+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Управление личными доходами — финансовая грамотность

Оглавление

  • ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
  • НЕОБХОДИМОЕ ПРИМЕЧАНИЕ
  • ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО АВТОРА
  • Глава 1. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
  • Глава 2. СБЕРЕЖЕНИЕ vs. ПОТРЕБЛЕНИЕ
  • Глава 3. ДЕНЬГИ НА ПРИМЕРЕ АВТОМОБИЛЯ
  • Глава 4. ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ?

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Финансовая грамотность, или Основы управления личными финансами (Р. Ю. Акентьев, 2018) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Глава 1. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Прежде чем мы приступим, я прошу вас на несколько секунд закрыть глаза и представить всем известный с детства фрукт – яблоко. Представили? Какое оно у вас получилось? Какой формы ваше яблоко? Какого цвета и размера оно? Какой запах и вкус у вашего яблока?

Может быть ваше яблоко светло-зелёное, уплощённо-округлой формы, слегка ассиметричное, с белой и сочной мякотью, с винно-сладким и немного пряным вкусом?

Или может быть ваше яблоко с гладкой кожицей, светлое с румянцем, средне-крупного размера, с сильным ароматом и кисло-сладким вкусом?

А может быть ваше яблоко среднего размера, с красного цвета кожицей, с белой хрустящей мякотью, с небольшой кислинкой и сладким вкусом, с винным запахом с нотой дыни и земляники?

Или ваше яблоко большого размера, с кожицей желтовато-зелёного цвета, со сладким приятным вкусом, с плотной мякотью и невероятно сочное?

А, может быть, ваше яблоко обладает красивым, желтовато-золотистым цветом и неповторимым ароматом, с белоснежной хрустящей мякотью и с тонкой кислинкой?

Как вы видите, когда один говорит «яблоко», совсем не обязательно, что другой человек представит именно то, что имеет в виду говорящий. А если говорящий обращается к аудитории, в которой десятки, сотни и тысячи людей, то следует минимизировать возможное недопонимание и заранее условиться об используемой терминологии. В таком случае, уже можно быть более-менее уверенным, что каждый из этой аудитории будет представлять именно то, что имеет в виду говорящий.

На первый взгляд, слова «финансы» и «грамотность» кажутся такими понятиями, которые всем известны и все их понимают. Но оказывается что, и «финансы» и «грамотность», как концепции, являются столь сложными и многогранными понятиями, что у каждого из них существует множество толкований и дефиниций.

Во избежание недвусмысленности в трактовке, мы начнём с понятийного аппарата, а именно: что мы будем иметь в виду, когда говорим «финансовая грамотность»?

Слово «финансы» мы будем использовать в значении, часто используемом в повседневной жизни, для обозначения денег и будем считать слова «финансы» и «деньги» эквивалентами друг друга. Таким образом, говоря финансы, подразумеваем деньги, говоря деньги, подразумеваем финансы.

Слово «грамотность» происходит от латинского «grammatica» – «учение о словесности», и традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать, или только читать на родном языке.

Например, слово literate (грамотный) на английском языке достаточно долго обозначало «знакомый с литературой» (literature) или, в более широком смысле слова, хорошо образованный, просвещенный человек. Лишь на рубеже XIX–XX веков это понятие стало относиться и к способности прочитать и написать текст, однако при этом сохраняло и свое более широкое значение: знающий или образованный в конкретной области. Таким образом, изначальное значение английского слова грамотность (literacy) отличается от его перевода на ряд других языков.

В докладе ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) [5] под названием «Навыки грамотности для общества знаний» (1997 г.) грамотность определяется следующим образом:

«конкретный навык, а именно, умение понимать и использовать печатную информацию в повседневной деятельности дома, на работе и в общине в интересах достижения своих целей и развития своих знаний и потенциала».

Нижеследующая таблица, основывающаяся на данных, составленных Статистическим институтом ЮНЕСКО, показывает национальные определения грамотности, полученные при помощи различных оценочных средств, включая обследования семей и переписи населения, проведенные в 105 различных странах с 1993 года по 2004 год. Около 80 % перечисленных стран определяют грамотность как способность прочитать и/или написать простое предложение на национальном или родном языке.

Таблица 1. Национальные определения грамотности.

Однако, в настоящее время понятие «грамотность» стало трактоваться в более широком смысле. В современном мире грамотность может быть отнесена и к другим навыкам и компетенциям человека: «грамотность в области СМИ», «научная грамотность», «бухгалтерская грамотность», «информационная грамотность», или «финансовая грамотность».

Например, организация ЮНИСЕФ использует следующее определение: Функциональная грамотность означает способность использовать навыки чтения, письма и счета для эффективного функционирования и развития индивидуума и общины. Грамотность определяется в соответствии с определением ЮНЕСКО («Грамотным является человек, который может осмысленно прочитать и написать короткое предложение на тему из своей повседневной жизни»).

Таким образом, грамотность есть набор реальных навыков, и умение считать, как дополнение к способности использовать свой родной язык для чтения и письма, также охватывается эти термином.

Получается, что если мы будем исходить их семантики слов, то «финансовая грамотность» есть не что иное, как «умение считать деньги»? Неужели способность пересчитать купюры или просуммировать их номинальные значения, и есть та самая «финансовая грамотность»?

Наверное, если бы финансовая грамотность ограничивалось только этим, математики и бухгалтеры были бы самыми богатыми людьми – уж кто-кто, а они-то точно умеют считать! Но как-то не сильно много вокруг математиков– и бухгалтеров-миллионеров. Получается, что финансовая грамотность это нечто больше чем, просто навыки счёта.

Одним из самых масштабных исследований финансовой грамотности населения в последние годы, стало глобальное исследование рейтингового агентства Standard&Poor’s проведённого в 2014 году. [6] Исследование основывалось на вопросах опросника института Гэллапа (американский институт общественного мнения), дополненного четырьмя вопросами. Более чем в 140 странах мира случайным образом было опрошено более 150 тысяч национальных представителей (nationally representative) старше 15 лет, исключая заключённых и солдат.

Финансовая грамотность измерялась посредством оценки базовых знаний четырёх базовых понятий при принятии финансовых решений: умение считать (вычисление процентной ставка), сложный процент, инфляция и диверсификация риска.

Вопросы показаны ниже, в скобках приведены предлагаемые варианты ответа, полужирным курсивом выделен правильный ответ.

УМЕНИЕ СЧИТАТЬ (процентная ставка).

Предположим, что вам надо занять 100 долларов США. В каком случае вам нужно будет вернуть меньше: 105 долларов США или 100 долларов США плюс 3 %. (105 долларов США; 100 долларов США +3 %; не знаю; отказываюсь отвечать)

Допустим, вы кладёте в банк на два года под 15 % годовых некоторую сумму денег. Во второй г. банк вам выплатит больше, чем в первый, или же выплаты будут одинаковый в оба года? (больше; столько же; не знаю; отказываюсь отвечать)

Допустим, на вашем сберегательном счету 100 долларов США и банк добавляет 10 % в год к счёту. Сколько будет у вас счету через пять лет, при условии, что вы не забираете проценты со счёта? (больше чем 150 долларов; ровно 150 долларов; меньше 150 долларов; не знаю; отказываюсь отвечать)

Представьте, что в течении следующих 10 лет цены на товары, которые вы покупаете, выросли в два раза. Если ваш доход также увеличился два раза, вы сможете купить столько же вещей сколько и сегодня, больше или меньше? (больше; столько же; меньше; не знаю; отказываюсь отвечать)

Допустим, у вас есть некоторая сумма денег. Что будет безопаснее, вложить ваши деньги в один или несколько бизнесов (инвестиций)? (один; несколько; не знаю; отказываюсь отвечать)

Человек считается финансово грамотным, если он или она правильно отвечает на 3 из 4 вопросов. Основываясь на данном определении, 33 % взрослого населения в мире является финансово грамотным (то есть каждый третий человек). На рисунке ниже показано глобальное распределение процента взрослого населения, определяемого как финансово грамотное (источником рисунков здесь и далее в этом разделе, является исследование S&P Global FinLit Survey – перевод с английского выполнен автором).

Рисунок 2. Глобальное распределение процента взрослого населения, определяемого как финансово грамотное.

Наилучшие результаты показали страны северной Европы. На первом месте находятся Дания, Норвегия и Швеция с результатом 71 % финансово грамотного населения. Жители Канады и Израиля с результатом 68 % находятся на втором месте. Великобритания на третьем месте с результатом 67 %. Следом идут: Германия и Нидерланды (66 %), Австралия (64 %), Финляндия (63 %), Новая Зеландия (61 %), Сингапур (59 %), Чехия (58 %), Швейцария и США (57 %). Средний показатель для развитых экономик составил 55 % финансово грамотного населения.

Рисунок 3. Распределение финансово грамотного населения по странам в процентах.

В России 38 % населения финансово грамотно. Хуже всех дела обстоят в Йемене (13 %), Афганистан и Ангола (по 14 %).

По результатам исследования выяснилось, что существует разброс в уровне финансовой грамотности, связанный не только со страной проживания интервьюируемого (развитая это экономика или развивающаяся), но также с полом, уровнем образования, доходом и возрастом.

Рисунок 4. ВВП на душу населения.

Уровень финансовой грамотности в целом больше у обеспеченных людей, чем у бедных. Также этот уровень растёт с уровнем образования.

В странах с развитой экономикой, зависимость уровня финансовой грамотности от возраста выглядит следующим образом: младше 35 лет – 56 %, 36–50 лет – 63 %, и дальше с возрастом уменьшается. Но в странах с развивающимися экономиками наибольший уровень финансовой грамотности (32 %) показали люди в возрасте 15–35 лет.

Общемировой средний показатель финансовой грамотности у мужчин составил 35 %, среди женщин 30 %.

Рисунок 5. Зависимость уровня финансовой грамотности от возраста населения.

В национальном масштабе уже несколько лет подряд, начиная с 2008 года, осуществляется «Мониторинг финансового поведения и доверия финансовым институтам», который проводится ЛЭСИ НИУ ВШЭ. [7] Мониторинг осуществляется ежегодно на основе опроса 1600 респондентов (население России старше 18 лет).

Динамика субъективной оценки уровня финансовой грамотности. Формулировка вопроса анкеты: Считаете ли вы себя финансово грамотным человеком? Дайте оценку своим знаниям и навыкам по пятибалльной шкале, как это принято в школе, где 1 соответствует полному отсутствию знаний и навыков управления личными денежными средствами, а 5 – отличным знаниям и навыкам в этой сфере), % от всех ответивших.

Таблица 2. Динамика субъективной оценки уровня финансовой грамотности (источники: НАФИ (2008, 2009, 2010), Мониторинг НИУ ВШЭ, 2009–2016).

В среднем около 43 % жителей России сочли свой уровень финансовой грамотности неудовлетворительным и отсутствующим вообще.

Более половины жителей России не разбираются в особенностях государственной системы страхования вкладов. Формулировка вопросы анкеты: В России в настоящее время работает государственная система страхования накоплений. В соответствие с ней государство возмещает людям их потери в некоторых случаях? По вашему мнению, на что именно распространяется эти государственные гарантии?

Правильный ответ – денежный вклад в банках в случае отзыва лицензии у банка – дает примерно лишь четверть респондентов. Даже среди тех граждан, кто имеет сбережения, почти половина не понимают какие именно активы застрахованы государством: то ли это денежные средства размещённые в любой организации принимающей вклады у населения, или это акции российских компаний, рыночная стоимость которых упала, или паи ПИФов в случае кризиса, депозиты в банках в случае отзыва лицензии у банка, или вложения в недвижимость в виде долевое участие в случае банкротства строительной компании.

Половина россиян не могут даже приблизительно сказать, как именно связаны между собой доходность и риск (классика говорит «чем выше доходность, тем выше риск» или «чем ниже риск, тем ниже доходность»). Менее трети жителей России дают правильный ответ на вопрос анкеты.

Среди тех, кто заключает договора с финансовыми компаниями, полагаются на авось и подписывают не читая – почти каждый десятый, то есть 10 %. Примерно 30 % не имеют опыта подписания таких договоров. Каждый четвёртый респондент, после того, как прочитает договор, подписывает его вне зависимости от того, понимает ли текст полностью или нет, и при этом за внешними консультациями не обращается. Читали, уточняли, получали консультации в 2016 году 35 % респондентов.

Более половины жителей России не ведут письменного учета доходов и расходов семейного бюджета, но при этом им известно, сколько денег поступило и сколько было потрачено за месяц. Почти каждому десятому точно не известно, сколько денег поступило и сколько было потрачено в течение месяца.

Почему в России так редко люди ведут бюджет?

«Возможны два объяснения:

1. Доходы людей не так велики, поэтому нет необходимости вести письменный учёт – люди способны делать это в уме.

2. Отсутствие долгосрочных финансовых целей.

Тестирование показало вероятность второй гипотезы:

При контроле по социально-демографическим переменным и доходу, если горизонт планирования в домохозяйстве больше 6-ти месяцев, то вероятность ведения учёта доходов и расходов увеличивается.

Так, планирование на 6 – 12 месяцев увеличивает шансы ведения бюджета почти в два раза по сравнению с теми, чей горизонт планирования менее 6 месяцев, от 1 года до трёх лет – в 2,2 раза, а если горизонт планирования больше трёх лет, то в 3,6 раза. Уровень дохода влияния не оказывает». [8]

В целом данные ЛЭСИ НИУ ВШЭ рисуют картину не в радужных тонах – уровень финансовой грамотности (по измеряемым индикаторам) довольно низок.

Какие существуют определения?

Возможно, что в России общественная значимость вопросов повышения финансовой грамотности населения все ещё не получила надлежащего распространения среди широких масс, не только из-за менталитета советского человека, усугублённого чередой экономических потрясений в современной истории России, но также и по причине отсутствия чёткого определения понятия «финансовая грамотность».

Например, в исследовании, вопросы из которого были приведены во введении, авторы подразумевали под финансовой грамотностью «способность людей обрабатывать экономическую информацию и принимать обоснованные решения при финансовом планировании, создании богатства, долгов и пенсии». [9]

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) под финансовой грамотностью понимает «комбинацию осведомлённости, знаний, навыков, установок и поведения, которые необходимы для принятия правильных финансовых решений и достижения индивидуального финансового благополучия». [10]

На заметку. ОЭСР (2016), Группа двадцати / ОЭСР МСФО разработала «Концепцию основных знаний и навыков по финансовой грамотности для взрослого населения» [11] . Далее цитируется:

«В данном документе содержатся основанные на многолетнем опыте результаты по выявлению набора ключевых компетенций по повышению финансовой грамотности для взрослых, разработанного Международной сетью по финансовому образованию ОЭСР в ответ на призыв лидеров Группы двадцати в 2013 году.

Это методическое пособие освещает спектр направлений опыта повышения финансовой грамотности населения, который может считаться универсально актуальными и существенными для поддержания и улучшения финансового благополучия в повседневной жизни. Оно охватывает спектр знаний, которые могут быть полезны взрослому населению, от 18 лет и старше, описывает модели поведения и навыки, необходимые для достижения финансового благополучия, а также убеждения, способные помочь в его формировании.

Концепция подчеркивает определенные основные знания и навыки финансовой грамотности, которые лежат в основе или поддерживают другие основные знания и навыки (эти базовые знания и навыки выделяются в первую очередь по каждой теме). Такой подход позволяет пользователям быстро идентифицировать различные основные знания и навыки, которым нужно уделить первоочередное внимание, в том время как комплексный характер концепции представляет более подробную информацию для тех, кто сконцентрирован на основных знаниях и навыках в рамках конкретной темы».

Свободная энциклопедии «Википедия» даёт следующее определение финансовой грамотности: «совокупность знаний о финансовых рынках, особенностях их функционирования и регулирования, профессиональных участниках и предлагаемых ими финансовых инструментах, продуктах и услугах, умение их использовать с полным осознанием последствий своих действий и готовностью принять на себя ответственность за принимаемые решения».

Министерство финансов РФ, совместно с рядом федеральных органов исполнительной власти, уже несколько лет осуществляет государственный проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». [12] Проект имеет целью повышение финансовой грамотности российских граждан (особенно учащихся школ и высших учебных заведений, а также взрослого населения с низким и средним уровнями доходов), содействие формированию у российских граждан разумного финансового поведения, обоснованных решений и ответственного отношения к личным финансам, повышение эффективности в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг.

Это интересно:  Продление ?ОКВЭД, ОКУН, ОКПД, ОКДП, ОКП до 01.01.2019

В рамках совместного проекта Минфина России и Всемирного банка для повышения «уровня финансовой грамотности населения и развития финансового образования в Российской Федерации», 24 ноября 2016 году был запущен национальный портал по финансовой грамотности (вашифинансы. рф).

Так что же всё-таки такое «финансовая грамотность»? Это умение работать с числами, считать проценты, понимать влияние инфляции, и уметь оценивать инвестиционный риск? Или это разумное финансовое поведение? Или это какие-то специфические знания из области финансов? Или это способность обрабатывать финансовую информацию? Или это навыки, которые позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения. А как определить что ваша оценка ситуации «правильная», а решение, которое вы принимаете, будет «разумным»? И кто именно будет определять «правильность» принятого решения? И многие другие вопросы.

Вот и получается что, в отсутствии единого определения понятия «финансовая грамотность», разные институты вольны трактовать его каждый по-своему и вкладывать в него ровно тот смысл, в котором они заинтересованы сами:

• для учёных-исследователей финансово грамотное население должно уметь делать базовые вычисления с цифрами, знать, что такое сложный процент и инфляция, и иметь представления о диверсификации рисков;

• для экономистов финансово грамотное население должно проявляться в рациональном поведении потребителей;

• для банкиров население будет финансово грамотным в том случае, когда граждане страны будут пользоваться услугами банковского сектора. Это означает, что граждане должны нести свои деньги в банк и открывать там сберегательные вклады;

• для финансистов это означает то, чтобы граждане страны несли свои деньги на биржу и инвестировали в реальный сектор экономики;

• для государственных регуляторов население будет финансово грамотным тогда, когда будет делать то, что ему говорят делать;

А для простого человека «финансовая грамотность» это что?

Для простого человека под этим термином следует понимать скорее некое «финансово грамотное поведение». А что такое «поведение»? Поведение – это совокупность целенаправленных действий человека, посредством которого и проявляется отношение человека к тому или иному объекту внешнего мира. Поведение есть некий набор правил, согласно которым человек в той или иной ситуации поступает тем или иным образом, и зачастую, заранее предсказуемым образом. [13]

По сути, под поведением человека понимается внешнее проявление внутреннего мира человека, то есть его системы ценностей, жизненных установок. И текущее поведение человека, есть результат того состояние, в котором человек находится в текущий момент. К сожалению, большинство состояний человека формируются бессознательно. Поэтому в большинстве случаев, действия человека есть практически автоматическая реакция на какой-то внешний раздражитель. Например, мы видим или слышим что-то и реагируем определённым образом, то есть совершаем какие-то действия. Назвали слабаком или дураком – полез в драку; сказали толстая или не красивая – расплакалась; сказали «купи две вещи, а третья бесплатно» – купил, хотя даже и не планировал покупать.

Соответственно, если вам не нравиться, то, что вы получаете от мира, попробуйте изменить то, что вы отдаёте миру. Не устраивает ваше финансовое состояние? Измените своё финансовое поведение, посредством изменения своих жизненных установок, изменением приоритетов в своей системе.

Получается, что под «финансовым поведением» нам следует понимать ситуации, когда человек совершает некие действия с финансами? Таким образом, совершая ежедневные покупки в магазине мы, тем самым, уже будем проявлять «финансовое поведение», не так ли?

Нет, не так. Такие действия не могут быть «финансовым поведением».

Ведь каждый раз, поднося ложку или вилку ко рту, во время приема пищи, мы же не говорим, что мы тренируем мышцы руки. Чтобы тренировать мышцы своего тела, мы совершаем действия, возможно в чём-то схожие с повседневными, но эти действия другие и направлены именно на то, чтобы мышцы тела развивались. При тренировке движения тела могут быть схожими, но нагрузка на мышцы и интенсивность движений отличаются от повседневных. Сделать приседание, и присесть на стул это не одно и то же, хотя движения одинаковые.

Поэтому, и за понятием «финансовое поведение» должно быть скрыто нечто большее, чем просто пересчитать количество купюр, или сосчитать их номинальную стоимость, или достать купюры из бумажника, чтобы рассчитаться за покупку. Человек должен совершать какие-то определённые действия с деньгами, но чем-то отличающиеся от повседневных, чтобы их можно было отнести к «финансовому поведению».

Финансовое поведение подразумевает целенаправленные действия, то есть действия, которые приближают вас к вашим целям. Что это может быть? Например, к таким действиям могут быть отнесены следующие действия:

• Купить эту книгу или не купить;

• Посетить обучающий семинар по релевантной теме или нет;

• Посмотреть обучающий вебинар или развлекательную телепередачу;

• Тратить до последней копейки свою зарплату или сберегать какую-то её часть;

• А если сберегать, то где хранить свои сбережения – дома, в банке или где-нибудь ещё;

• Использовать или нет страхование как способ финансовой защиты материальных ценностей и других благ;

• Самостоятельно заботиться о финансовом обеспечении своей жизни после окончания трудовой деятельности или надеяться только на государственную поддержку, то есть государственную пенсию;

• Приобретать или нет товары длительного пользования;

• Арендовать или покупать недвижимость, используя ипотечное кредитование, в случае не достаточности собственных денежных средств;

• Пользоваться или нет такими финансовыми услугами как потребительское кредитование и микрозаймы;

• Покупать или не покупать акции, облигации, и другие финансово-инвестиционные инструменты.

Например, если вы хотите через полгода отправиться со своей второй половинкой в туристическую поездку, то вам необходимо изыскивать денежные средства для финансирования своей поездки. И если вы будете тратить всю свою заработную плату, весь свой семейный доход, на текущие расходы, то у вас не будет свободных средств, которые вы могли бы использовать для своей цели. Соответственно, вы сталкиваетесь с необходимостью: 1) сберегать часть своего заработка, с целью накопить, за оставшееся время до даты планируемой поездки, требуемую сумму; 2) либо решаетесь прибегнуть к услугам кредитных организаций и взять кредит для финансирования поездки. Не важно, какой именно вариант вы выберете, и в том и в другом случае, вы совершаете действия, которые могут быть расценены как «финансовое поведение».

Если вы решили всё же сберегать часть своего дохода, а до даты поездки ещё целых восемь месяцев и сберегать вам надо ежемесячно, по порядку величины, десятки тысяч рублей, то где физически вы их собираетесь хранить – дома? Или заключите договор срочного банковского пополняемого вклада? В случае выбора последнего варианта, за весь тот период, пока вы будете откладывать на поездку, вам на счёт ещё дополнительно проценты будут начисляться, таким образом, вы сможете компенсировать воздействие инфляции на ваши накопления.

Вы видите, что постановка конкретной цели сразу же требует от вас проявлять определённое поведение. И ваше поведение будет определять характер предпринимаемых вами действий, которые в идеале, должны будут приближать вас к вашей цели. А если ваши действия не приближают вас к цели, то надо менять своё поведение, свои действия.

Целенаправленные действия, в данном примере, приводят к необходимости финансового планирования, распределение семейного бюджета таким образом, чтобы его хватило и на покрытие текущих расходов, и при этом, была бы возможность накопить требуемую сумму на поездку в запланированный временной промежуток.

А если вы не будет совершать действий подобного характера, то и своей цели вы не сможете достичь. Поэтому при наличии цели, вам неизбежно надо будет совершать такие действия, которые будут приближать вас к цели.

Ещё раз, финансовое поведение подразумевает такие действия с деньгами, которые приближают вас к вашим целям. А если у вас цели никакой не будет, то и действия с деньгами будут такие же – бесцельные.

Наличие цели, например, через пятнадцать лет сделать миллион долларов, потребует от вас других действий, отличающихся от повседневных, таких привычных и обычных. Даже зарабатывая одну тысячу долларов в месяц, а это практически в два раза больше чем среднемесячная заработная плата в России, и всю её сберегая, потребуется почти 84 года, чтобы накопить один миллион долларов. Как то уж слишком долго, вы не находите? Даже средняя продолжительность жизни [14] женщин в России и того меньше – около 77 лет, а у мужчин и того меньше – 66 лет. Надо изыскивать какие-то другие варианты для достижения это цели. Какие же это могут быт варианты?

Имея эту цель, теперь уже надо покупать не художественную беллетристику, а всё больше книг на финансово-экономические темы. Не на дискотеки и тусовки или бары и рестораны ходить, а всё чаще на семинары, тренинги, мастер-классы, форумы и конференции (кстати, где-нибудь тут можете и повстречать того самого «фасилитатора»). Экономика и управление, налогообложение, финансовый менеджмент, планирование и бюджетирование, основы финансового анализа, управленческий учёт, тайм-менеджмент, целеполагание, навыки успешного лидера, мотивировка и самодисциплина и т. д. и т. п. Не телевизор смотреть, а всё чаще обучающие вебинары. Потребуется изменить привычный образ жизни – без этого никак. Надо будет не только читать, смотреть и посещать, но, что более важно, полученные знания применять в своей реальной жизни.

Введение понятия «финасовая грамотность»

Учитывая выше написанное, мы можем определить «финансовое поведение» как стратегию, которая ограничивается действиями, направленными на использование:

1) Часть текущих доходов для обеспечения своего будущего потребления и/или будущих доходов. Иначе говоря, сберегать в настоящем времени (то есть сегодня), часть своего дохода для потребления в будущем или формирования будущих доходов (то есть завтра);

2) Часть будущих доходов для обеспечения своего текущего потребления. Иначе говоря, брать «из будущего» (завтра) часть своих доходов (то есть использование кредита), для удовлетворения своего потребления в настоящем времени (сегодня).

Стратегия (с древнегреческого – «искусство полководца») это общий, долгосрочный не детализированный план военной деятельности, способ достижения сложной цели. Иначе говоря это генеральный план действий. Общее видение. Направление.

В рамках общей стратегии может быть несколько тактик, которые есть суть инструменты реализации стратегии. Например в шахматах: стратегия – общая идея на игру, а тактика – совокупность приёмов и способов выполнения действий, короткая последовательность ходов, направленная на выполнение стратегии, например: особый дебют, атаковать защиту, поставить «вилку» или «капкан», сделать рокировку и т. д. В зависимости от конкретной ситуации на шахматной доске, тактические приёмы могут изменяться, но при этом должны оставаться в рамках стратегического плана. Роль тактики исключительно велика, грубая ошибка или тактический просчёт могут повлечь за собой немедленный проигрыш шахматной партии, то есть не выполнение стратегической цели.

Таблица 3. Стратегия vs. Тактика.

Следующий метафорический образ поможет запомнить разницу между этими двумя понятиями. Ваше желание добраться из одного места в другое определяет общее направление вашего движения. А вот как конкретно вы будите передвигаться – пешком или бегом, приставным шагом или спиной вперёд, с использование мото-велотехники или автомобиля, или ещё как-нибудь, и есть ваши тактические шаги, направленные на достижение стратегической цели: добраться из одного места в другое.

Если надо утром надо на работу в другой конец города, можно конечно и пешком час-другой пройтись, но оптимально будет всё-таки воспользоваться автомобилем или общественным транспортом (особенно если вы живёте в мегаполисе). Но если работа в 10–15 минутах ходьбы от дома, возможно оптимальным будет совершать именно пешую прогулку, вместо того, чтобы медленно передвигать в автомобильной пробке.

Но если хотите попасть на экзотический остров – сначала надо на такси из дома в аэропорт, затем на самолёте в другую страну, потом трансфер на автобусе до пристани и дальше на лодке прямиком на остров.

Тактические шаги, то есть, как именно передвигаться, диктуются не только стратегической целью, но и оптимальным использованием имеющихся ресурсов (материально-технических, человеческих, финансовых) в зависимости от текущих условий. При этом следует помнить, что задачей стратегии является продуктивное использование ресурсов для достижения поставленной цели, то есть как минимальными затратами достичь желаемого результата.

Опираясь на вышеизложенное, мы можем дать следующее определение:

Финансовая Грамотность это такая стратегия, задача которой совместить то, что домохозяйство хочет иметь в будущем, с тем, что есть сейчас.

Иначе говоря, финансово грамотное планирование семейного бюджета позволяет домохозяйству достичь финансовые цели в будущем, посредством тех ресурсов (денежные, временны́е, интеллектуальные, человеческие), которые есть в настоящее время!

Вот теперь, основываясь на этом определении, мы можем более предметно говорить о финансовой грамотности и как её повышать. Причём говорить не о повышении финансовой грамотности всего населения, что является неким абстрактным понятием, а о повышении финансовой грамотности каждого конкретного человека. Потому что исходя из данного определения, только конкретные цели конкретного человека, его текущая финансовая ситуация имеют значение. И в рамках тех целей, к которым он стремиться, все его действия и поступки будут трактоваться как правильные (при условии соблюдения закона).

Например, существует политика отрицательных процентных ставок. Введение отрицательной процентной ставки по банковским вкладам, как нестандартная антикризисная мера, может использоваться правительством страны (центральным банком), с целью стабилизации экономической ситуации в стране. После мирового кризиса 2008 г. такая политика применялась или применяется до сих пор, в таких странах как Дания, Швеция, Швейцария, Япония. Европейский центральный банк впервые ввёл отрицательные ставки 5 июня 2014 году.

На практике такая политика выглядит примерно так: коммерческий банк взял в долг у Центрального банка своей страны, например, миллион долларов США. А через год обязан будет вернуть уже не миллион, а, например, 990 тысяч долларов.

С точки зрения правительства какой-нибудь страны, прибегающей к политике отрицательных ставок, с целью стимулировать падающий рынок, население должно проявлять финансовое поведение выгодное правительству. Население, в кризисных условиях, должно тратить свои деньги, а не сберегать. В данных обстоятельствах, такие действия населения будут расцениваться правительством как финансово грамотные.

Допустим, в тот же самый момент, у человека есть своя цель. И эта цель подразумевает необходимость сбережения части дохода. Поэтому, с точки зрения этого человека, требуемое государством от него поведение (то есть тратить, а не сберегать) не будет финансово грамотным. Если человек продолжить сберегать часть своего дохода, то в рамках достижения собственных целей, он будет совершать правильные действия, так как они будут способствовать достижению его собственных целей.

Финансовая грамотность имеет отношение лишь только к текущей финансовой ситуации домохозяйства (к её членам, доходам и расходам, активам и пассивам), к финансовым целям домохозяйства и к той стратегии, благодаря которой домохозяйство будет достигать свои цели!

Поэтому без четкого представления о том, чего человек хочет достичь в будущем, он не сможет повышать свою финансовую грамотность, как бы это не пыталось государство внедрить. Если у человека нет собственных целей, если человек не будет понимать к чему он стремится, чего он хочет достичь в будущем, он будет тратить все свои финансовые средства не на достижения своих собственных целей, а целей других людей, компаний, или целей государства. Только собственное целеполагание будет способствовать развитию финансовой грамотности каждого конкретного человека. Метафорически выражаясь, надо понимать и представлять себе свой пункт назначения, точку «Б», то есть, то место в пространстве (и во времени!), куда (и когда) человек хочет попасть. [15]

Не менее важно понимать начальную точку отправления, то есть точку «А». Человеку надо иметь представления и о том, где финансово он находится в настоящее время. Не важно, речь идёт о бизнесе или личной жизни, если это имеет отношение к денежным транзакциям, то в обязательном порядке требуется наличие, как минимум, балансового отчёта и отчёта о прибылях и убытках. [16] Поэтому надо будет учиться разбираться с личными «бухгалтерскими отчётами», то есть уметь составлять, читать и понимать балансовый отчёт (активы и пассивы) и отчёт о прибылях и убытках (доходы и расходы). [17] Это даст понимание того, что есть у вашего домохозяйства в настоящее время и какими финансовыми ресурсами оно обладает.

Это интересно:  Можно ли оформить кредиты одновременно в нескольких банках

Адаптированная под личные нужды «домашняя бухгалтерия» обеспечит измеримые параметры, посредством которых можно понять не только текущую ситуацию, но и повлиять на неё в ту или иную сторону. В мире финансов мы можем управлять лишь только тем, что измеряем.

Только обладая пониманием того, где финансово человек находиться в настоящее время, куда он хочет прийти в будущем, и какие у него для этого есть ресурсы, мы сможем говорить о повышении финансовой грамотности. Только обладая знаниями, понимая какие у него есть ресурсы, человек сможет совместить то, что у него есть сейчас, с тем, к чему он стремиться. А развивая навыки оптимального распределения ресурсов для достижения поставленных целей, человек будет проявлять своё ответственное отношение к личным финансам через личное финансовое планирование.

Как видим, финансовая грамотность это комбинация многих факторов! В целом, эти факторы можно разделить на три большие группы:

Знания, понимание – относится к информации, как к той, которой вы уже обладаете, так и той, которая может быть для вас актуальна, в рамках повышения финансовой грамотности;

Навыки, поведение – модели поведения необходимые, чтобы совершать такие действия, которые, с наибольшей вероятностью, приведут вас к увеличению вашего благосостояния;

Ответственность, мотивация, интеллект, чувства, эмоции, мысли – все те психологические механизмы, которые могут способствовать или препятствовать принятию финансово грамотных решений.

Повышение своей финансовой грамотности, помимо получения новых знаний, навыков и компетенций, также наделяет человека уверенностью в своём завтрашнем дне. Подумайте о тех социальных выгодах, которые вы будите иметь. Помимо того, что вы окажитесь именно там, где хотите быть, повышение своей финансовой грамотности откроет перед вами целый ряд возможностей, таких как, использование услуг лучших медицинских учреждений и, как следствие, сохранение хорошего здоровья на протяжении многих лет; получение образования в лучших учебных заведения не только своего города или страны, но и всего мира; воспитание здоровых детей и их обучение в любом ВУЗе мира; путешествия по всему миру тогда, когда вы этого хотите, а не когда на работе отпуск дают и т. д.

В условиях современной экономики, навыки финансовой грамотности более чем когда-либо приобретают жизненно-важное значение для каждого домохозяйства и для каждого человека в отдельности.

Оглавление

  • ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
  • НЕОБХОДИМОЕ ПРИМЕЧАНИЕ
  • ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО АВТОРА
  • Глава 1. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
  • Глава 2. СБЕРЕЖЕНИЕ vs. ПОТРЕБЛЕНИЕ
  • Глава 3. ДЕНЬГИ НА ПРИМЕРЕ АВТОМОБИЛЯ
  • Глава 4. ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ?

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Финансовая грамотность, или Основы управления личными финансами (Р. Ю. Акентьев, 2018) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Базовые правила — основы управления личными финансами: контроль доходов, расходов, активов и пассивов

Быть финансово независимым – это естественное желание любого человека. Кто не хочет вместо того, чтобы весь день трудиться в офисе, наслаждаться жизнью, путешествуя и проводя время со своей семьей?

Как же достичь финансовой независимости? Для решения этой задачи существует управление личными финансами.

Два базовых правила

С первого взгляда кажется, что управлять финансами сложно и приходится тратить много времени, на самом деле все проще. Первое, что нужно сделать, – контролировать расходы.

Если записывать траты, то можно без труда оценить эффективность использования своих денег. Причем делать это достаточно просто, сейчас без труда на телефон или компьютер устанавливается приложение или программа управления личными финансами.

Но учета недостаточно, нужно также планировать свой бюджет. Выделите главные цели, на которые нужны деньги, и разработайте план получения финансовых средств на них.

Также следует оценить свои активы и пассивы. Активы – это то, что приносит деньги, а пассивы – что их отнимает. К примеру, если вы купили баню, чтобы отдыхать по выходным, то она является пассивом. Доход она не приносит, но придется оплачивать налоги, электроэнергию, использование воды. Если баня приобретена для сдачи в аренду, то она уже актив.

Для финансового благополучия наращивайте активы и избавляйтесь от пассивов.

Важно заставлять деньги работать на себя. Хранить сбережения под подушкой неразумно, инфляция приведет к тому, что они со временем потеряют ценность. Инвестирование обеспечит вас дополнительным доходом, но чтобы начать вкладывать, нужно иметь деньги на руках.

Необходимо следить, чтобы доходы превышали расходы, в таком случае вы сможете набрать капитал. Эту разницу можно увеличить двумя способами: сокращать расходы и повышать доходы.

Итак, основы управления личными финансами заключаются всего лишь в двух базовых правилах:

  • наращивайте активы, сокращайте пассивы;
  • увеличивайте доходы, снижайте расходы.

Как снизить расходы?

Оцените затраты: они все необходимы или можно сократить? Тщательный контроль за движением собственных денежных средств поможет избежать необдуманных и необоснованных расходов.

Денежные траты бывают необходимыми и теми, от которых можно отказаться.

К примеру, вы оплачиваете дорогой тариф сотового оператора, но тратите лишь малую часть пакета, в таком случае следует выбрать дешевый тариф. Ваша машина требует много бензина? Купите авто с двигателем меньшей мощности, расходы снизятся.

Любой человек может оптимизировать и снизить расходы. Но не забывайте, нужно работать над повышением доходов.

Как увеличить доходы?

Существуют разные способы повысить доходную часть своего бюджета:

  • сменить работу на ту, где больше платят;
  • освоить новую профессию;
  • повысить квалификацию;
  • найти дополнительный источник дохода.

Сейчас растет возможность заработка через Интернет, можно попробовать поработать в этой сфере. Многие осваивают самозанятость, проходят курсы по проведению косметических процедур, занимаются перепродажей товаров и т.д. Оцените свои сильные стороны, может быть, вы без труда можете починить компьютер? Отлично вяжете, рисуете, шьете? Тогда предложите свои услуги.

Самозанятость дает возможность совмещать основную работу с подработкой, тем самым увеличив доход.

Что наращивать, а что сокращать?

Как уже говорилось, активы приносят деньги, пассивы их тратят. Из этой формулы становится очевидным то, что активы необходимо наращивать, а от пассивов следует избавляться.

К активам относятся банковские вклады, ценные бумаги, сдаваемое в аренду имущество. Пассивы – это ваши дом, автомобиль, кредиты и долги. Многие делают серьезную ошибку, покупая дополнительные пассивы в кредит, тем самым ухудшая свое финансовое положение.

Оцените свои пассивы – если их можно перевести в активы, то смело действуйте, если нет, то оптимальным вариантом будет избавиться от них.

Откажитесь от кредитов. Если у вас есть гараж, который стоит без дела, сдавайте его, так вы сможете сэкономить на обязательных платежах и получить дополнительный доход. Живете в трехкомнатной квартире небольшой семьей, одна комната пустует? Сдайте ее или же снимите двухкомнатную квартиру, а свое жилье сдавайте по более высокой цене.

Также следует заниматься наращиванием активов. Если у вас работа со стабильным доходом, то желательно создать дополнительный источник дохода – собственный бизнес, инвестиции.

Процесс управления

Личные финансы: секреты управления основаны на следующих базовых принципах:

Учет подразумевает фиксирование всех расходов и доходов в специальных программах или тетради. Лучше разделить расходы по группам: «Продукты», «Проезд», «Коммунальные платежи» и т.д. В конце месяца нужно подсчитывать суммы доходов и расчетов, это позволит сделать вывод о своем финансовом состоянии.

Свои личные финансы нужно планировать. Если вы собираетесь что-то приобрести в будущем, то лучше разработать план доходов и расходов, чтобы понимать свои возможности и выделить денежные средства на покупку без ущерба для других нужд.

Если имеется план, то необходим и контроль за его соблюдением. Минимум раз в месяц нужно проверять, идете ли вы по плану или вышли из бюджета, во втором случае желательно сделать его корректировку.

Финансовая независимость – это возможность жить так, как хочется.

Чтобы позволить себе жизнь, о которой вы мечтаете, необходима система управления личными финансами, следует грамотно наращивать доходы и сокращать расходы. Полная концепция управления личными финансами уместилась всего в 16 утверждений.

Учет и контроль, управление онлайн

В Интернете легко найти и скачать программы для управления личными финансами онлайн, их использовать удобнее, чем делать записи в тетради или блокноте. В таких программах существует два главных раздела: «Доходы» и «Расходы». Каждый из них включает в себя ряд групп, имеется возможность редактировать группы (добавлять и удалять).

В программу нужно ежедневно вносить суммы полученных/потраченных денег. Удобно то, что вы в любой момент можете увидеть остаток средств на конкретную дату, программа автоматически складывает все расходы и доходы и подсчитывает разницу между ними.

Программы бывают бесплатными и платными. Обычно у одного приложения имеются обе версии, но они различаются функционалом.

Платные программы дают возможность изучить подробную статистику за месяц: в них рисуются диаграммы, графики, выгружается статистика и т.д.

Имеются программы, которые можно использовать онлайн, открывать на компьютере, на мобильных устройствах: «Домашняя бухгалтерия», Moneytracker, MyBudget, Alzex Finance и прочее.

Если вы планируете использовать одну программу всей семьей, лучше выбрать платную версию, которая поддерживается на нескольких устройствах и имеет функцию синхронизации. Особенно удобны приложения для смартфонов, поскольку телефон всегда под рукой, можно сразу записать движение денежных средств.

Дополнительно ознакомьтесь с кратким видео об управлении личными финансами:

Новый бесплатный УМК «Личные финансы»

Основа УМК

Финансовая грамотность – это часть общей грамотности, широкий набор навыков, необходимых для достижения успеха в современном мире.

Курс «Личные финансы» разработали эксперт по управлению благосостоянием (wealth management) Валерий Чумаченко и профессор Российской экономической школы Алексей Горяев. На их счету успешная реализация онлайн-проектов, направленных на повышение финансовой грамотности, и проведение множества уроков по управлению финансами для взрослых и детей. В рамках нового курса ученикам представлено лучшее из этого опыта. Школьники освоят общий подход к решениям, связанным с деньгами, и не только.

Материалы доступны зарегистрированным пользователям платформы LECTA. Чтобы добавить их в свой онлайн-портфель, необходимо зайти на lecta.rosuchebnik.ru, перейти в «Магазин» и в левой части страницы сделать выборку по предмету «Экономика», а после нажать «Получить» под изданиями серии.

Финансовая грамотность для детей

Курс показывает, что управлять финансами не только полезно, но и интересно. Авторы использовали такие элементы как мотивация, практика, яркие картинки и образы, edutainment (обучение через игру), интерактив, юмор. Рассмотрим, что именно дети усвоят благодаря курсу.

Составляющие управления личными финансами:

  • Заработок. В том числе способы найти первую работу.
  • Траты. Как разумно распоряжаться своими финансами – не экономя, но совершая осознанные покупки, не навязанные рекламой.
  • Сбережения и инвестиции. Как беречь и преумножать финансы, когда решены вопросы, связанные с доходами и расходами.
  • Использование финансовых инструментов и финансовых посредников. Принципы работы банков, страховых компаний, брокеров ценных бумаг и т.д.

При этом дети поймут, что финансовая грамотность подразумевает управление не только финансовыми инструментами, но и всеми видами капиталов – в том числе и человеческим капиталом. Курс помогает ребятам осознать, что они богаты не только деньгами, но и способностями, которые необходимо развивать. Со временем талант можно монетизировать и тогда уже управлять непосредственно денежным капиталом.

Также ученики узнают, что за сложными финансовыми терминами часто скрываются очень простые операции. Рабочие тетради содержат много мини-кейсов, в которых, на основе жизненных ситуаций, представлены приземленные знания. Разберем несколько примеров.

Пример №1. Диалог двух подруг: «Можешь дать мне три тысячи на месяц?» – «Тебе зачем?» – «Куплю те джинсы, которые мы видели. Пока распродажа. Как только получу зарплату, сразу отдам. Или у родителей возьму. А если что – у нас одинаковый размер, отдам тебе их вместо денег» – «Ну, ладно» – «Спасибо, ты самая лучшая моя подруга. Тортик за мной!»

Это типичная схема банковского кредитования: срок – месяц, плата – тортик, поручители – родители, залог – джинсы. С помощью таких историй дети изучают кто такой поручитель, что такое залог.

Пример №2. В молодой семье спор. Саша считает, что пора купить машину, поскольку это удобно, да и не хочется отставать от друзей. «Можно использовать имеющиеся сбережения, а остаток покрыть за счет автокредита». Лена возражает: «Тогда мы останемся без летнего отдыха! Сколько денег уйдет на страховку, бензин, техобслуживание, парковку, штрафы и т.д.?»

Как найти выход из этой ситуации? Такие задачи не имеют определенного правильного ответа. Они позволяют ребятам подискутировать, продумать плюсы и минусы. В будущем, столкнувшись с подобными сложными ситуациями, ученики будут готовы сделать выбор в зависимости от обстоятельств и своих предпочтений.

Составители курса рекомендуют завершать уроки по финансовой грамотности небольшими турнирами ЧГК, непринужденными и познавательными. Пример вопроса: Александр Дюма-отец был человеком до безумия щедрым. Неудивительно, что он постоянно находился в долгах. Дюма любил говорить: «Я никогда и никому не отказывал в деньгах, за исключением ИХ». Кому же Дюма отказывал в деньгах? Ответ: Своим кредиторам.

Видеокурс для учителей

В УМК «Личные финансы» входит бесплатный видеокурс для педагогов, также доступный зарегистрированным пользователям LECTA.

Узнать больше и записаться можно на странице дистанционных курсов.

Авторы УМК рассказывают, как преподавать финансовую грамотность в 5–11 классах. Занятия видеокурса включают такие темы как «работа и деньги», «самостоятельная жизнь», «кредиты», «влияние рекламы», «платное образование», «путь к богатству» и др. После выполнения практических и контрольных заданий, выдается сертификат.

Финансовая грамотность

Человек решает денежные вопросы каждый день, поэтому финансовая грамотность является важнейшей составляющей благополучной жизни. Умение управлять деньгами положительно сказывается на уровне дохода человека, позволяя уберечься от крупных потерь и приумножая достаток всеми возможными способами. Если вы устали от постоянной борьбы за выживание и решительно настроены исправить ситуацию, прочитайте эту статью и следуйте нашим советам.

Что такое финансовая грамотность?

Финансовая грамотность — это умение человека распоряжаться собственными и заёмными средствами. На более высоком уровне она также включает в себя взаимодействие с банками и кредитными организациями, использование эффективных денежных инструментов, трезвую оценку экономического положения своего региона и всей страны.

Владение основами финансовой грамотности позволяет ставить реалистичные цели и уверенно идти к их достижению. Текущий уровень благосостояния требует обновлять свои знания в области управления средствами, чтобы просто сохранить заработанное. Для увеличения достатка необходимо постоянно внедрять новые инструменты получения доходов.

Составляющие управления деньгами

Управление деньгами происходит на нескольких уровнях. Это распоряжение фактически имеющимися средствами, планирование будущих поступлений и расходов, пользование займами, запуск новых источников дохода, инвестирование. Чем больше инструментов вовлекается в оборот, тем больше шансов на создание мощного денежного потока.

Распоряжение собственными средствами

  • сохранённые деньги = заработанные

Относитесь к заработку не потребительски, а с управленческой точки зрения. Их можно превратить в гибкий инструмент получения дополнительного дохода. Подушка безопасности в виде суммы, равной полугодовому объёму расходов, придаёт уверенности в завтрашнем дне и позволяет смелей начать новое дело.

Планирование и учёт финансов

Планирование берёт во внимание ваши будущие доходы и расходы. Важно планировать личный или семейный бюджет, чтобы не допускать слишком быстрой растраты зарабатываемых средств, а также иметь возможность их накапливать. Учёт личных финансов позволяет верно рассчитать свои силы при желании купить что-то дорогостоящее.

Использование заёмных средств

Изучайте разницу между понятиями «плохой долг» и «хороший долг».

Это интересно:  Документы необходимые для подачи на алименты

Определение плохого и хорошего долга

Название Описание Примеры
Плохой долг Расходы по обслуживанию долга превышают доход от использования займа. Потребительские кредиты, покупка активов с отрицательным денежным потоком.
Хороший долг Доходы от использования заёмных средств превышают выплаты по кредиту. Лизинг, кредиты с минимальными или нулевыми ставками, невозвратные субсидии.

Финансовая грамотность рассматривает взаимоотношение с банками, как важный аспект личного благополучия. Банки предлагают ряд услуг по накоплению и хранению средств, выдаче кредитов. Чем лучше ваша кредитная история, тем более удобными будут условия сотрудничества.

  • занимаешь чужие деньги, отдаёшь свои
  • CREDIT (в переводе с английского) — долг

Занимать деньги на стороне стоит лишь в случае вложения их в более доходные предприятия. Это удобно, когда вначале нужны большие средства, но доход от их использования будет покрывать расходы по обслуживанию долга. Если же вы берёте большую сумму под высокие проценты для покупки предмета роскоши, финансовая грамотность у вас не на высоте.

Поиск источников дохода

Для большинства людей основным источником дохода является их работа — и он самый неэффективный. Современные реалии предлагают большое количество альтернативных вариантов. Помимо зарплаты можно получать пассивный доход, или построить собственный бизнес. Наличие нескольких источников дохода снижает риск возникновения проблем с деньгами.

  • собственное дело — дверь в новый мир безграничных возможностей

Навыки построения прибыльного бизнеса убирают границы возможного дохода. Правильно настроенные процессы приносят деньги в любой момент времени, отдыхаете вы или работаете. Более того, дело развивается даже без вашего непосредственного участия.

Инвестирование

Инвестирование — это кровоснабжение экономики любого государства. Если резиденты и иностранные граждане активно инвестируют, государство быстро развивается и обеспечивает благополучие своим гражданам. Это финансовая грамотность высшего уровня, часто выходящий за пределы одной страны.

Навыки инвестирования дают понимание, как правильно использовать свои и заёмные средства, чтобы в будущем получить значительную прибыль. Искушённый инвестор достигает целей, практически не используя личные средства, сводя возможные риски к минимуму.

Мир бизнеса и инвестиций

Вырваться из порочного круга финансовых проблем помогает освоение навыков построения бизнеса и инвестирования. Это другая реальность, но попасть в неё можно, если следовать определённым правилам. Принимая ответственность за свою жизнь на себя и управляя рисками, можно добиться значительных успехов в управлении деньгами.

Ключевые ресурсы в бизнесе и инвестировании

Сфера деятельности Ключевой ресурс Характеристика
Бизнес Время других людей. Создание рабочих мест позволяет решать большее количество задач в единицу времени. Сила ваших решений и результаты вырастают экспоненциально.
Инвестирование Деньги других людей. Это план, который использует заёмные средства для создания или приобретения актива. Актив сам выкупает себя и продолжает приносить прибыль.

Оставаясь в реальности жизни на зарплату и пенсию, вы сами устанавливаете себе потолок личной финансовой грамотности. Трансформация мышления в сторону предпринимательства болезненна, но жизненно необходима для улучшения качества жизни. Ребёнок не перестаёт учиться ходить, даже после десятка падений. Так почему мы сами останавливаем себя в развитии, когда начинаем трудовую деятельность?

Повышение финансовой грамотности

В информационную эпоху знания в области управления деньгами стали общедоступными. Чтобы финансовая грамотность стала выше, можно использовать разные способы:

  • самостоятельное образование
  • специальные курсы
  • личный консультант

Самообразование

В интернете много ресурсов, которые публикуют статьи на тему управления деньгами. Хорошим источником финансовых знаний являются книги. Самообразование требует серьёзных затрат усилий и времени. Личный опыт имеет наивысшую ценность, поэтому не надо бояться ошибок на этом пути. Правильные выводы научат вас достигать новых результатов с меньшими потерями.

Курсы повышения финансовой грамотности

Платные семинары позволяют в сжатые сроки освоить навыки узкой тематики для достижения практических результатов. Важно понять, что за хорошие знания надо платить. Заплатив однажды, вы приобретаете инструмент извлечения дохода, который впоследствии окупится многократно.

Можно найти и бесплатные курсы, но ценность такого обучения сомнительна. Чаще всего, бесплатные курсы предлагают те организации, которые ставят целью привлечь слушателей в свои ряды или сделать своими клиентами. Там тоже говорят о важности финансовой независимости, но не всегда имеют ввиду вашу самостоятельность.

Инфобизнес — много хороших и плохих мнений связано с этим понятием. Мы считаем, что в каждом случае результат будет зависеть от вашего личного контекста. Если вы не ищете манны небесной или поля чудес, то на любом обучении найдёте для себя что-то полезное. Лучший тренер не может быть одновременно лучшим бизнесменом в другой сфере, т.к. его бизнес — это обучение других людей зарабатывать деньги. На совершенствование навыков тренера уходит большая часть времени. Выбирая тренера, смотрите не на его бизнес, а на обучаемую аудиторию, на успехи его выпускников.

Личный финансовый консультант

Личный финансовый консультант это один из самых эффективных вариантов повышения собственной грамотности, так как он всегда ответит на необходимые вопросы и подскажет, что делать. Признанный специалист стоит немалых денег, но практическая польза от его услуг всегда выше затрат. Все состоятельные люди имеют штат лучших специалистов в своей области, в том числе и в области управления ресурсами. Вам необязательно нанимать такого человека в штат, для начала будет достаточно и ежемесячной разовой консультации.

Общая рекомендация для желающих, чтобы финансовая грамотность возросла — не ищите лёгких путей и бесплатных советов. Именно на эту удочку попадается большинство людей. Рассматривайте любое обучение через призму личностного роста и создания собственных систем получения дохода.

Финансовая грамотность населения

Во многих развитых странах финансовая грамотность населения является целенаправленной государственной политикой, на которую выделяются немалые средства. Как показывают опросы и исследования, даже среди населения экономически развитых стран с давними традициями, таких как США, Япония, Великобритания, Франция, Германия, Швейцария и другие, навыки в управлении деньгами находится на довольно низком уровне. В развивающихся странах этот уровень ещё ниже.

Ярким доказательством является доклад Глобального центра исследования финансовой грамотности. Среди людей младше 35 лет только 38% американских мужчин и 22% американских женщин смогли получить высший балл при прохождении соответствующего теста. У людей старше 35 лет эти цифры оказались ещё ниже, среди них только 26% американских мужчин и 12% американских женщин получили наивысший балл.

Получили высший балл по финансовой грамотности (США)

Возраст Мужчины Женщины
Младше 35 лет 38% 22%
Старше 35 лет 26% 12%

В России количество относительно грамотного в плане управления деньгами населения составляет 38%. В странах Евросоюза и в США эта цифра находится на уровне 50-60%.

В чём же причина таких невысоких показателей? В первую очередь, это отсутствие уроков финансовой грамотности за школьной партой. В школе нет ни одного предмета, который был бы посвящён этой важной теме. Также отметим слабую работу государственных программ в этой области. В-третьих, это общее нежелание населения разобраться с распоряжением собственными средствами. Разговоры о деньгах наводят на людей тоску и желание поскорей сменить тему.

  1. Не обучают в школе
  2. Слабая работа госпрограмм
  3. Нежелание населения

Можно проследить такую тревожную тенденцию, как незаинтересованность государства в подобном образовании своих граждан. Госкорпорации в связке с коммерческими структурами в большей степени направляют свои усилия на воспитание поколения потребителей, нежели самодостаточных жителей страны. Наша заметка рассказывает о введении так называемых уроков финансовой грамотности в российских школах. На этих уроках, помимо прочего, детей будут учить правильно брать кредиты.

Никто не сделает вас богатыми, кроме вас самих. Чтобы взять управление деньгами в свои руки, надо прежде всего принять полную ответственность за свою жизнь и жизнь родных на себя. Первым шагом к обеспеченной жизни станет составление личного финансового плана.

Личный финансовый план

Личный финансовый план — это инструкция, которая помогает человеку достичь поставленных целей в управлении деньгами. В нём учитываются все денежные потоки, фактические и предполагаемые: увеличение дохода, сбережение, траты и инвестирование средств.

Такой план необходим каждому человеку, вне зависимости от уровня дохода. Ошибочно считать, что он нужен лишь тем, у кого есть деньги. Наоборот, деньги появляются у тех, кто научился правильно планировать доходы и расходы. Покупка квартиры, автомобиля и других дорогостоящих предметов требует основательного и вдумчивого использования денежных инструментов.

Личный финансовый план включает в себя следующие составляющие:

  • пошаговое достижение поставленной задачи с учётом реальных временных затрат;
  • использование инвестиционных продуктов, расчёт вероятных рисков, сроков, и размера получаемого дохода;
  • план по страховым вложениям, с учётом рисков, сроков и необходимых средств;
  • использование заёмных средств, с учётом сроков их погашения и стоимости обслуживания

Личный финансовый план позволяет подобрать наиболее подходящую конфигурацию инвестиционных, страховых, пенсионных и кредитных продуктов, которая приведёт к цели в установленные сроки или даже быстрей, чем ожидалось. Любое планирование не идеально, на пути к цели всегда возникают новые обстоятельства, несущие помехи или сопутствующие достижению намеченного. Поэтому необходимо периодически корректировать поставленные цели.

Основные правила финансовой грамотности

Напоследок приведём несколько основных правил финансовой грамотности, которые подскажут, в каком направлении стоит следовать, чтобы разобраться в своих ресурсах и наладить эффективное управление деньгами.

Перечень основных правил и их характеристика

Правило Краткая характеристика
1. Зарабатывать больше, чем тратить Прежде, чем потратить больше, надо сначала увеличить доходы
2. Постановка реальных целей Реальные цели задают направление действий и приводят к мечте
3. Подушка безопасности Личный фонд размером в 6 месячных расходов позволяет избегать долгов
4. Новые источники дохода Постоянный поиск новых способов получения дохода

Зарабатывать больше, чем тратить

Одно из самых важных правил любой экономики гласит о том, что зарабатывать необходимо больше, чем тратить. Если ему не следовать, довольно быстро образуются долги и жизнь значительным образом усложняется. Вместо инвестирования свободных средств, должник вынужден тратить время своей жизни на покрытие обязательств и расходов по обслуживанию займов.

Это базовое правило кажется очевидным, но не каждый способен ему следовать. Неважно, сколько человек зарабатывает денег, если он систематически нарушает баланс «доходы-расходы» в сторону затрат. Это принципиальная ментальная установка из области эмоционального интеллекта, которая отличает состоятельных людей от малоимущих. Финансово грамотный человек следует установке «чтобы больше потратить, надо сначала увеличить свои доходы».

Постановка реальных целей

Мечты необходимы людям, они эмоционально побуждают нас работать над собой и больше зарабатывать. Каждая мечта может и должна быть специфицирована на конечное число реально достижимых целей. Соотнесение своих возможностей с конкретными действиями в установленных временных рамках позволяет подчинить себе практически любую цель и сделать мечту реальностью.

Реальная цель задаёт направление действий. Это ориентир, который позволяет отсеивать ненужные дела. Что не ведёт к цели, на то не стоит тратить время и деньги. Иначе вы в лучшем случае будете топтаться на месте, в худшем — будете отдаляться от намеченного. Спонтанные траты, как следствие нечётких устремлений, способны свести на нет месяцы и даже годы жизни.

Подушка безопасности

Необходимо иметь так называемую денежную подушку безопасности, которой можно будет воспользоваться в случае потери основного дохода. Откладывайте 10% от своего ежемесячного дохода в личный сберегательный фонд, пока цифра не достигнет суммы 6-ти месячных затрат. Эти средства можно хранить в шкафу или сделать вклад в крупном банке, с возможностью досрочного снятия без потери процентов.

Эти средства не стоит рассматривать, как источник для инвестиций и ждать от них высокого дохода. Достаточно будет того, что проценты по вкладу будут частично перекрывать инфляцию. Имея такую подушку, вам не придётся влезать в долги. Будет время спокойно наладить новый источник дохода и пережить сложное время с минимальными потерями.

Новые источники дохода

Старайтесь иметь несколько источников дохода, так как это позволит диверсифицировать риски. Лучшим видом дохода является пассивный — он приносит деньги в любой момент времени, даже когда вы не работаете. Виды доходов, которые доступны всем: заработанный, пассивный и портфельный. Состоятельные люди, как правило, имеют все три вида доходов.

Перечень основных правил и их характеристика (продолжение)

Правило Краткая характеристика
5. Построение личного финансового плана Это делают все состоятельные люди и не делают бедные
6. Разумная экономия Поиск адекватной цены на предлагаемый товар и умение торговаться
7. Повышение ценности времени Сколько стоит час вашей работы и как его повысить
8. Изменение окружения Средний доход 10-ти самых частых собеседников определяет ваш финансовый потолок

Построение личного финансового плана

Имейте личный финансовый план, рассчитанный хотя бы на ближайшие 5-10 лет. Не забывайте его корректировать в случае изменения ситуации, если возникнет такая необходимость. Все состоятельные люди имеют такой план. Соответственно, вы просто не сможете добиться успеха, игнорируя эту необходимость.

Разумная экономия

Каков бы ни был ваш уровень достатка, всегда уместна разумная экономия при совершении покупок. Конечно, надо избегать крайностей — можно потратить массу времени, стремясь покупать все вещи со скидкой. Не лучше ли это же самое время вложить в то, чтобы заработать ещё больше? Грамотная экономия указывает на то, что человек действительно знает цену деньгам.

Бедные люди и средний класс находятся в плену у маркетологов. Им кажется, что наличие дорогих вещей каким-то образом приближает их к высшему свету. На самом деле, умение найти хорошую вещь по приемлемой цене — важный навык для обретения финансовой независимости. Умение торговаться и получать скидку вовсе не унижает человека, а указывает на его высокие лидерские качества. По-настоящему богатые люди покупают предметы роскоши в последнюю очередь, когда их уровень дохода с лихвой покрывает эти траты.

Повышение ценности времени

С уважением относитесь к собственному времени. Вы всегда можете посчитать, сколько стоит час вашей работы. Старайтесь делать так, чтобы эта стоимость постоянно росла. Держа в уме этот параметр, уже не захочется тратить свою жизнь на пустопорожние занятия. Заработанный доход имеет свои границы. Привлечение наёмных работников может увеличивать стоимость вашего времени бесконечно.

Изменение окружения

Посчитайте средний доход 10-ти человек, с которыми вы больше всего общаетесь — это и будет ваш финансовый потолок. Не изменяя окружение, вы практически лишены шансов увеличить эту цифру. Вам нужно стать тем свежим огурцом, который поместит себя в банку солёных огурцов, чтобы со временем стать таким же. Если вы продолжите лежать в чистой воде, то непременно стухнете.

Постарайтесь познакомиться с богатым человеком, который смог построить бизнес. Для этого придётся приложить усилия, чтобы такому человеку было интересно с вами поговорить. Его советы, поведение, отношение к деньгам может значительно продвинуть вас на пути к финансовой независимости. В этом контексте можно бесплатно поучаствовать в одном из его проектов. Приобретённый опыт будет дороже возможной зарплаты во много раз.

Развитие финансового интеллекта

Никогда не останавливайтесь в развитии финансового интеллекта. Чем больше времени вы будете посвящать овладению этим вопросом, тем выше будет доход и больше свободного времени на себя и семью. Усердные работники за зарплату — ленивые люди в плохом смысле этого слова. Вместо работы головой, они предпочитают тратить все силы на повторение одних и тех же ошибок на протяжении всей жизни. Станьте ленивым в хорошем смысле — сделайте свой доход таким, чтобы не пришлось усердно трудится до пенсии, а потом едва сводить концы с концами.

Статья написана по материалам сайтов: profin.top, rosuchebnik.ru, homeclass.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector