодатель, современная власть в нашей стране должна уделять как можно больше внимания методам стимулирования социального творчества, не зависимо от сферы его приложения.

Почему творчество? — потому, что поведение, более активное, мы не можем себе представить, а без активности нельзя достигнуть успеха.

Почему стимулирование? — просто гибкие, мягкие подходы всегда ближе для общества: всем и так понятно, что государство в состоянии силой подавить очень многих, многое ограничить, многое запретить, но мы не привыкли, что власть способна к равноправному и долговременному диалогу, что она может не только брать и требовать, но и давать что-то, да ещё и по собственной инициативе.

Конечно, мы можем позволить себе заниматься только теорией, поэтому остаётся лишь надеяться, что люди, занимающиеся практикой, начнут делать это разумно, вернее, делать то, что мы представляем себе разумным.

1. Конституция Российской Федерации //Российская газета.1993. 25 дек.

а) учебники и монографии

1. Теория государства и права: Курс лекций./ Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько. М.: Юрист 2000 с.776

3. Проблемы государства и права (Юриспруденции) /Ф.М.Райанов, М: Право и государство. 2003 с.304

5. Философия права: Учебник для вузов/В.С.Нерсесянц. М: Инфра. М. — Норма, 1997год 625с.

6. Толковый словарь русского языка: В 4 томах / под ред. Д.Ушакова. М: Терра, 1996

б) статьи из периодических изданий

1. Морозова И.С. Льготы в Российском праве: проблемы эффективности // Правоведение 2001 год №4. с.39-50

2. Кисилёва О.М., Малько А.В. Институт правового поощрения в России: историко-юридический аспект //Правоведение. 1999 №3 с.32-41.

4. Малько А.В. Субъективное право и законный интерес//Правоведение. 2000 №3 с.30-48

6. Малько А.В., Субочев В.В. Законный интерес и юридическая обязанность: актуальные вопросы соотношения.//История государство и права. 2004. №5 с 2-5.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Понятие и основные виды правовых отношений и стимулов. Правовые стимулы и правовые ограничения как парные юридические категории. Сочетание стимулов и ограничений в правовых режимах. Взаимодополняющие и взаимообеспечивающие юридические средства.

курсовая работа [73,0 K], добавлен 22.03.2016

Сущность механизма правового регулирования общественных отношений, его элементы и содержание. Правовые методы, способы, типы и режимы правового регулирования. Общие признаки реализации правовых стимулов и ограничений. Акты официального толкования.

курсовая работа [38,6 K], добавлен 21.10.2015

Понятие и виды правовых стимулов и правовых ограничений как парных юридических категорий. Сочетание стимулов и ограничений в правовых режимах. Способы эффективного влияния государства на интересы граждан в отношении стимулов и ограничений в праве.

курсовая работа [59,5 K], добавлен 06.12.2012

Понятие, содержание, методы правового регулирования. Система правовых норм. Изучение правовых явлений. История правовой жизни общества. Структура механизма и критерии эффективности правового регулирования. Нормативно-правовой акт, акты реализации права.

курсовая работа [24,0 K], добавлен 06.09.2008

Виды правовых ограничений. Ограничения личных прав в исполнительном производстве. Особенности правового регулирования ограничения конституционного права человека на неприкосновенность жилища в исполнительном производстве.

курсовая работа [63,1 K], добавлен 29.11.2014

Правовые отношения — особый вид общественных отношений. Понятие правовых отношений. Предпосылки возникновения и развития, виды и содержание правовых отношений. Структура правовых отношений. Понятие и виды субъектов правоотношений. Объекты правоотношений.

курсовая работа [34,3 K], добавлен 02.11.2002

Правовые отношения как особая разновидность общественных отношений, определяемых спецификой социальных регуляторов и соответствующей сферой общественной жизни. Юридическая гарантированность правовых отношений, их классификация, виды и основные признаки.

курсовая работа [44,1 K], добавлен 28.10.2015

Рассмотрение функциональных аспектов правовых отношений, их понятия и предпосылок возникновения. Определение состава правовых отношений. Характеристика субъектов, объектов отношений; изучение правовой ситуации. Понятие и классификация юридических фактов.

курсовая работа [700,3 K], добавлен 18.11.2014

Понятие административно-правовых норм, их классификация по характеру правового воздействия и юридическому содержанию. Особенности и институты системы административного права. Сущность, свойства, виды и структура административно-правовых отношений.

курсовая работа [35,3 K], добавлен 29.04.2013

Исследование основных подходов к классификации правовых отношений. Теоретические аспекты, основные понятия и виды правоотношений. Связь между лицами через их субъективные юридические права. Проблемы, возникающие при классификации правовых отношений.

курсовая работа [30,1 K], добавлен 17.11.2014

Статья написана по материалам сайтов: be5.biz, oplib.ru, otherreferats.allbest.ru.

»

Это интересно:  Список Препаратов По Региональной Льготе На 2019 Год
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector