+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Социальная норма потребления электроэнергии себя не оправдывает

Популярные публикации

Последние комментарии

7 причин, почему нельзя вводить соцнормы потребления электроэнергии

Сегодня состоялось совещание в правительстве по введению соцнорм потребления электроэнергии. Идея одобрена.

А вот почему одобрять ее не стоило:

1️⃣ Потребление электроэнергии, как в первые годы советской власти, так и сейчас — это показатель прогресса общества и комфорта жизни населения. Сдерживать энергопотребление — это выстрел себе в ногу, это торможение технической революции, удобства жизни людей, экономического роста в целом.

2️⃣ Россия — страна энергоизбыточная. Построенные мощности по генерации эл/энергии используются едва наполовину. Без особых затрат можно нарастить производство и потребление электроэнергии. И поэтому идея сдерживания роста энергопотребления — идея вдвойне глупая.
Главные инвестиции в генерацию электроэнергии выполнены в годы СССР — построены единая система энергоснабжения, бесчисленные электростанции. Только в 2016 году РФ достигла того же уровня потребления эл/энергии, который был в 1990 году в РСФСР. При том, что установленная мощность электростанций увеличилась на четверть. Беда нашей страны — слишком малое потребление эл/энергии. Чем больше ее бы потреблялось, тем дешевле она была бы (ведь тогда мощности использовались бы полнее). Это не призыв к энергорасточительству. Это призыв к дальнейшей электрофикации страны, к полному использованию ее электромощностей.

3️⃣ По энергопотреблению на душу населения Россия — в четвертом десятке стран мира. Она явно отстает от развитых стран И это — при нашей-то энергоизбыточности. Нам явно есть, куда расти.

4️⃣ Перекрестное субсидирование (для промышленности тарифы на электроэнергию побольше, для населения поменьше) — это совершенно правильная и разумная политика, от которой не надо отказываться. Потому что главный потребитель эл/энергии — промышленность (более половины потребления), а население потребляет втрое меньше. А значит, заставлять экономить (повышенными тарифами) надо в первую очередь промышленников, а не людей.

5️⃣ Перекрестное субсидирование — элемент социальной политики снижения доходного неравенства. Для крупных городов, например, для москвичей, такой проблемы уже давно нет — тарифы для жителей повысили до уровня тарифов промышленности. Большей частью это — социальная поддержка села и малых населенных пунктов. Зачем под видом борьбы с неравенством принимать меры, только усиливающие это неравенство? Ведь кто станет бенефициаром от отмены перекрестного субсидирования? Какой-нибудь Дерипаска, который будет меньше платить за электроэнергию для своих алюминиевых заводов (одно из самых энергоемких производств) и больше получать доходов как владелец нескольких электростанций.

6️⃣ Повышение тарифов на эл/энергию для людей вовсе не приведет к искомому росту энергоэффективности. Потому что как люди могут экономить эл/энергию? Только отказываясь от энергопотребителей — кондиционеров, теплых полов, мощных электроприборов и т. д. Т.е., ухудшая уровень комфорта. Абсолютно депрессивная, тупая политика, идущая вразрез с курсом на технический прорыв, цифровизацию и все такое прочее. Может, тогда надо возвращаться к отоплению дровами и углем, отказу от электроприборов? Выглядит откровенно по-идиотски на фоне энергоизбыточности России. Собака на сене.

7️⃣ Возлагать на население дополнительные платежи, неважно под каким предлогом, — крайне несвоевременная мера в условиях падения его реальных доходов (на 10% к 2013 году). Давайте сначала хотя бы восстановим его доходы.
Короче: вся эта реформа с введением соцнорм потребления эл/энергии задумана исключительно как еще один способ обобрать население. Потому что всем другим декларируемым целям — энергоэффективность, выравнивание доходов — она просто противоречит. Спасибо за такую реформу правительству скажут Дерипаска, Вексельберг, Сечин и ряд других известных персонажей. Простым людям лучше не станет.

Правительство отложило введение социальной нормы потребления электричества для населения. Такое решение принято по итогам совещания у вице-премьера Дмитрия Козака 23 января, сообщил его представитель Илья Джус.

«Принято решение прекратить на неопределенный срок обсуждение предложений о введении дифференцированных тарифов на электроэнергию для населения и поэтапной отмене понижающего коэффициента для квартир с электрическими плитами и индивидуальных жилых домов», — сказал Джус, пишет РБК

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Что такое социальная норма потребления электроэнергии

Социальная норма потребления электроэнергии должна была быть введена во втором полугодии 2015 года для совершенно всех людей в стране, проживающих в различных субъектах РФ. Однако, как и население, так и различные общественные организации наряду со средствами массовой информации никаким образом не поддерживали такое нововведение, предполагая, что оно может негативно сказаться на всем населении. Такая норма была введена резка сразу в нескольких городах России, а результаты такого новшества не привели к тем итогам, которые были запланированы Правительством. Именно поэтому все чаще в последнее время встречается такое утверждение, что социальная норма потребления электроэнергии себя не оправдывает. Данное мнение встречается не только среди обычных жителей или же в средствах массовой информации, но и даже среди чиновников. Поскольку результаты данного нововведения были плачевными, дальнейшее внедрение этой нормы было приостановлено, однако по-прежнему имеется намерение внедрять ее примерно через пару лет в другие города России. Однако многие специалисты утверждают, что это приведет лишь к недовольствам со стороны граждан, поскольку никто не любит, когда его постоянно зажимают в различные рамки.

Именно поэтому многие чиновники и СМИ настаивают на том, чтобы социальная норма потребления электроэнергии была вовсе отменена, а также не было каких-либо планов на то, чтобы она применялась в различных регионах в будущем. В качестве обоснования такого решения приводится пример внедрения данной нормы в нескольких городах в качестве эксперимента, когда такое новшество вовсе не было принято населением, а также не принесло каких-либо положительных результатов. Это обусловлено тем, что в эту социальную норму сможет вложиться только ограниченное количество жителей, число которых не превышает 70% от общего населения конкретного региона. Остальные люди будут вынуждены переплачивать огромные средства, что не считается лояльным и правильным. Именно 30% населения будут вынуждены платить за электрическую энергию повышенный тариф, который намного выше обычного.

Это интересно:  Какие сроки предусмотрены для предъявления и рассмотрения требований по недостаткам товара?

При этом если у них не будет иметься для этого денежных средств, они будут вынуждены постоянно экономить, жестко ограничивая себя в электроэнергии. Они станут смотреть телевизор с выключенным светом, что станет причиной серьезных заболеваний со зрением, а также экономия на других аспектах никак не сможет привести к положительным результатам.

Дело в том, что когда только было введение социальных норм потребления электроэнергии, предполагалось, что не вложиться в установленные рамки смогут только очень состоятельные люди, которые привыкли постоянно пользоваться огромным количеством различных электрических приборов, а также живущие в очень больших домах, где имеется электрическая система теплого пола и другие уникальные приборы. Однако на самом деле не вкладывались в норму даже простые люди, которые жили в небольших домах или квартирах, которые не оснащались каким-либо уникальными или необычными электрическими приборами. При этом даже по повышенным тарифам пришлось платить наиболее уязвимым категориям населения, к которым относятся многодетные семьи или пенсионеры. Это обусловлено тем, что данные категории населения вынуждены постоянно стирать, а также пользоваться другими бытовыми стандартными приборами очень часто, что и приводит к довольно значительному потреблению электроэнергии, за что они должны платить очень большие денежные средства.

Постановление указывало, что норма предполагала вложиться в 50 киловатт, однако именно в России на каждого человека приходится 100 киловатт, поэтому такое нововведение является не просто неправильным, но и даже смешным, поскольку вложиться в норму может только ограниченное количество семей, которые при этом вынуждены будут постоянно экономить на энергии. Именно поэтому можно с уверенностью сказать о том, что главным предназначением такой нормы является не обучение населения экономить ресурсы, а получение как можно большей прибыли различными энергодобывающими компаниями, которые и так получают огромные прибыли от своей деятельности. Особенно нереально представить себе экономию на электроэнергии в зимнее время, причем нередко зимы бывают очень холодными, в результате чего качественно и хорошо обогреть дом или квартиру только водяным отоплением просто невозможно. В этом случае единственным выходом будет приобретение и установка различных электрических обогревателей, которые потребляют огромное количество электроэнергии. В этом случае люди должны будут выбирать, будут ли они платить огромные средства за энергию или будут замерзать в собственных домах. Особенно много проблем возникнет у пенсионеров и многодетных семей, которым в любом случае нужно жить только в тепле, а в прибыли останутся энергодобывающие компании, которые будут собирать огромные средства даже с уязвимых категорий населения.

Именно поэтому в тех городах, где было реализовано данное новшество, прошли многочисленные митинги с участием обычного населения, в результате чего власти других регионов отказались от такого нововведения. Однако нельзя ожидать того, что они вовсе отказались от такой идеи. В некоторых городах предполагается добавлять к третьему и последующему члену семьи по 10 киловатт к норме, однако это все равно не позволит решить образовавшуюся проблему. Тем более что в других странах норма потребления электрической энергии является намного выше, чем в России. Многие политологи утверждают, что введение такого новшества повсеместно по всей стране может привести к негативному отношению населения к государству, что плохо скажется на имидже страны в целом, а также на ее экономическом положении.

Пилотные регионы показали, что установление социальной нормы потребления электроэнергии не приводит к экономии

Владимир Смирнов/ТАСС

Объекты проверки: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство энергетики Российской Федерации, Правительство Забайкальского края, Правительство Красноярского края, Администрация Владимирской области, Правительство Нижегородской области, Правительство Орловской области, Правительство Ростовской области.

С докладом выступил директор Департамента по экспертно-аналитической и контрольной деятельности в области расходов федерального бюджета на топливно-энергетический комплекс, транспорт, дорожное хозяйство (дорожные фонды) Олег Чернявский.

Согласно Указу «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» (май 2012 г.), Правительству совместно с органами исполнительной власти регионов было поручено до осени разработать комплекс мер, направленных на переход к установлению социальной нормы потребления коммунальных ресурсов, предусмотрев компенсационные меры для одиноких пенсионеров, проживающих в квартире не менее 10 лет. В рамках исполнения Указа был утвержден комплекс мер, направленных на переход к социальной норме потребления коммунальных услуг. Однако в ходе реализации из него были исключены меры, направленные на переход к социальной норме потребления коммунальных услуг по водоснабжению, отоплению и газоснабжению. В настоящее время комплекс мер, направленный на переход к установлению социальной нормы потребления коммунальных ресурсов, в редакции от 21 апреля 2014 г. предусматривает только меры, направленные на переход к установлению социальной нормы потребления коммунальной услуги по электроснабжению.

По словам директора Департамента, практическая реализация пилотных проектов по введению социальной нормы потребления электрической энергии в регионах началась только в сентябре 2013 г., хотя Комплекс мер предусматривал проведение мониторинга и представление докладов в Правительство уже в первом квартале 2013 г. «Причины такого опоздания лежат на поверхности. Во-первых, перечень регионов, на территории которых будут реализовываться пилотные проекты, был утвержден Правительством только 22 июля 2013 г. или с опозданием на 10 месяцев. Во-вторых, со значительным опозданием издан нормативный правовой акт, определяющий порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии», — пояснил Олег Чернявский.

Проверка показала, что пилотными регионами не было обеспечено формирование или актуализация единой полноценной базы данных о численном составе домохозяйств в жилых помещениях с указанием их адресов в связи с наличием недостатков в информационном взаимодействии между органами исполнительной власти и территориальными управлениями Федеральной миграционной службы.

Это интересно:  Нужно ли согласие на усыновление ребенка отчимом?

Требования по установлению и применению социальной нормы потребления в полной мере выполнены не были. Так, регламенты обмена информацией по вопросам установления и применения социальной нормы между заинтересованными органами исполнительной власти региона, ресурсоснабжающими организациями, исполнителями коммунальных услуг и комиссией, созданной для оценки жилых помещений, утверждены с нарушением установленного срока (до 1 августа 2013 г.), либо вовсе не были утверждены. Такая ситуация сложилась в Красноярском и Забайкальском крае.

Органами исполнительной власти ряда регионов не обеспечено размещение на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в полном объеме информации об утвержденной социальной норме в отношении групп домохозяйств и типов жилых помещений, об условиях ее применения и о порядке уточнения состава домохозяйства. «Мониторинг реализации пилотных проектов по введению социальной нормы потребления электрической энергии федеральными органами исполнительной власти, которым было поручено его проведение, должным образом не осуществлялся», — резюмировал Олег Чернявский.

Коллегия приняла решение направить отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия в палаты Федерального Собрания.

Переплаты на местах. Итоги эксперимента по внедрению социальной нормы на электричество оказались противоречивы

Подводя итоги эксперимента по внедрению социальной нормы на электричество в ряде регионов, глава правительства Дмитрий Медведев признал, что не везде удалось добиться того, чего хотелось. В итоге было решено отказаться от тотального перехода к социальной норме этим летом. Регионы должны сами решить, как и когда это произойдет.

В четверг правительство обсудило результаты пилотного проекта введения социальных норм потребления электричества. В рамках эксперимента уже пять месяцев в семи регионах России действует социальная норма. Это Забайкальский край, Красноярский край, Самарская, Владимирская, Ростовская, Нижегородская и Орловская области.

«В некоторых регионах не удалось добиться снижения стоимости на электроэнергию благодаря введению соцнормы»

Напомним, что в пределах нормы потребления устанавливается более низкий тариф на электроэнергию. Например, в Красноярском крае социальная норма составляет 110 кВт/ч для одиноко проживающих. Если за месяц жилец потребил 150 кВт/ч, значит, за 110 кВт/ч он заплатит по более низкому тарифу в рамках соцнормы, а за оставшиеся 40 кВт/ч – по более высокому тарифу, потому что это уже превышение социальной нормы. Разница между первым и вторым тарифами должна быть более 30%.

По логике федеральных властей, тех, кто будет платить сверх нормы, в регионе должно быть не более 30% от общего населения. Потому что остальные 70% населения должны укладываться в социальную норму.

Базовая величина соцнормы рассчитывается каждым регионом самостоятельно – по статистике потребления 10 тыс. одиноко проживающих граждан в домах с газовыми плитами (прописано в постановлении правительства № 614 от июля 2013 года). Для семей постановлением установлены надбавки: на второго проживающего – 50 кВт/ч, на третьего, четвертого и пятого – по 20 кВт/ч на каждого. Эти надбавки определены путем экспертного анализа статистики потребления по разным регионам.

Информация о годовом потреблении электроэнергии представляется крупным поставщиком электроэнергии, который должен обслуживать более 50% потребителей региона. Чтобы избежать обогащения энергетиков за счет введения социальной нормы, постановлением правительства было введено условие, что тарифы должны пересматриваться таким образом, чтобы выручка энергокомпаний была равна той валовой выручке, которая была до введения социальной нормы.

Еще один момент – правительство установило, что соцнорма не может быть выше 150 кВт/ч на человека в месяц. Например, как рассказывали газете ВЗГЛЯД в министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, по расчетам Самарагорэнергосбыта (местный крупный поставщик электроэнергии), базовая величина социальной нормы потребления электрической энергии должна составлять 178 кВт/ч на человека в месяц. Но в итоге регион должен был установить соцнорму в 150 кВт/ч. Этот факт может говорить о том, что в регионе живут довольно обеспеченные россияне, привыкшие пользоваться большим количеством электроприборов или, возможно, редко выключающие свет, когда выходят из комнаты.

В Орловской и Ростовской областях соцнорма установлена по новой методике. В остальных регионах она рассчитана и применяется с 2005 года с учетом ранее принятой на региональном уровне методологии по инициативе местных властей.

Снизить плату за ЖКХ

Оценить решение задачи снижения платы оказалось не так-то легко. Замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис на днях признал этот эксперимент удавшимся, так как энергопотребление большей части семей не выходит за рамки соцнормы. По его данным,в регионах, где проводился эксперимент, в рамки установленных норм попали от 70% до 90% семей.

По его словам, эти семьи оплачивают электричество по специальному тарифу, экономя таким образом примерно 3% от суммы оплаты. Экономия, правда, скромная: «Цифры небольшие – 10–90 рублей в месяц, но сам по себе факт позитивный», – отметил глава Федеральной службы по тарифам Сергей Новиков.

Те же семьи, которые не умещают потребление электричества в социальные нормы, по его словам, переплачивают в среднем 4%, что тоже не кажется крупной потерей, когда речь идет о счете в почти две тысячи рублей и переплате в размере порядка 80 рублей.

Однако Дмитрий Медведев признал на совещании, что «пилотный проект был реализован, но с разными результатами». В частности, по его словам, в некоторых регионах не удалось добиться снижения стоимости электроэнергии благодаря введению соцнормы.

При этом в качестве положительного примера Медведев привел Ростовскую область, где в рамках социальной нормы для некоторых потребителей удалось снизить стоимость 1 кВт/ч электроэнергии. Однако на практике не во всех городах этой области эксперимент прошел гладко. В Таганроге обнаружили, что установленная базовая соцнорма потребления электроэнергии в 96 кВт/ч привела к тому, что 81% потребителей не входят в пределы социальной нормы, а значит, таганрожцы переплачивают за ЖКУ (а центр постановил, чтобы 70% населения укладывались в соцнорму). Об этом заявила городская дума, депутаты которой официально обратились в заксобрание Ростовской области с требованием увеличить базовую соцнорму с 96 до 150 кВт/ч.

В региональной службе по тарифам Ростовской области в четверг сообщили, что решили увеличить не базовую соцнорму, а порог соцнормы для второго и последующего членов семьи, а также для многодетных семей. Соцнорма на второго члена семьи увеличится с 50 до 60 кВт/ч, на третьего и последующих – с 20 до 40 кВт/ч. Легко подсчитать, что для семьи из четырех человек, проживающих в одной квартире, соцнорма составит 236 кВт/ч вместо 186 кВт/ч, что вполне вписывается в расчеты экспертов при «традиционном» наборе электроприборов при практичном их использовании.

Это интересно:  Редакция нового закона о снт

Кроме того, ОНФ, проанализировав итоги реализации эксперимента по переходу к соцнорме, выступил против роста тарифов на свет в рамках сверхнормы (то есть речь идет не о льготных тарифах для соцнормы). Предполагается, что власти будут сдерживать рост тарифов в рамках социальной нормы, а вот тарифы сверхнормы должны расти быстрей.

«Есть риск, что для чуть более обеспеченных людей тарифы начнут взлетать. И это была бы абсолютно политическая ошибка», – заявил на прошлой неделе член центрального штаба ОНФ Валерий Фадеев. По его словам, «этого допустить нельзя, потому что российские граждане и так уже много платят за электричество» (в частности, в Москве тарифы выше, чем в большинстве стран).

Впрочем, министр строительства и ЖКХ РФ Михаил Мень предупредил регионы, что тарифы для сверхнормы не стоит увеличивать более чем на 40%.

Перекрестное субсидирование

«Фактически граждане недоплачивают по 2 рубля с кВт/ч. За них доплачивают промышленность и бизнес, существенно снижая свою конкурентоспособность», – говорил газете ВЗГЛЯД осенью руководитель РСТ Нижегородской области Сергей Протасов.

В регионах, которые участвовали в эксперименте с соцнормой, перекрестное субсидирование сократилось почти на 3 млрд рублей, заявил глава кабмина. «Это выгода от появления социальной нормы, и эти выгоды должны быть прочувствованы представителями малого и среднего бизнеса», – сказал Дмитрий Медведев.

«В Таганроге 81% потребителей не входят в пределы социальной нормы, а значит, таганрожцы переплачивают за ЖКУ»

Однако неясно, произошел ли эффект в обратную сторону: если расходы промышленности на электроэнергию уменьшились на 3 млрд рублей, то их продукция для потребителей должна подешеветь.

Что решили

Введения социальной нормы с июля 2014 года, как это ожидалось в случае успешного эксперимента, судя по всему, не произойдет, по крайней мере по всей России. Премьер заявил, что «делать это надо будет в определенной временной перспективе, о которой надо договориться, после чего каждый регион будет по своему графику социальную норму вводить».

От тотального введения соцнормы решили отказаться. «Обязаловки» и тотального введения нам сейчас допускать нельзя, потому что у нас нет абсолютно точных данных, что и как будет происходить», – пояснил Медведев. «У нас просто такая страна, что все будет очень «пестрым», – заметил он.

«Если бы речь шла о введении нормы в центральной части России, то можно было бы на это пойти (на обязательное введение) одномоментно, но с учетом того, что страна очень разная, регионы разные – по экономическому потенциалу, по состоянию жилищного фонда, по платежеспособности населения, – нам лучше делать это разноскоростным путем, на основе решений руководства территорий», – подчеркнул глава кабмина.

Кроме того, премьер-министр также поддержал предложение партии отказаться от введения социальной нормы на водопотребление в России, сообщил руководитель проекта «Управдом» партии «Единая Россия», депутат Госдумы Павел Качкаев. Ранее ожидалось, что соцнорма будет установлена не только на электропотребление, но и на воду. Одновременно с этим Медведев предложил сделать исключения для социально незащищенных групп граждан и освободить их от обязанности ориентироваться на соцнормы энергопотребления. «Речь идет о многодетных семьях, инвалидах, о сельских жителях, одиноких пенсионерах, о жильцах аварийных и ветхих домов», – сказал Медведев.

Можно ли уложиться в соцнорму

Как посчитали эксперты НП ГП и ЭСК, один жилец в квартире потребляет в месяц в среднем 118,4 кВт/ч (или 83,4 кВт/ч без электроплиты).

В этом случае жилец «традиционно» использует освещение, холодильник эконом-класса, стиральную машину-автомат на 6 кг белья, телевизор, электроплиту, микроволновую печь, один компьютер с монитором 22 дюйма, электрочайник на один литр, утюг, пылесос, стационарный телефон с зарядкой трубки, электрические часы-будильник, а также видеокамеру и фотоаппарат (для зарядки). Расчеты проводились с учетом того, что какие-то приборы работают постоянно, а какие-то нет, например, утюгом пользуются один раз в неделю, а чайником – два раза в день.

При таком же наборе электрических приборов семья из четырех человек расходует 214,4 кВт/ч (152,4 кВт/ч без электроплиты). Поэтому за второго, третьего и т. д. проживающего устанавливаются надбавки к базовой соцнорме.

Кстати, по постановлению правительства № 614, если дом оборудован электроплитами, то к соцнорме добавляется до 90 кВт/ч на человека в месяц.

Однако, конечно, если у вас по телевизору в каждой из трех комнат, два холодильника, несколько компьютеров, смартфонов и телефонов, теплые полы зимой, кондиционер летом, джакузи, посудомоечная машина, кухонный комбайн (блендер, фен и т. п.), плюс еще швейная машинка с бортовым компьютером, то ни в какую социальную норму потребления электроэнергии вы не «влезете». Хотите иметь этот комфорт – платите больше. За месяц все это оборудование в дополнение к «традиционному» «накрутит» еще 107 кВт/ч, посчитали эксперты. Логика властей такова, что если хотите использовать больший набор электроприборов, значит, вы более состоятельный гражданин, поэтому способны оплачивать электроэнергию по себестоимости.

Статья написана по материалам сайтов: waytop.ru, www.ach.gov.ru, www.klerk.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector