+7 (499) 110-92-57  Москва

+7 (812) 490-75-26  Санкт-Петербург

8 (800) 222-78-21  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Профессиональная этика в сфере финансов

Раздел 3. Организация финансовой работы.

Институт профессиональных бухгалтеров.

Этические принципы бухгалтеров

Профессиональной организацией бухгалтеров на международном уровне является Международная федерация бухгалтеров (IFAC). Цель IFAC — развитие и гармонизация бухгалтерского учета в мире. Ее деятельность осуществляется через специально созданные комитеты: Комитет по международной аудиторской практике, Комитет по членству в IFAC, Комитет по образованию, Комитет по профессиональной этике, Комитет по финансовому и управленческому учету, Комитет по общественному сектору, Комитет по информационным технологиям. Кроме IFAC, важную роль в унификации учета играют Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (IASC) и Международная организация комиссий по ценным бумагам.

Национальные профессиональные организации имеются практически во всех экономически развитых странах мира. Интересы российских профессионалов на международном уровне представляет Институт профессиональных бухгалтеров России (ИПБ России), который является единой профессиональной организацией квалифицированных специалистов в области бухгалтерского учета, аудита, финансового менеджмента.

ИПБ России создан в апреле 1997 г. (г. Москва), учредителями его стали ведущие высшие учебные, научные и общественные организации. ИПБ России объединяет аттестованных профессиональных бухгалтеров и аудиторов. Они представляют руководителей и ведущих специалистов бухгалтерских служб предприятий и организаций, аудиторских и консалтинговых служб, профессорско-преподавательский состав в области бухучета, экономического анализа и аудита различных учебных заведений, специалистов финансового менеджмента. Численность действительных членов ИПБ Росси составляет более 100 тыс.

Основными целями и задачами ИПБ России являются:

1) объединение в единую профессиональную организацию и координация деятельности квалифицированных специалистов в области бухгалтерского учета, аудита, финансового менеджмента и т.д;

2) организация и проведение аттестации специалистов в области бухгалтерского учета, финансового менеджмента;

3) разработка методологии и методики бухгалтерского учета и аудита;

4) создание системы оперативного информирования членов ИПБ России об изменениях и новшествах в области регулирования бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита;

5) совершенствование профессиональной деятельности персонала организаций, связанного с бухгалтерским учетом, финансовым менеджментом, аудитом и т. п.;

6) внедрение в практику новых форм и методов организации бухгалтерского учета;

7) формирование у специалистов экономического мышления, соответствующего рыночным отношениям; соблюдение ими норм профессиональной этики;

8) представление, защита прав и законных интересов членов ИПБ России, оказание им помощи в защите их профессиональных интересов.

ИПБ России принимает активное участие в реформировании бухгалтерского учета, разработке нормативных документов, образовании и информационном обеспечении бухгалтеров, определении этических норм сообщества бухгалтеров и контроле за их соблюдением.

По своему юридическому статусу ИПБ России — некоммерческое партнерство, он может объединять как физических, так и юридических лиц.

Информационными органами ИПБ России являются журнал «Бухгалтерский учет» и «Финансовая газета», которые регулярно и оперативно дают информацию о том, что происходит в институте и какие решения принимает его Президентский совет[3].

Этические принципы бухгалтеров

Особые требования к этике бухгалтера обусловлены несколькими факторами, в числе которых:

• обладание большими объемами конфиденциальной информации, разглашение или некорректное использование которой может повлечь нанесение материального ущерба организации и ее работникам;

• непосредственное участие в формировании и регулировании денежных потоков, в разработке внутренних нормативных актов, затрагивающих интересы всего персонала организации;

• возможность возникновения разногласий с руководством организации по вопросам, связанным с движением денежных средств;

• регулярные контакты с налоговыми и иными контролирующими органами по вопросам, носящим специальный характер и решаемым, как правило, при минимальном участии руководства организации;

• работа в коллективе (или руководство коллективом) работников, деятельность которых связана с вероятностью ошибок, приводящих к материальным потерям и ко взысканиям.

Исходя из перечисленного, можно сформулировать общие этические принципы для любого бухгалтерского работника вне зависимости от отраслевой принадлежности или организационно-правовой формы организации, в которой он работает:

− Профессиональная честность. Нечестность в профессиональной деятельности, как правило, проявляется в попытках получить личные выгоды в ущерб интересам предприятия. Организация бухгалтерского учета предполагает создание и существование системы многоуровневого контроля правильности совершения учетных записей. При этом любое проявление нечестности разоблачается. Это влечет за собой немедленную профессиональную дискредитацию специалиста, а также применение мер материальной, административной и уголовной ответственности.

− Объективность требуется бухгалтеру во взаимоотношениях с работниками организации. Принцип объективности означает, что для всех работников должны создаваться равные условия вне зависимости от их должностного положения, личных взаимоотношений и иных факторов, которые в обычной ситуации могут стать причиной пристрастного отношения.

− Принципиальность необходима при работе с руководством организации и контролирующими органами. В конечном счете именно перед главным бухгалтером стоит задача обеспечения точного соответствия осуществляемых операций требованиям законодательства. При попытке руководства осуществить операцию, которая противоречит действующему законодательству или риск по которой слишком велик, бухгалтер должен найти аргументы, чтобы воспрепятствовать этому.

− Сохранение конфиденциальности информации, полученной при выполнении своих служебных обязанностей, должно соблюдаться без ограничения во времени и независимо от того, продолжаются или прекращены отношения бухгалтера с работодателем (за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации);

− Профессиональное поведение заключается в поддержании репутации профессии, а так же в четком знании, своевременном и полном выполнении своих обязанностей, в постоянном самосовершенствовании и повышении квалификации.

Все эти принципы лежат в основе Кодекса этики члена ИПБ, утвержденного решением Президентского совета ИПБ 24 мая 1999 г. Он базируется на Кодексе этики профессиональных бухгалтеров, принятом Международной федерацией бухгалтеров в июле 1996 г. и пересмотренном в январе 1998 г.

Кроме перечисленных этических норм и правил профессиональный бухгалтер в повседневной деятельности и общении с людьми должен придерживаться общих этических принципов, таких как уважение к ценности и достоинству личности, терпимость, открытость, преданность делу и т.п.

Некоммерческие и общественные объединения бухгалтеров вырабатывают и утверждают собственные кодексы профессиональной этики бухгалтеров. Такие кодексы, например, утверждены Институтом профессиональных бухгалтеров, Клубом бухгалтеров и аудиторов некоммерческих организаций России и рядом других организаций. Основные положения этих кодексов сводятся к совокупности перечисленных этических принципов.

На протяжении последних лет профессия бухгалтера остается одной из самых востребованных на кадровом рынке. Бурное развитие экономики в нашей стране повлекло за собой расширение уже существующих компаний, рост количества их филиалов и отделений, а также возникновение новых фирм. В последние годы происходят количественные и качественные изменения в составе специалистов, занимающихся вопросами бухгалтерского учета и бухгалтерской от четности. в стране на начало 2007 г. в учетном процессе заняты около 7 миллионов человек, к ним относятся главные бухгалтеры и бухгалтеры, аудиторы и иные специалисты, не считая работников сопутствующей инфраструктуры. Все возрастающая значимость и сложность профессий в сфере бухгалтерского учета предъявляет все большие требования к профессионалам в этой области. Помимо соответствующей профессиональной подготовки, бухгалтера должны обладать такими личными качествами как уравновешенность, стрессоустойчивость, усидчивость, внимательность, ответственность, пунктуальность, честность.

Помимо этого, для того, чтобы грамотно выполнять свою работу и не вызывать недоверия, которое зачастую сопровождает людей, отвечающих за крупные денежные суммы, бухгалтера должны руководствоваться перечисленными выше профессиональными этическими нормами, а также этическими нормами, принятыми в обществе в целом.

Соблюдение общечеловеческих и профессиональных этических норм – непременная обязанность и высший долг каждого бухгалтера, руководителя и сотрудника фирмы. От их соблюдения зависит честь каждого конкретного бухгалтера и имидж бухгалтерских профессий в целом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Discovered

Деньги, банки, страхование, экономика и бизнес

Профессиональная этика в сфере финансов

Профессиональная этика в сфере финансов (professional financial ethic) — специализированный свод нравственных норм и правил, которыми должны руководствоваться в профессиональной деятельности работники сферы финансов (см. Финансовая система).

Профессиональная этика в сфере финансов существует наряду с всеобщими принципами морали и характеризуется специфическими нормами поведения человека в его конкретной деятельности. Эти специфические нормы включают, с одной стороны, этические основы профессионализма, которые должны последовательно реализовываться во взаимоотношениях специалистов с обслуживаемой клиентурой; с другой — этические нормы поведения профессионала-руководителя со своими подчиненными.

Профессиональная этика в сфере финансов требует от работника неподкупности, принципиальности в отстаивании истины, верности долгу, уважительного отношения к партнеру. Достоинство, ответственное отношение к порученному делу, добросовестность, высокая исполнительность, авторитетность (ни в коей мере не переходящая в авторитаризм), профессиональная активность, готовность к восприятию критики и пересмотру ошибочных утверждений в совокупности с вежливостью и внимательностью по отношению к клиентам, порядочностью и коммуникабельностью, умением избегать ненужных конфликтов, прислушиваясь к разумным доводам оппонента, — все это определяет поведение работника в финансовой сфере деятельности.

Свод этических норм и правил закрепляется, как правило, в кодексе — разрабатываемом профессионалами документе, добровольно принимаемом финансовым сообществом. Кодекс предписывает нравственные нормы взаимоотношений между людьми, которые представляются оптимальными. Поскольку в каждой из конкретных областей финансовой деятельности (бюджетной, налоговой, страховой, бухгалтерской, банковской и т.д.) имеется своя специфика, кодексы разрабатываются применительно к ним.

Так, для кодекса работника страхования характерными должны быть нормы и правила поведения, вызывающие у клиента доверие и ощущение психологического комфорта, не допускающие недобросовестной конкуренции между коллегами по бизнесу, ориентированные на социально-психологические методы формирования корпоративной культуры отношений с клиентом. Неприветливость, невнимательность, грубость и высокомерие специалиста при общении с клиентом способны вызвать у него желание отказаться от услуг данной страховой компании.

Преобразования, происходящие в финансовой сфере деятельности, привели не только к пересмотру содержания, стиля и методов управления финансами, но и к созданию профессиональной этики в сфере финансов, основанных на гуманистических идеалах. Необходимость разработки кодексов профессиональной этики в сфере финансов первыми поняли аудиторы и банкиры. Профессиональное обсуждение ими этических норм поведения привело к тому, что аудиторские фирмы и банки начали разрабатывать для своих работников правила поведения, кодексы чести и подобные своды правил. Ассоциация банков приняла кодекс чести банкира. Свои кодексы поведения приняли и другие профессиональные группы финансовой сферы деятельности (финансовые менеджеры, страховщики, оценщики, профессиональные участники рынка ценных бумаг и т.п.).

Нормы профессиональной этики в сфере финансов относятся к морально-нравственным отношениям, тем не менее они тесно связаны с правовыми нормами, составляющими содержание финансового законодательства. Именно нарушения финансового законодательства в разных его частях порождают коллизии морально-нравственного характера. Профессиональная этика в сфере финансов призвана определять нормы поведения, препятствующие нарушению финансового законодательства или в крайнем случае диктующие достойный выход из ситуаций, ставящих профессионала в положение правонарушителя.

Профессиональная этика финансистов

Профессиональная этика финансистов

1. Понятие профессиональной этики

2. Профессиональная этика финансистов

1. Понятие профессиональной этики

Выступая в качестве духовной составляющей всякой профессиональной деятельности, этика[1], как элемент нравственной культуры[2], оказывает воздействие на содержание и форму взаимоотношений между людьми, на отношение людей к духовным и материальным ценностям прошлого и настоящего, на экономические, экологические, политические, правовые, управленческие, образовательные и другие процессы общества.

В психолого-педагогических работах исследуется профессиональная культура специалистов различного профиля: учителя, инженера, государственного служащего, парикмахера, социального педагога и др. (Н.Г. Багдасарьян, В.К. Белолипецкий, Е.С. Головина, В.Г. Игнатов, И.Ф. Исаев, А.Л. Короткова, В.А. Сластенин, В.Н. Шиянов, Е.А. Эйхельберг и др.). Исследования раскрывают общие содержательные характеристики профессиональной культуры специалистов различных профессиональных сфер; личностные особенности специалистов, наиболее значимые для определенной профессиональной деятельности; специфику профессии.

Это интересно:  Новые нормативы ОДН в Приморском крае - читаем на Соцправо

Однако, несмотря на высокую значимость профессиональной этики для специалистов в сфере экономики и, в частности — самореализации финансистов, она пока не стала предметом пристального внимания. Известные работы носят, главным образом, фрагментарный характер. Недостаток научных знаний о ее сущности, структуре, содержании и специфике функционирования объясняется тем, что само рассматриваемое понятие сложилось первоначально не в науке, а в социальной практике. В научном обороте оно используется также сравнительно недавно, а анализ литературы показывает, что понятие «профессиональная этика» трактуется различным образом.

Например, А.А. Гусейнов указывает, что профессиональная этика «конкретизирует общие моральные требования применительно к своеобразию соответствующей профессии и занимается, главным образом, нормами, правилами поведения»[3]. По А.А.Гусейнову, профессиональная этика — это именно специальная деятельность по поводу норм профессиональной морали, не исключено, что в том числе и исследовательская.

Как указывает Л.А. Громова[4], профессиональная этика занимает промежуточное положение между теоретической или всеобщей этикой и практическими технологиями поведения. Теоретическая этика ригористична, ее требования сформулированы в нравственных законах общества: в золотом правиле морали «не делай другому того, чего не желаешь себе», в категорическом императиве «поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать всеобщим законом », в декалоге, заповеди которого обязывают «не убий, не укради, не лги». Профессиональная этика находится между двумя этими противоречивыми стратегиями поведения: максимизации или минимизации ресурсов. Специфическое предназначение профессиональной этики состоит в том, чтобы снять конфликт данного противоречия. Достигается это благодаря способности профессиональной этики служить инструментом предвосхищения, анализа и нейтрализации побочных воздействий и последствий принимаемых решений, которые не всегда, или

В.И. Бакштановский и Ю.В. Согомонов утверждают, что термин «профессиональная этика» — в известной мере условный, поскольку означает не что иное, как профессиональные моральные кодексы. Вместе с тем, понятие «профессиональная этика» подчеркивает важность особо тщательно продуманной разработки ценностей и норм профессии[5].

И.Н. Санникова[6] профессиональной этикой называет, во-первых, кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми, которые представляются оптимальными с точки зрения выполнения ими своей профессиональной деятельности, во-вторых, способы обоснования данных кодексов с точки зрения социального и культурно-гуманистического назначения той или иной профессии.

В.Т. Ганжин и Ю.В. Согомонов выделяют два смысла понятия «профессиональная этика»: кодексы поведения и способы обоснования данных кодексов, социально-культурное истолкование культурно-гуманистического назначения данной профессии, ее этоса[7].

Вместе с тем, как представляется, профессиональная этика не лишена и достоинств экономической эффективности, что делает ее привлекательной для практиков. Через обязательность этических кодексов, контроль за соблюдением которых в профессиональной среде гораздо выше, чем в обществе в целом, профессиональная этика минимизирует затраты на экономическое и правовое регулирование общественных отношений путем установления доверия между агентами рынка на основе профессионального договора.

Ю.В. Рождественский определяет профессиональную мораль следующим образом: «Профессиональная мораль — кодексы поведения, которые обеспечивают добросовестное выполнение профессиональной деятельности тем или иным общественным сословием. Профессиональная мораль объединяет людей по принадлежности к той или иной профессии, связанной с ограничением свободы в поведении окружающих. Требования профессиональной морали прямо не относятся к людям других профессий, но должны быть им известны, поскольку предполагают с их стороны особое отношение к представителям подобных профессиональных сословий»[8].

Нам более всего импонирует точка зрения В.А. Сластенина, который утверждает, что профессиональная этика -это совокупность моральных норм, которые определяют отношениечеловека к своему профессиональному долгу. Профессиональная этика регулируетнравственные отношения людей в трудовой сфере. Общество может нормально функционировать и развиваться только в результатенепрерывного процесса производства материальных ценностей. Содержанием профессиональной этикиявляются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений междулюдьми и способы обоснования данных кодексов[9].

Таким образом, обобщая приведенные суждения, профессиональную этику (мораль)в общем виде можно рассматривать как:

— собственно систему моральных норм профессиональной деятельности, или кодекс;

— относительную специальную рефлексию в отношении принципиальных и нормативных оснований профессиональной деятельности;

— определенное нормотворчество и нормативную практику в сфере профессий.

2. Профессиональная этика финансистов

Если рассматривать профессиональную этику в частном случае — в отношении финансистов, например, то вопрос о ее формировании неоднозначен. Профессиональная этика складывается в «тех видах специализированной деятельности, в которых объектом труда оказывается непосредственно человек. Особые моральные кодексы складываются и в тех видах деятельности, которые связаны с выполнением каких-то специфических общественных функций»[10].

Потребность проникновения в сущность феномена этики финансистов вызывает необходимость исследовать ряд важных для нее проблем.

К ним относятся такие, как выявление элементов этики финансистов, определение ее системы, рассмотрение проблемы несовпадающих представлений о морали и нравственности, проблемы обоснования сосуществования разнообразных нравов и их классификации, проблемы формирования и воспроизводства ее различных вариантов, проблемы определения их типологии, вопросы создания эмпирической модели каждого функционирующего типа этики финансистов, проблемы вариантов их сосуществования и др.

Однако если формулировать основной теоретический вопрос по исследуемой проблеме, то, как представляется, он сводится к следующему: можно ли выделить специфические профессиональные ценности для финансиста или в данном случае следует говорить только об общечеловеческих ценностях, распространяемых на любые (многие) виды профессиональной деятельности? Так, понятно, что для любой такой деятельности должны быть характерны ценности этической ответственности перед профессией (отстаивание и защита достоинства и целостности профессии, развитие этических норм и профессиональных знаний) и ценности, связанные с потребностью самореализации, самоутверждения и самосовершенствования личности специалиста, достижения высокого профессионализма деятельности. Профессиональные ценности формируются и проявляются в каждой сфере труда в виде любви к своей профессии, добросовестного отношения к делу, проявления творчества в выполнении профессиональных задач, в символике и профессиональных ритуалах и т.д. Должный профессионализм всегда является показателем высокого уровня развития культуры в той или иной области человеческой деятельности.

В процессе работы над различными источниками нами выявлено, что в основе проблемы формирования этики финансиста лежат теоретико-методоло-гические положения, раскрывающие сущность механизма усвоения личностью ценностей общей и профессиональной культуры (В.Е. Кемеров, В.И. Плотников, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин), идея перевода общекультурных и социальных ценностей в личностно-значимые (Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, Г.И. Чижакова).

Авторы (В.К. Белолипецкий, В.А. Кан-Калик, И.Ф. Исаев и др.) подчеркивают значимость культурной нормы, позволяющей при организации совместной творческой деятельности будущих специалистов, направленной на решение профессиональных задач, соблюдать нормативные границы в общении.

Мы считаем, что в процессе профессиональной подготовки будущего финансиста значимым является обогащение их знаний о ценностях профессиональной культуры, формирование к ним позитивного отношения и готовность действовать в соответствии с данными ценностями.

В психолого-педагогических исследованиях проблема профессиональной этики будущего специалиста рассматривается во взаимосвязи с развитием у них ценностной мотивации, где акцентируется внимание на значимости мотива самообразования (М. Рогов, А.И. Пригожин), на использовании активных форм и методов, способствующих усвоению ценностей профессиональной культуры (А.А. Вербицкий, В. Кругликов); подчеркивается важность развития познавательной активности студентов (Е. Астахова, М. Гарунов); обозначается необходимость организации самостоятельной работы как внутренне мотивированной деятельности будущего специалиста (И.А. Зимняя).

В нашем же понимании особую роль играет то, что профессия финансиста является общественно значимой, и профессиональная деятельность финансиста заключается не только в удовлетворении потребностей работодателя или отдельного клиента. Следует учитывать, что на профессиональные правила и стандарты финансистского учета значительное влияние оказывают интересы общества. Общество в данном случае отождествляется с заинтересованными клиентами в той информации, которая является продуктом деятельности финансиста. Пользователи информации, если таковые имеются, полагаются на объективность, независимость, честность финансистов при принятии экономических решений, а соблюдение их совокупных интересов задает определенный вектор профессионального поведения для финансиста или аудитора.

Общественные финансистские организации во многих странах мира являются инициаторами кодификации этических норм профессионального поведения. Глобализация, усиление интеграционных процессов явились причинами разработки кодексов профессионального поведения на уровне международных профессиональных организаций. Логика развития человеческого общества в целом такова, что нормы профессионального поведения, выработанные на международном уровне, являются мерилом профессионального поведения и в рамках национальных образований. Именно поэтому национальные и корпоративные этические кодексы разрабатываются на базе международных. Так, например, Кодекс этики членов института профессиональных финансистов разработан на основе Кодекса этики МФБ (Международной федерации бухгалтеров)[11].

Если анализировать содержание этических кодексов профессионального поведения финансиста (аудитора), создаваемых на международном и национальном уровнях, то можно отметить закрепление аналогичных принципов и норм, против которых не возникает каких-либо возражений. Так, для достижения профессиональных целей (достоверность, профессионализм, высокое качество услуг, уверенность пользователей услуг) профессиональный финансист (аудитор) обязан соблюдать ряд исходных условий и фундаментальных принципов: честность, объективность, профессиональная компетентность и должная тщательность, конфиденциальность, профессиональное поведение, соблюдение регламентирующих документов и т.п..

Обобщение точек зрения, приведенных в различных источниках[12], позволяет говорить о том, что своеобразная структура этики финансиста включает следующие составляющие: честность, компетентность, объективность и конфиденциальность.

Честность и порядочность. Финансист обязан:

— избегать фактических или возможных конфликтов интересов;

— воздерживаться от осуществления любого вида деятельности, которая может нанести ущерб его способности выполнять свои обязанности в рамках профессиональной этики;

— отказываться от любых подарков, гостеприимства и т. д., то есть, от того, что может оказать влияние на его последующие действия;

— признавать профессиональные ограничения и другие сдерживающие факторы, несоблюдение которых может принести вред эффективной деятельности организации;

— сообщать и передавать кому бы то ни было как благоприятную, так и неблагоприятную информацию, а также оценки и мнения профессионалов;

— воздерживаться от непосредственного участия как в самой деятельности так и от поддержки деятельности, которая может дискредитировать их профессию.

Компетентность и должная тщательность. Финансист обязан:

— достичь необходимого уровня профессиональной компетенции путем постоянного повышения квалификации;

— выполнять свои профессиональные обязанности в соответствии с действующими законами, правилами и стандартами;

— формировать полные и четко оформленные заключения и рекомендации после проведенного анализа соответствующей информации.

Конфиденциальность. Финансист обязан:

— не раскрывать конфиденциальную информацию, полученную в процессе выполнения работы, за исключением случаев, требуемых законом;

— информировать подчиненных относительно конфиденциальности информации, полученной им в процессе выполнения своей работы, и следить за соблюдением им конфиденциальности полученной информации;

— воздерживаться от использования конфиденциальной информации для неэтичных или незаконных целей как персонально, так и через третьих лиц.

Объективность. Финансист обязан:

— формировать и передавать достоверную и объективную информацию;

— полностью раскрывать всю соответствующую информацию, необходимую для более полного понимания пользователем представленных отчетов, комментариев и рекомендаций.

Кроме того, в Стандарте образования профессиональных бухгалтеров России (утверждён на заседании Совета по профессиональному образованию
(протокол № 02/05 от 22 сентября 2005 года) указывается, что профессиональные ценности иэтика могут меняться профессиональным объединением всоответствии сусловиями его деятельности врамках концепции образования. Профессиональные ценности иэтика должны содержаться всоответствующем кодексе этики саморегулируемого профессионального объединения, который должен соответствовать Кодексу этики МФБ. Иными словами, финансист должен учитывать интересы общества ичувствовать социальную ответственность; повышать свою квалификацию напротяжении всей профессиональной карьеры; быть ответственным, надежным, аккуратным, вежливым, уважительным сотрудником; соблюдать законы ирегулирующие нормы Кодекса этики и др.

Это интересно:  Жестокое обращение с животными: статья 245 УК в 2019

Кроме того, в соответствии с требованием этических кодексов финансист обязан тщательно и квалифицированно выполнять указания клиента или работодателя в той мере, в которой они соответствуют требованиям честности, объективности и независимости.

Принцип независимости является базовым принципом этичного поведения публичного финансиста (аудитора). Данный принцип, как правило, рассматривается в единстве внутреннего содержания — независимости мышления и внешнего проявления — независимости поведения.

С точки зрения своей природы категория независимость мышления» соотносима с категорией «профессиональное суждение». Если профессиональное суждение представляет собой обоснованное мнение профессионального финансиста относительно способов квалификации и раскрытия достоверной информации о финансовом состоянии, финансовых результатах организации и их изменении, то независимость мышления — это образ мышления, позволяющий составить профессиональное суждение, не зависящее от влияния сторонних факторов, которые могут скомпрометировать профессионализм такого суждения.

Независимость поведения — избежание фактов или обстоятельств, которые настолько значимы, что разумная и информированная третья сторона, получившая информацию, включая любые меры предосторожности, могла бы поставить под разумное сомнение порядочность, объективность профессионального финансиста (аудитора), фирмы или члена проверяющей группы[13]. Независимость поведения означает игнорирование давления со стороны непосредственного руководителя, менеджера или третьей стороны, связанной семейными, личными или финансовыми отношениями, если это сопряжено с нарушением правил профессионального поведения.

Действительно, не возникает сомнения, что, обеспечивая публичный интерес к информации, представленной в отчетности, финансист должен руководствоваться вышеприведенными этическими принципами. Для нашей страны проблема видится в том, что большинством специалистов ощущается более слабая связь (или не ощущается вовсе) между продуктом их труда и запросами внешних пользователей информации по сравнению с их западными коллегами. Текст Кодекса этики членов института профессиональных финансистов России рассчитан в основном на аудиторов, для которых ориентиры на внешнего пользователя все же более очевидны, и на небольшое пока количество так называемых публичных финансистов.

Проблемы соблюдения профессиональной этики существуют не только в нашей стране, о чем свидетельствуют многочисленные судебные разбирательства и факты мошеннических действий, ставшие достоянием гласности. Но именно гласность и общественное осуждение таких фактов способствуют интериоризации, т.е. переводу общепринятых профессиональных этических принципов во внутренние установки, личные убеждения отдельного специалиста.

При отсутствии полноценного общественного интереса и общественного порицания неэтичного профессионального поведения процесс интериоризации представляется проблематичным. Дисциплинарные меры взыскания, такие как замечание, предупреждение, приостановление членства в общественной профессиональной организации, исключение из членов общественной профессиональной организации остаются недейственными.

Однако в отечественных условиях без отступления от фундаментальных принципов, выработанных на международном уровне, требуется, во-первых, расширение кодификации профессиональных этических требований для финансистов, деятельность которых сориентирована в основном на внутреннего пользователя информации, и рассмотрение в дополнение ко всему национальных коллизий; во-вторых, со стороны саморегулируемых профессиональных организаций — обеспечение процесса рефлексии профессиональных ценностей. В данном случае процесс рефлексии профессиональных ценностей можно представить в виде экстериоризации[14] и последующей интериоризации системы рефлексивных связей субъекта с другими людьми профессионального сообщества. Первоначально данный процесс можно представить себе в виде широкого обсуждения профессиональных коллизий, неэтичного поведения членов профессионального сообщества, разбора последствий неэтичного поведения специалистов. Воспитательная компонента образовательного процесса имеет не менее важное значение, чем обучение современным учетным и информационным технологиям, поскольку профессиональные навыки наиболее успешно могут применяться только в сочетании с профессиональными этическими нормами.

Итак, итогом анализа литературы по исследуемой проблеме[15] явилось определение структуры профессиональной этики финансиста, включающей в себя когнитивный, эмоциональный, коммуникативный, рефлексивный компоненты. Когнитивный содержательно отражает требования владения культурой мышления финансиста; эмоциональный включает умения проявлять эмпатию, распознавать свои эмоции и эмоции других людей, регулировать свое эмоциональное состояние; коммуникативный обусловлен необходимостью соблюдения правил речевого этикета и предполагает наличие умений устанавливать дружескую атмосферу, поддерживать взаимодействие; рефлексивный предполагает умения осуществлять рефлексию профессиональной деятельности, адекватно оценивать свои профессиональные возможности и способности. Вышеназванные компоненты профессиональной этики финансиста находятся в тесной взаимосвязи и содержательно раскрывают культуру мышления, общения, проявления эмоций, рефлексии специалиста. Они находят отражение в системе ценностных ориентаций финансиста и проявляются в виде направленности его поведения и деятельности на ценности профессиональной культуры.

Кроме того, результатом проведенного нами теоретического анализа как литературы, так и учебных планов ряда вузов, явилось выделение специального, социально-профессионального, инвариантного блоков формирования профессиональной этики у будущего финансиста в вузе. Специальный блок обеспечивает формирование у финансиста знаний профессиональной культуры и профессиональной этики, понимание их значимости для профессионального и личностного роста, соответствующие умения; социально-профессиональный, представляющий совокупность ценностей и норм поведения, позволяет будущему специалисту понимать значимость своей социальной миссии и руководствоваться нормами профессиональной культуры в социальной практике; инвариантный блок содержательно раскрывается культурологическим обоснованием будущей профессиональной деятельности и направлен на формирование эмоционально-ценностного отношения будущего финансиста.

Формирование профессиональной этики будущего финансиста в процессе его профессиональной подготовки может включать в себя формирование его общекультурной (понимание профессиональной деятельности как культуросообразной и осознание себя как носителя культурных образцов) и функциональной (применение знаний и умений при решении профессиональных задач с учетом норм профессиональной культуры) грамотности; профессионально-культурной образованности (гибкость мышления, применение знаний и умений в практической деятельности); профессиональной этики как проявления высшего уровня развития профессиональной культуры.

С учетом тенденций развития профессии финансиста можно выделить несколько комплексов, составляющих профессиональное сознание.

Во-первых, комплекс, отражающий место и функции профессии в обществе, ее роль и связи с общественными институтами. Этот комплекс определяет самоощущение профессионалов, их самосознание, диктует им соответствующие роли и подходы к деятельности.

Во-вторых, это накопленный опыт решения профессиональных задач. Здесь можно перечислить особенности осуществления работ, методы, инструментарий в виде определенных алгоритмов и прецедентов, которым целесообразно или нецелесообразно следовать.

В-третьих, комплекс, отражающий желаемые или нежелательные для профессионального сообщества варианты поведения в обычных и конфликтных ситуациях профессиональной деятельности. Этот комплекс представлений в профессиональном сознании создается сменяющими друг друга поколениями специалистов на основе их профессионально-нравственного выбора вариантов поведения, поэтому он может рассматриваться как стихийное обобщение профессионально-нравственного опыта, которое образует основу профессиональной морали специалиста. Основной элемент данного комплекса — это профессионально-нравственные ценности и образцы поведения, в которых они воплощаются.

Профессиональные ценности финансиста начинают формироваться задолго до того, как они были в той или иной степени зафиксированы в каких-либо документах. Сегодня профессиональное сознание финансистского сообщества получает материальное символически-знаковое воплощение в документах международного уровня и тем самым усиливает свою роль как средоточие профессиональных ценностей и норм, способных регулировать профессиональную деятельность и взаимоотношения с обществом. Кодификация моральных норм и есть один из моментов этого процесса.

Для профессии финансиста кодификация этических норм — это не просто их символически-знаковое закрепление, но и реальная необходимость. Кроме того, деятельность финансиста может сопровождаться конфликтом интересов (в более широком смысле — моральным конфликтом). Конфликт интересов ставит финансиста перед решением нравственной проблемы, вызванной обстоятельствами жизни и профессиональной деятельности, которые вынуждают человека и специалиста предпочесть одну моральную ценность другой. Моральный конфликт возникает в случае противоречия между различными уровнями развития нравственного сознания и в данном случае может проявиться в виде противоречия между практической и духовной моралью, между профессиональными обязанностями и гражданским долгом.

Выводы:

1. В современном обществе личностные качества индивида начинаются с его деловой характеристики, отношения к труду, уровня профессиональной пригодности. Все это определяет исключительную актуальность вопросов, составляющих содержание профессиональной этики. Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты своего труда.

В настоящее время возрастает значение профессиональной этики в регулировании различных видов трудовой деятельности. Это связано со стремлением постоянно совершенствовать профессиональные нормы применительно к изменяющимся общественным отношениям. Профессиональная этика общества не может представлять абсолютную истину в поведении людей. Каждое поколение должно решать их вновь и вновь самостоятельно. Но новые разработки должны опираться на «моральный запас», созданный предшествующими поколениями.

2. Профессиональная этика, являясь обобщенным показателем его личностно-профессиональной компетентности, определяет наиболее приоритетные способы осуществления профессиональной деятельности, отражает гуманистическую направленность и проявляется во внутреннем (культура мышления, эмоциональная культура, культура рефлексии) и внешнем (культура общения, культура проявления эмоций, культура поведения, культура профессиональной деятельности, культура внешнего вида) планах, определяя отношение специалиста к профессиональной деятельности на основе осознания ее значимости как государственной, общественной, личностной ценности.

Большую роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение. Нормы профессиональной морали не сразу становятся общепризнанными, это бывает связано с борьбой мнений.

Взаимосвязь профессиональной этики и общественного сознания существует и в форме традиции. Различные виды профессиональной этики имеют свои устои, что свидетельствует о наличии преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий.

3. Профессиональная этика изучает:

— отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности;

— нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга;

— взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии;

— особенности профессионального воспитания.

Те ситуации, в которых оказываются люди в процессе выполнения своих профессиональных задач, оказывают сильное влияние на формирование профессиональной этики. В процессе труда между людьми складываются определенные моральные отношения. В них есть ряд элементов, присущих всем видам профессиональной этики. Во-первых, это отношение к общественному труду, к участникам трудового процесса. Во-вторых, это те моральные отношения, которые возникают в области непосредственного соприкосновения интересов профессиональных групп друг с другом и обществом.

Литература

[1]В науке этика рассматривается как специальное знание о морали. Оно употребляется для:

— обозначения рефлективной и рационализированной стороны самой морали – осознания и устроения морали, моральных норм, существующих внутри самой морали обоснований норм, оценок, санкций, решений, мотивов и т.д.,

— обоснований и представлений, адаптированных к морали, но референтных более широкому культурному содержанию.

[2]На этот вопрос обращали внимание Аристотель, Конт, Дюркгейм, Маркс, Энгельс и др. Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Профессиональная этика, возникнув как проявление повседневного морального сознания, затем уже развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения содержались как в писаных, так и в неписаных кодексах поведения, а также и в форме теоретических выводов.

Это интересно:  Как назвать канал на Ютуб или как самому придумать название?

[3]Прикладная этика//Этика: энциклопедический словарь/Под ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2002. — С. 389

[4]Громова Л.А. Профессиональная этика в PR//Материалы конференции Профессиональная этика в PR и рекламе. — СПБ., 2001.

[5]Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Профессиональная этика // Ведомости. Вып. 14: Этос среднего класса / Под ред. В.И. Бакштановского, Н.Н. Карнаухова. Тюмень: НИИПЭ, 1999. -С. 154.

[6]Санникова И.Н. Кодекс этики и профессиональные ценности бухгалтера//Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях, 2006. — № 1.

[7]Профессиональная этика // Словарь по этике. Изд. 6-е / Под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. М.: Политиздат, 1989. — С. 278.

[8]Рождественский Ю.В. Словарь терминов. Мораль. Нравственность. Этика. — М.: Наука, 2002. — С. 53.

[9]Сластенин В.А. Формирование профессиональной культуры учителя. – М., 1990. – С. 3

[10]Профессиональная этика // Словарь по этике. Изд. 6-е / Под ред. А.А.Гусейнова и И.С.Кона. М.: Политиздат, 1989. — С. 279.

[11] Кодекс этики профессиональных бухгалтеров — членов ИПБ России. — М.: Издательский дом БИНФА, 2008. — 39 с.

[13]Кодекс этики членов института профессиональных бухгалтеров России. — М.: Ин-т проф. бухгалтеров России: Информ. агентство ИПБ-БИНФА, 2004. — С. 22.

[14]Экстериоризация — (от лат . exterior — внешний), переход изнутри вовне. Психологическое понятие, означающее переход действий из внутренней и свернутой формы в форму развернутого действия. Противоположность – интериоризация.

[15]Санникова И.Н. Кодекс этики и профессиональные ценности бухгалтера//Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях, 2006. — № 1; Гетьман В.Г. Подготовка в вузах бухгалтеров и аудиторов в условиях реформирования системы высшего образования в России//Всё для бухгалтера, 2007. — № 9; Суворов А.В. Профессиональная квалификация и Кодекс этики бухгалтера //Бухгалтерский учет, 2001. — № 21; Байда Т.П. О подготовке специалистов по бухгалтерскому учету//Институтская жизнь, 2007. — № 5 и др.

Тематика контрольно-курсовой работы (контрольной работы заочника)

1. Основные концепции этики бизнеса

2. Формирование нравственного поведения в профессиональной деятельности.

3. Воздействие различных факторов на этическое поведение в профессиональной деятельности.

4. Профессиональная мораль и еѐ дилеммы.

5. Профессиональная и универсальная этика, их взаимодействие.

6. Этика и культура управления

7. Понятие корпоративной культуры

8. Понятие корпоративной социальной ответственности

9. Благотворительность как инструмент корпоративной социальной ответственности бизнеса

10. Содержание этики бизнеса в современной рыночной экономике

11. Кодекс деловой этики современной компании

12. Этика бизнеса в развитых странах Западной Европы: история и современность.

13. Этика бизнеса в США.

14. Этические принципы предпринимательской деятельности в России.

15. Социальная ответственность бизнеса.

16. Взаимоотношения бизнеса и власти: этический аспект.

17. Рекламная деятельность в России: этический аспект.

18. Православие и этика бизнеса.

19. Специфика мусульманской профессиональной этики.

20. Понятие и содержание профессиональной этики бухгалтера

21. Понятие и содержание профессиональной этики аудитора

22. Понятие и содержание профессиональной этики налогового инспектора

23. Понятие и содержание профессиональной этики банковского работника

24. Профессиональная этика в сфере финансов

25. Этикет служебных отношений

26. Этика делового общения

27. Особенности конфликтов в профессиональной сфере

28. Особенности делового общения руководителя и подчиненных

29. Правила работы с клиентами

30. Этикет и интернет

Содержание основных разделов ККР (КРЗ)

ККР (КРЗ) должна содержать введение, основную часть и заключение.

Во введении следует обосновать актуальность рассматриваемой темы, ее теоретическое и практическое значение, указать объект и предмет исследования, его цель и перечень задач, решение которых предполагается для достижения указанной цели.

Объем введения – 1-2 страницы.

В основной части следует представить объективный и всесторонний анализ исследуемой проблемы.

Основная часть контрольно-курсовой работы (контрольной работы заочника) быть посвящена раскрытию выбранной темы и содержать основные разделы согласно выбранной тематике:

Тема 1. Основные концепции этики бизнеса

История возникновения этики бизнеса. Религиозная этика как основание бизнес-этики. Этика пользы (теория утилитаризма И.Бентама). Этика долга (категорический императив И.Канта). Этика справедливости (теория справедливости Д.Ролза).

Тема 2. Формирование нравственного поведения в профессиональной деятельности

Понятие нравственности. Ее связь с этикой. Профессиональная мораль. Сущность, особенности и формы нравственного поведения в профессиональной сфере.

Тема 3. Воздействие различных факторов на этическое поведение в профессиональной деятельности

Понятие профессиональной этики. Этика и организационное поведение. Модели и принципы этического поведения в профессиональной деятельности. Факторы, влияющие на этическое профессиональное поведение: внешние и внутренние.

Тема 4. Профессиональная мораль и еѐ дилеммы

Понятия профессиональной этики и морали: сходства и различия. Миф об аморальности в бизнесе. Дилеммы профессиональной морали. Модели морального развития.

Тема 5. Профессиональная и универсальная этика, их взаимодействие

Понятие этики. Деление этики на универсальную и профессиональную: сходства, различия, формы взаимодействия. Принципы универсальной и профессиональной этики.

Тема 6. Этика и культура управления

Понятия этики и культуры управления. Основные признаки организационной культуры. Этические обязанности руководителя и подчиненных. Моральные проблемы, связанные с властью и подчинением. Возможности оценки качества руководителя с этической точки зрения.

Тема 7. Понятие корпоративной культуры

Содержание корпоративной культуры. Классификация корпоративных культур. Основные характеристики корпоративной культуры. Организационная и корпоративная культура: сходства и различия. Этапы процесса формирования корпоративной культуры. Подходы к изменению корпоративной культуры.

Тема 8. Понятие корпоративной социальной ответственности

Содержание корпоративной социальной ответственности. Вклад корпоративной социальной ответственности в результаты работы компании. Цикл Деминга как основа системы управления корпоративной социальной ответственностью. Содержание процесса взаимодействия с ключевыми заинтересованными сторонами организации.

Тема 9. Благотворительность как инструмент корпоративной социальной ответственности бизнеса

Понятие благотворительности. Основные формы благотворительности в РФ. Проблемы благотворительности в РФ.

Тема 10. Содержание этики бизнеса в современной рыночной экономике

Понятие этики бизнеса. Современные подходы к пониманию этичного бизнеса. Условия формирования этики бизнеса. Этичен ли бизнес в России? Перспективы развития этики бизнеса в России.

Тема 11. Кодекс деловой этики современной компании

Содержание деловой этики. История появления этических кодексов компаний. Характеристика основных разделов кодекса деловой этики. Роль кодекса в обеспечении эффективного делового общения.

Тема 12. Этика бизнеса в развитых странах Западной Европы: история и современность

Этика бизнеса как наука и прикладная область знаний: история формирования в развитых странах Западной Европы. Развитие взглядов на этику и их влияние на изменение морально-этических принципов в управлении. Особенности этики делового общения в западноевропейской культурной традиции. Примеры.

Тема 13. Этика бизнеса в США

Особенности бизнеса в США. Отличительные черты американских бизнесменов. Деловой этикет в США. Особенности ведения деловых переговоров.

Тема 14. Этические принципы предпринимательской деятельности в России

Понятие предпринимательской деятельности. Этические нормы и принципы предпринимателей различных стран. «Честная» конкуренция. Особенности предпринимательской деятельности в России. Принципы «предпринимательской этики».

Тема 15. Социальная ответственность бизнеса

Понятие, уровни и формы социальной ответственности бизнеса. Связь социальной ответственности и этики бизнеса. Примеры социальных программ и проектов бизнеса в России.

Тема 16. Взаимоотношения бизнеса и власти: этический аспект

Необходимость взаимодействия бизнеса и власти в современных условиях. Формы взаимодействия бизнеса и власти. Частно-государственное партнерство. Благотворительность. Социальная политика бизнеса.

Тема 17. Рекламная деятельность в России: этический аспект

Понятие и виды рекламы. Характеристика рекламы как инструмента делового общения с клиентами. Цели разработки рекламных компаний. Влад рекламы в формирование корпоративного имиджа.

Тема 18. Православие и этика бизнеса

Христианские морально- нравственные нормы и правила как базис этики. Роль православных духовных ценностей для современного российского предпринимательства. Православная этическая концепция — недостающее звено хозяйственных преобразований в России

Тема 19. Специфика мусульманской профессиональной этики

Особенности исламской религии как неотъемлемой основы жизни мусульман. Мусульманский этикет. Влияние этнокультурного разнообразия на мусульманскую профессиональную этику.

Тема 20. Понятие и содержание профессиональной этики бухгалтера

Необходимость профессиональной этики. Понятие профессиональной этики. Содержание профессиональной этики бухгалтера. Кодекс этики профессиональных бухгалтеров.

Тема 21. Понятие и содержание профессиональной этики аудитора

Необходимость профессиональной этики. Понятие профессиональной этики. Содержание профессиональной этики аудитора. Кодекс профессиональной этики аудиторов.

Тема 22. Понятие и содержание профессиональной этики налогового инспектора

Необходимость профессиональной этики. Понятие профессиональной этики. Содержание профессиональной этики налогового инспектора. Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Федеральной налоговой службы.

Тема 23. Понятие и содержание профессиональной этики банковского работника

Необходимость профессиональной этики. Понятие профессиональной этики. Содержание профессиональной этики банковского работника. Кодекс профессиональной этики и служебного поведения служащих Банка России.

Тема 24. Профессиональная этика в сфере финансов

Необходимость профессиональной этики. Понятие профессиональной этики. Содержание профессиональной этики в сфере финансов. Кодексы профессиональной этики и служебного поведения в сфере финансов.

Тема 25. Этикет служебных отношений

Содержание этикета служебных отношений. Правила поведения в офисе. Внешний вид сотрудника как инструмент делового общения с клиентом. Корпоративный имидж. Правила общения с коллегами.

Тема 26. Этика делового общения

Понятие делового общения. Способы делового общения. Этические проблемы во взаимоотношениях руководителя и подчиненных. Подходы к решению проблем в деловом общении.

Тема 27. Особенности конфликтов в профессиональной сфере

Понятие и виды конфликтов в профессиональной сфере. Модели поведения личности в конфликте. Стратегии поведения в конфликте. Эмоции как способ управления конфликтом. Характеристика основных принципов и этапов самоконцентрации.

Тема 28. Особенности делового общения руководителя и подчиненных

Характеристика конфликта типа «руководитель – подчиненный». Особенности разрешения конфликтов типа «руководитель – подчиненный». Цели и действия в конфликте. Конструктивное поведение в конфликте. Предупреждение конфликта как основная задача руководителя. Основные способы поведения в конфликте типа «руководитель – подчиненный».

Тема 29. Правила работы с клиентами

Подходы к классификации клиентов. Характеристика основных типов клиентов. «Сильные» и «слабые» стороны отдельных типов клиентов. Общие правила работы с клиентами. Особенности делового общения с клиентами различных типов.

Тема 30. Этикет и интернет

Понятие «компьютерной» этики. Кодекс компьютерной этики. Сетевой этикет (сетикет, нетикет). Этика поведения пользователя компьютерной сети Интернет. Правила этикета при работе с электронной почтой.

В заключении излагаются основные результаты исследования, даются оценки и рекомендации теоретического и практического характера, а также должны быть представлены краткие выводы исследования, позволяющие оценить, насколько автору удалось раскрыть тему ККР (КРЗ).

Объем заключения – 1-2 страницы.

ККР (КРЗ) должна содержать титульный лист, содержание, введение, основную часть, заключение и список использованной литературы. Каждый из разделов должен начинаться с новой страницы. Подразделы с новой страницы начинать не следует.

Статья написана по материалам сайтов: discovered.com.ua, referatnik.com, www.std72.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector
02.11.2016, 13:17