+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Воспитатель детского сада обижает ребенка: что делать

Часто родители, отведя своего ребенка в детский сад, вскоре начинают слышать от него жалобы о том, что его в садике обижает другой ребенок, который толкается, отнимает игрушки и т.д.
Как быть в это ситуации? Учить ребенка давать сдачи? Поговорить с воспитателями? А может вообще проигнорировать, решив, что ваш ребенок все это выдумывает?

Начнем со стороны взаимодействия с детским садом:

1. Дети, которые не могут найти контакт с другими детьми, увы, часто встречаются в группах. Необходимо разговаривать с воспитателем: направлена агрессия только на вашего ребенка или на других, как проблемный малыш общается со взрослыми, как выполняет требования старших.

2. Если ребенок агрессивный или не контактный, то НЕ родители группы, а педагоги должны вести беседу с родителями ребенка, выяснять причины, семейные обстоятельства — это их компетенции. Могут рекомендовать обратиться к специалистам.

3. Если родители такого ребенка никак не реагируют на проблему и рекомендации педагогов, то возможно написание коллективного заявления с просьбой вывести проблемного ребенка из группы. При этом заявление должно быть подписано большинством родителей. НО! Такого ребенка отчислять из сада никто не имеет права, так что заведующая, на основе заявления родителей, просто переведет его в другую группу такого же возраста, если таковая имеется. Если группы нет — то перевод невозможен.

4. И самое последнее, в крайнем случае, если ни беседы других родителей, ни рекомендации педагогов, ничего не может повлиять на отношение родителей к проблемному ребенку, то по настоянию сообщества, либо по собственному решению заведующая вправе обратиться в комиссию по делам несовершеннолетних при управлении образования.

Теперь перейдем к психологической стороне данного вопроса:
Итак, в ситуации, где какой-то ребенок обижает вашего ребенка и вы никак не в состоянии, в режиме реального времени ему помочь/заступиться, следует научить ребенка самому за себя постоять. И тут есть несколько вариантов выхода из фрустрирующей ситуации (ситуации психического напряжения, когда что-то идет не так как задумывалось/хотелось и т.д.):

1. Стратегия решения.
Научить ребенка предъявлять свои границы другому:
«Мне не нравится, что ты меня обижаешь/бьешь и т.д., я так с тобой играть не хочу!»
«Давай поменяемся игрушками, если ты хочешь мою, я могу с тобой поменяться на что-то другое»
«Я сейчас поиграю и потом ты, когда я закончу, ведь я первая взяла!» и т.д.

2. Стратегия поиска социальной поддержки.
Научите ребенка просить помощи. Очень важно, чтобы ребенок умел просить помощи, звать на помощь, если сам не справляется. Ведь и мы взрослые, когда нам не хватает своего ресурса для решения какого-либо вопроса, идем за помощью (к родным и близким, друзьям, разного рода специалистам). Здесь можно транслировать ребенку идею рассказывать о своих трудностях воспитателям/нянечке и конечно же поощрять такое, если ребенок рассказывает Вам (ОН не «ябеда», ему нужна ваша помощь!).
Кстати, слезы и плачь, тоже являются признаками поиска социальной поддержки, но этому ваш ребенок обучен и без вас, правда, чем старше ребенок становиться, тем меньше проявляет эмоции через слезы, и тут важно, чтобы он научился осознанно просить помощи, не слезами, а словами. Обучать чувствам и контейнировать их (учить справляться/понимать) – задача взрослого, не ребенка, он пока сам этого делать не умеет!

3. Стратегия ухода.
Бывают в жизни ситуации, в которых нужно просто уходить, не включаться в борьбу, в которой заведомо потерпишь поражение. Вы ведь не станете вступать в борьбу с человеком, у которого конфликтный потенциал больше чем у вас? Из инстинкта самосохранения, нужно бежать так, чтобы «пятки сверкали». Так и в этой ситуации, бывает другой ребенок по каким-то своим причинам агрессивный, и ваш ребенок с таким в споре не сможет договориться НИКАК, поэтому нужно научить его не играть с ним, обходить его, насколько это возможно, без ущерба своим личным границам.

4. Активно-агрессивная стратегия.
Или, проще говоря, дать сдачи! Хорошо, если ребенок умеет давать сдачи, когда его обижают. Если вы исчерпали все мирные способы донести до человека, что он нарушает ваши границы, то на агрессию нужно ответить агрессией, иначе другой так и будет думать, что вы стерпите, вас можно бить, обижать и т.д.

Это основные стратегии выхода из сложных ситуаций. Очень важно не зацикливаться на какой-то одной, здорово, если ваш ребенок, да и вы сами, можете подбирать стратегию поведения в зависимости от контекста ситуации. Где-то нужно и сразу сдачи дать, а где то уйти, если другие варианты не подходят. В общем, развивать различные стратегии и давать свободу выбора ребенку, в зависимости от ситуации.

Помимо всего этого, нужно чаще разговаривать с воспитателями. Задавать вопросы относительно поведения вашего ребенка, связанные с другим ребенком конфликтных ситуаций, спрашивать то, как ваш ребенок справился или не справился, какую политику ведут воспитатели в группе. Таким образом, воспитатели будут чаще обращать внимание на вашего ребенка и на того, кто обижает и ,возможно, больше контролировать ситуацию.

Теперь посмотрим на ситуацию с точки зрения возможной фантазии ребенка.

Чем ближе ребенок приближается к 4х летнему возрасту, тем более бурно развивается фантазия, а значит, вы можете заметить, что ребенок начинает «привирать», фантазировать про вроде бы реальные вещи. Поэтому отличить правду ото лжи будет сложно, но можно — используя способ бесед и наблюдений. Расспрашивать ребенка о том, что было в течении нескольких дней. Просить рассказать одну и ту же ситуацию несколько раз, например по дороге домой — маме, в вечером — папе. Если это фантазия, то история приобретет много новых деталей.

И неважно насколько реалистичны слова ребенка, ваш вариант обработки ситуации, в данном случае, пойдет по знакомому алгоритму работы со стратегиями (описаны выше). Вы просто обсуждаете как бы поступили вы, или как стоит попробовать сделать в следующий раз и т.д.

Авторки: специалист по дошкольному воспитанию и образованию Елена Авдакова и семейный психолог Любовь Лавренёва г.Рязань

Редактор Аколупина Светлана

Содержание

Это интересно:  Можно ли подать электронную декларацию ндфл3 за лечение

Ребенка обижают в детском саду

Разделы — Психолог
Темы — Как защитить ребенка — Неприятности в детском саду — Возраст 1 — 3 года — Дошкольник 3 — 6 лет

Моего ребенка 3,5 лет обижают в детском саду-жалуется, что бьют мальчики (называет имена), часто большие царапины, ссадины. Я не знаю,как реагировать ПРАВИЛЬНО. Воспитатели говорят,что никто не обижает и все хорошо, что ребенок выдумывает. Замечаний никогда к моему малышу нет:он воспитанный, добрый, спокойный, семья интеллигентная. В нашей семье нет никакого насилия: психологического, эмоционального и, уж, тем более физического и т.д., а это, как я вижу-редкость. В воспитании мы придерживаемся педагогики сотрудничества (на равных), у моих детей всегда есть право выбора.В саду я вижу детей не воспитанных.Дома мы говорим ребенку, что нельзя брать чужое,а в саду у него отбирают игрушки.Мы следуем рекомендациям психологов и делаем все для того,чтобы ребенок не видел по ТВ, в интернете и в жизни сцен жестокости,боевики,драки и пр.,а смотрел только то, что предназначено для его возраста.Агрессивные американские мультфильмы мы тоже исключаем.Но все это ребенок видит каждый день в саду. Ощущение,что садик-это зона..Я уже не понимаю,как надо воспитывать ребенка ПРАВИЛЬНО.Получается, что принципы воспитания нашей семьи и страны мешают нашим детям?Проблем бы не было,если б ребенок давал сдачу,но он этого не делает.Категорически отказывается даже слушать это. Из сада приходит нервный.Раньше на вопрос как дела,что в садике делал(И) говорил:кушал,спал,играл.Теперь вообще не хочет говорить о садике,а на уговоры говорит потом расскажу.В садик ходить малыш не хочет.Похоже,что-то происходит в спальне. Вчера на бедре под шортами появились царапины от 4х пальцев,к утру это уже стало коричневой корочкой.На это надо реагировать?И как,если в саду говорят,что все хорошо?Какие телесные повреждения и жалобы ребенка можно считать мелочью, а на какие надо как-то реагировать?Муж говорит не страшно,а я не понимаю,почему кто-то может моего ребенка царапать. (Нина, г.Когалым)

Ответ:

Здравствуйте, Нина! Спасибо за вопрос. Ваши слова полны беспокойства и тревоги, связанными не только с наличной ситуацией (царапинами), но и по поводу общих вопросов воспитания и взаимодействия ребенка в саду. Постараемся учесть эти аспекты в ответе. При решении вопроса, насколько серьёзной является для детей полученная мелкая травма в отсутствие родителей, нужно учитывать реакцию самого ребенка. Что он рассказывает об этом, с какими эмоциями. Для деток в принципе нормативно получать мелкие ссадины и синяки в течение всего дня, ведь они познают мир, учатся преодолевать какие-то препятствия, выносят опыт из невозможности преодолеть. Однако если такие эпизоды повторяются несколько раз в течение недели, а сам ребенок не может вразумительно объяснить происхождение царапин, вполне допустимо попросить объяснений у воспитателя. Ваши главные союзники при этом – спокойствие и чувство юмора. Ведь стоит задача – понять, что происходит и как поступить далее, а этого можно добиться на основе более-менее хороших отношений с воспитателями. Нежелание ходить в сад, безусловно, может быть связано с осложнением взаимодействия между Вашим малышом и воспитателями, но кроме них, никто Вам этого и не расскажет. Если ребенок будет продолжать приходить с ссадинами и жаловаться на детей, Вы вправе требовать более детального разбора ситуации с привлечением других специалистов в саду для решения вопроса о том, какие действия предпринимает воспитатель для контроля над действиями детей. Вы пишете, что ребенок стал нервным. Что это значит? Стал хуже спать дома? Снизился аппетит? Слишком возбужден или, наоборот, вял? Чаще капризничает? Вы не указали, как давно ребенок посещает сад – не может ли это быть запоздалая реакция на адаптацию? Все вышеперечисленные симптомы могут служить причиной для обращения к психологу в детском саду, для урегулирования этой ситуации. Как правило, психолог берет на несколько дней под наблюдение Вашего ребенка в условиях группы; по результатам такого наблюдения с Вами будет проведена беседа, представлены варианты происходящего. Из письма складывается впечатление, что Ваш малыш – ласковый, послушный ребенок, не проявляющий агрессию по отношению к другим детям. Однако какими он видит других детей, зависит во многом от оценки взрослых. Допустим, он может знать, что конкретно вот этот мальчик иногда ведет себя плохо, может отбирать игрушки или толкнуть, а значит, стоит ограничить общение с этим конкретным мальчиком. А может быть такой вариант, при котором ребенок принимает обобщающую позицию взрослого: все дети – не такие, как я, хуже, агрессивнее, то есть, буду-ка на всякий случай избегать (или бояться) всех. Другими словами, может быть, стоит попробовать сместить акцент в разговорах со своим ребенком с его обид на какие-то нейтральные аспекты: с кем сегодня играл, кто сегодня был смешнее всех, было ли сегодня скучно в саду, во что была одета воспитатель и т.д. Если ребенок не может дать сдачи, он не должен думать, что это единственный выход. Умение дружить, в самом широком смысле слова, сослужит хорошую службу. Если Ваш ребенок на вопрос, с кем сегодня играл в саду, стабильно отвечает «Ни с кем», попробуйте предложить ему варианты и способы подружиться. Пришли в сад одновременно с каким-то ребенком, спросите про него у своего малыша: как зовут, сколько ему лет, не спит ли он рядом в послеобеденное время. Даже если Ваш ребенок не сможет сразу сказать, он обратит на это внимание, и на следующий день или позже уже присмотрится. Далее можно захватить какую-нибудь мелочь, типа наклейки или пары машинок, и предложить своему ребенку разделить их с кем-нибудь, обговорив это предварительно дома. Наклейки – «насовсем», машинки – поиграть и отдать. Трех-четырехлетние дети со свойственной им непосредственностью адекватно воспримут прямые указания взрослого и прислушаются к ним. Хочется сказать, что я прекрасно понимаю Ваше стремление воспитывать своего ребенка в соответствии с какими-то общечеловеческими ценностями, моралями, но картина мира такова, что всегда есть крайние полюса проявления человеческих качеств. И чтобы не менять резко все принципы воспитания, пытаясь приучить ребенка к мысли, что ему придется защищаться или что мир жесток, лучше будет опираться на опыт всего хорошего, что может быть: добрые дети, отзывчивые взрослые, сильные родители. Агрессия и сила – разные понятия, хорошо, если ребенок будет это понимать. Весь опыт, который мы даем через рассказывание сказок, через шутливую борьбу отца и сына, через проживание с малышом горечи поражений, формирует осознание того, что «я, малыш, могу быть сильным!», с одной стороны, и что в мире существуют разные формы проявления силы, с другой. Нина, Ваш ребенок сейчас учится оценивать происходящее, учится получать обратную связь, сопоставлять свои действия с результатом. Надеюсь, Вы поможете ему принять верные решения в отношении как своих ровесников, так и воспитателей, и пребывание в детском саду станет вновь радостным и продуктивным.

Это интересно:  Наезд на пешехода: каковы штрафы и наказания

С уважением, клинический психолог
Шелюк Ольга

Воспитатель пугает ребенка: что делать

На родительских форумах эту проблему обсуждают часто. Воспитатель в детском саду кричит или пугает ребенка: «Не будешь спать – отведу тебя в чулан», «Не будешь есть – позову Бабу–ягу». Ситуация эта абсолютно ненормальная и ее можно и нужно менять. Проект «Дети Mail.Ru» разбирается в проблеме вместе с психологом, юристом и самими воспитателями.

Ребенка обижают: 4 признака

Часто дети не говорят напрямую, что у них в детском саду возникли проблемы. Тем более, когда дело касается не других детей, а взрослого человека, воспитателя. Однако есть признаки, по которым родители без труда узнают о трудностях ребенка.

1. «Я не хочу туда идти».

Ребенок плачет, капризничает, просит оставить его дома и не водить в детский сад. Спросите, почему он не хочет идти, что его тревожит, чего он боится.

Иногда тревога бывает ложной и ребенку просто хочется побыть дома с мамой и папой. Но если такое поведение будет продолжаться, нужно обязательно узнать его причину.

2. «Ой, ко мне придет серый волчок!»

Дети могут сами невзначай рассказать родителям, что воспитатели всячески запугивают их. К примеру, ложась дома спать, скорее закрывают глаза, ведь иначе придет «серый волчок».

Если это поведение малыша для вас в новинку, значит, именно так он ложится спать в садике.

3. «Только не Марьиванна!»

Посмотрите, как ребенок идет к конкретным воспитателям. К одним он может бежать с радостью, к другим идти с опаской или даже страхом.

Побудьте 10 минут в садике, постойте в дверях, посмотрите, как ребенок общается с воспитателем. Сделайте вид, что ушли, а сами постойте немного за дверью. Общение ребенка и воспитателя может кардинально измениться. Любой крик или ругань в адрес детей – это повод бить тревогу.

4. «Петя и Маша боятся тетю».

Старайтесь общаться с другими детьми и их родителями из вашей группы. Как себя чувствует Маша, Катя, Слава? Любят ли они ходить в садик?

Спрашивайте у детей про их дела, дружбу с вашим ребенком, а невзначай – и про то, нравится ли им в этом детском саду.

Психолог: если ребенок отмалчивается на расспросы, поможет игра

Психолог, организатор детского психологического центра «Малыш» Мария Комкова советует не спрашивать у ребенка напрямую, пугает ли его воспитатель. Лучше предложить ему варианты ответа, например: «А если ты не будешь спать в тихий час, что скажет воспитатель?»

Конечно, иногда дети могут и фантазировать, поэтому фильтруйте информацию.

Поиграйте с ребенком в детский сад. Важный момент: сначала за воспитателя играете вы, потом – ребенок. Воспроизводите все знакомые ему ситуации вместе с игрушками и оставляйте открытые вопросы. Вот зайка пришел в сад и вошел в группу, что ему отвечает лисичка-воспитатель?

Обратите внимание, если дети с игрушками обращаются агрессивно. Скажем, зайчик-воспитанник у них регулярно получает удары. А некоторые дети даже «хоронят» лисичку-воспитателя. Так они показывают, что этот человек не нравится им.

План действий

1. Обсудите ситуацию с самим воспитателем.

В первую очередь попробуйте спокойно поговорить, узнать, действительно ли он говорил, что «если ребенок не будет есть, то его запрут в туалете» и так далее. Дайте воспитателю возможность озвучить свою позицию – ваши подозрения могут и подтвердиться во время разговора, а могут оказаться беспочвенными.

С воспитателем эту ситуацию лучше обсудить дипломатично – расскажите, что вам лично не нравится. Предложите делать это другими способами. Дайте воспитателю время для изменения отношения.

2. Соберите мнения других родителей.

Стоит поговорить с родителями других детей, которые ходят в одну группу. Узнайте, сталкивались ли они с теми же проблемами, и чем закончились их разговоры с воспитательницей.

3. Поговорите с заведующей детским садом.

Если разговор с воспитателем оказался безуспешным, то стоит идти к заведующей, но с конкретными претензиями, в правдивости которых вы полностью уверены.

К заведующей лучше приходить всем вместе или показывать другими методами (коллективные письма, жалобы с подписями), что количество недовольных родителей велико.

4. Подайте жалобу в отдел образования.

Все детские сады подотчетны районным отделам образования. Жалобу в отдел тоже лучше подкрепить достаточным количеством фактов, которые говорят о вашей правоте.

5. Обратитесь в прокуратуру.

Если со стороны всех перечисленных сотрудников вы столкнетесь с бездействием, то жалобу можно подать в прокуратуру.

Для госструктур действует одно и то же правило: чем больше будет жалоб с вашей стороны, тем более значимым будет выглядеть ваше заявление.

Воспитатели: не позволяйте втягивать в проблему ребенка

Елена Никульшина, управляющий частного детского сада «Ладушки»:

«Ни один нормальный педагог не позволит себе общаться с воспитанниками с помощью запугивания.

1. Обязательно подойдите к воспитателю и обратите внимание на эту проблему.

2. Есть один нюанс: не позволяйте воспитателю втягивать в проблему ребенка. Будет неправильным, если он подзовет ребенка и строго спросит про жалобы. Решают проблему взрослые, и только они.

3. Безусловно, о ситуации должна знать заведующая. Это поможет ей решить проблему в коллективе. И следите за ситуацией, не пускайте все на самотек».

Галина Андреева, воспитатель с 15-летним стажем:

«К сожалению, это распространенная проблема. Не важно, крупный ли город, частный ли садик. Это человеческий фактор.

Само запугивание бывает разным. Кто-то мягко скажет про волчка, кто-то рявкнет про крыс и чулан. На мой взгляд, оба варианта недопустимы.

Представьте себе: вы долго учили разные методы воспитания в вузе, а потом все представления ваши рушатся в один момент. Искать подход сложно, для многих проще рявкнуть.

Это интересно:  Имеет Ли Право Тсж Отключать Электроэнергию За Долги По Квартплате

Скажу честно: воспитатели совсем не любят, когда родители их учат, как надо. Лучше расскажите мне об особенностях вашего ребенка. Может, он вообще одеяла не признает и не спит из-за этого? Я сама узнаю об этом опытным путем, но это займет некоторое время. Расскажите о привычках малыша, я за это только спасибо говорю».

Юрист: хорошо работают письма уполномоченному по правам ребенка​

Учебные планы, учебные программы и даже должностные инструкции воспитателей в конкретном детском саду формулируются на основе трех важных документов: закона «Об образовании» (статья 48), «Квалификационных характеристиках должностей работников образования» и стандартом дошкольного образования. Изучите эти документы перед тем как действовать.

В них записано, что педагогические работники обязаны «уважать честь и достоинство обучающихся», а во время процесса воспитания они должны применять методы обучения и воспитания, которые «педагогически обоснованы».

Как бороться с плохим обращением воспитателя с детьми рассказывает юрист Кирилл Логунов:

«Сначала стоит попробовать решить вопрос в пределах садика, пойти к заведующей. Но не бойтесь идти дальше: отдел образования должен отреагировать. В особых случаях эффективно обращать на себя внимание через прокуратуру.

Также хорошо работают письма уполномоченному по правам ребенка. Не бойтесь добиваться своего. Сотрудники детского сада должны помнить, что, согласно закону, они несут личную ответственность за ребенка. А ответственность здесь может быть вплоть до уголовной, это зависит от «тяжести» случая».

Есть ребенок 10 лет с недобором веса, мама, которая разрешает не доедать или выбирать что повкуснее, и есть бабушка (свекровь мамы), которая уверена, что мамина цель — уморить ребенка голодом.

Свекровь все время пихает в ребенка еду. Может шантажом, а может натурально с ложечки заталкивать чтобы докормить остатки с тарелки. Раньше ребенка бывало просто тошнило фонтаном, если пихать еду, но бабушке пофиг. неделю держится, потом снова начинает закармливать.

И тут мама узнает, что бабушка тайком от нее кормит ребенка кроме еды еще и какими-то китайскими добавками. Типа витаминчики. На пачке все иероглифами. На категоричную просьбу мамы не давать ребенка всякую фигню свекровь ответила, что она своих детей нормальными вырастила, а вот невестка еще не факт. Мама, папа и ребенко от свекрови зависят: живут в свекровкиной квартире (отдельно от свекровки), чтобы не снимать жилье. Кроме того, она забирает ребенка после школы и всяких кружков-секций. То есть просто послать и не давать ей ребенка вообще не вариант.

Как убедить, что запихивать еду, и тем более неизвестные пищевые добавки, может быть очень вредно?! Уговоры уже пробовали. Может какие-нибудь статьи есть об этом, чтобы распечатать и дать почитать, кто-нибудь знает?

Когда-то именно её хотели видеть «Анжеликой» авторы известного романа, но.

Как реагировать родителям, если ребенка обижает воспитатель в детском саду

Ищем мирное решение в сложившейся ситуации

Когда ребёнок начинает ходить в детский сад, для любого родителя это серьёзный стресс, так как мама и папа привыкли постоянно быть рядом со своим чадом, а в детском саду ему придётся быть присмотром абсолютно посторонних людей. Естественно, родители переживают по поводу того, какие отношения сложатся у ребёнка с его воспитателями, ведь с ними ему придётся проводить большую часть своего дня, поэтому отношения у них должны быть хорошими, воспитатель должен хорошо понимать ребёнка, а ребёнок, в свою очередь, должен ему доверять. Но к большому сожалению так происходит не всегда.

Иногда ребёнок после сада рассказывает маме и папе отнюдь не о том, как хорошо и весело он провёл день, а о том, что его обожал воспитатель. Что же в этом случае делать напуганным и обеспокоенным родителям?

Прежде всего, нужно понять правду ли говорит ребёнок, ведь маленькие дети склонны к преувеличениям и фантазиям, поэтому перед тем, как идти и обвинять воспитателя в предвзятом отношении к собственному чаду, стоит убедиться, что все то, о чем говорит ребёнок, имеет место быть. Для этого нужно и самостоятельно понаблюдать за отношениями воспитателя и ребёнка, а также пообщаться с другими детьми и их родителями, возможно, дети тоже им что-либо рассказывали.

Не стоит на эмоциях бежать к заведующей, чтобы писать жалобу на педагога, и чтобы требовать его увольнения, в интересах самого родителя мирное решение сложившейся ситуации.

Если стало понятно, что воспитатель действительно слишком грубом общается с ребёнком, например, повышает на него голос или используют слишком резкие выражения в отношении ребёнка, стоит поговорить с педагогом и объяснить ему, что в семье не применяются такие методы воспитания, соответственно, ребёнок к ним не привык и это его обижает. Хороший воспитатель всегда имеет силу признать свои ошибки. При этом важно выслушать и аргументы, которые будет приводить сам воспитатель, дело в том, что дети не всегда в садике ведут себя хорошо, но в это они обычно мам и пап не посвящают, поэтому вполне вероятно, что поведение собственного чада тоже будет нуждаться в коррекции.

Если разговор с воспитателем не принёс должного результата, то стоит узнать у родителей, нет ли у них похожих проблем, если они имеются, то можно организовать так называемый коллективный протест, чтобы оказать влияние на педагога.

Следующим шагом должен быть похож к заведующей. Ей должно быть важно то, как дети общаются с воспитателем и, если родителей и малышей что-то не устраивает, то именно заведующая должна принимать соответствующие меры.

Важно, чтобы родители адекватно оценивали сложившуюся ситуацию. Конечно, мамам и папам свойственно заступаться исключительно за своё чадо, но нужно проанализировать все аргументы и точки зрения, и только тогда начинать принимать меры, если в этом будет необходимость.

Статья написана по материалам сайтов: detkino.ru, deti.mail.ru, www.vospitaj.com.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector