+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Перевозка жидких и наливных грузов

Наливные грузы — это вещества, которые для сохранения своих свойств и товарных качеств должны перевозиться в жидком или сжиженном газообразном состоянии: растительные масла, спирты, нефть и нефтепродукты, кислоты, пропан, бутан и пр. Однако вместе с тем «ассортимент» наливных грузов настолько широк, что применять к ним единые правила перевозки никак нельзя. Эти правила, особенности транспортировки и погрузочно-разгрузочных работ зависят от вида и свойств груза.

Наливные грузы делятся на:

  • нефтепродукты;
  • химические грузы (кислоты, щелочи (…), а также сжиженные газы);
  • пищевые продукты.

Правда, на порядок организации транспортировки будет влиять не столько «видовая принадлежность» груза, сколько его физико-химические свойства. Они определяют выбор транспортного средства и цистерн, условия и длительность перевозки, особенности погрузки и разгрузки, необходимость получения разрешения, квалификацию водителя, количество и вид сопроводительных документов и пр.

На какие свойства наливных грузов обращают внимание в первую очередь?

Плотность — отношение массы вещества к единице объема. Еще со школьного курса физики известно, что плотность жидкости тесно связана с температурой: как правило, при нагревании она увеличивается в объемах, а при охлаждении, наоборот, сжимается. И это свойство вещества, равно как и температуру, при которой оно было загружено, очень важно учитывать при заполнении цистерны и при транспортировке. Ведь в процессе езды температура может повыситься и жидкость, залитая до этого до краев и от нагревания увеличившаяся в объеме, будет искать щели и прочие дыры, чтобы выбраться наружу. Если же цистерна (или другая емкость) цела и герметична, тогда начнет расти давление, отчего эту цистерну может даже «разорвать».

Вязкость или, иными словами, «текучесть» вещества. Это свойство, в первую очередь, определяет длительность и условия налива и слива груза. Так, вещества с высокой вязкостью менее «подвижны», а значит, их погрузка и разгрузка может потребовать большего времени и дополнительных мер — подогрева, использования насосов и пр.

Температура застывания вещества. Она влияет как на особенности проведения погрузочно-разгрузочных работ (необходимость нагревания вещества перед наливом и сливом), так и на процесс транспортировки и выбор транспортного средства. Так, для перевозки некоторых грузов (битум, асфальт и т.п.) могут использоваться специальные цистерны с подогревом, которые препятствуют застыванию вещества.

Испаряемость — склонность вещества к парообразованию, то есть переходу из жидкого состояния в газообразное. Наибольшая испаряемость характерна для бензинов и других нефтепродуктов. Ее интенсивность зависит от типа вещества, его температуры и температуры окружающей среды, атмосферного давления, времени года и площади свободной поверхности жидкости. Учитывать это свойство необходимо для того, чтобы прогнозировать допустимые потери груза при транспортировке, хранении, наливе и сливе.

Теплоемкость — количество тепла, которое необходимо для того, чтобы нагреть вещество на 1°C. Эта величина позволяет высчитать, сколько времени (или сколько энергии) уйдет на то, чтобы подогреть вещество до той температуры, при которой его можно беспрепятственно сливать и наливать.

Температура вспышки — наименьшая температура, при которой пары вещества (обычно — нефтепродуктов), образовавшие смесь с воздухом, способны воспламеняться при наличии открытого пламени. Это свойство определяет пожароопасность груза, а значит, предельное значение температуры, на которое может быть нагрето вещество при транспортировке, наливе и сливе, а также условия проведения погрузочно-разгрузочных работ. Так, при наливе нефтепродуктов следят за тем, чтобы их температура была как минимум на 10°C ниже температуры вспышки.

Температура воспламенения — самая низкая температура, при которой жидкость или газ самовозгораются без искры или пламени. Это значение, во избежание катастрофы, очень важно учитывать при выборе цистерны, в процессе транспортировки, при проведении погрузочно-разгрузочных работ.

Предел взрываемости — минимальное содержание паров вещества в воздухе (в процентном соотношении), способное взорваться в присутствии открытого пламени, раскаленных металлических предметов и пр. Это свойство точно так же определяет безопасность на всех этапах перевозки наливного груза.

Электролизация — свойство вещества (как правило, нефтепродуктов) накапливать заряды статического электричества, что чревато возникновением электрического разряда. Этот разряд, в свою очередь, способен вызвать искру и повлечь за собой взрыв и воспламенение груза. Опасное накопление зарядов чаще всего происходит при прохождении жидкости по резиновым наливным шлангам и через металлические фильтры. Кроме того, они могут изначально заноситься вместе с веществом в цистерну и накапливаться в ней. Чтобы избежать воспламенения, взрыва и пр., обязательно заземляют наливную эстакаду, иногда ограничивают первоначальную и максимальную скорость налива груза, а также добавляют в вещества специальные присадки, повышающие его электропроводность.

Коррозионность — это способность вещества «разъедать» металлы, особенно характерная для кислот и щелочей. Чтобы во время транспортировки не произошло повреждения корпуса емкости, в которой перевозится груз, и его утечки, необходимо использовать специальные цистерны с усиленной защитой.

Токсичность — вредное воздействие вещества на организм человека. При работе с такими грузами, во избежание острого отравления, должны выполняться строгие меры безопасности и тщательно контролироваться концентрация паров опасного вещества в воздухе.

Кроме того, при транспортировке нефти и нефтепродуктов учитывают октановое (свидетельствует о детонационной способности вещества) и цетановое (характеризует воспламеняемость топлива) число, а организуя перевозку жиров и растительных масел, обращают внимание на такие показатели, как йодное число (чем оно выше, тем вероятнее возможность окисления) и кислотное. Последнее фиксирует начало процесса гидролитического распада масел или жира: выделяющийся при таком процессе свободный кислород тоже способствует окислению продукта и ухудшает его вкусовые и пищевые качества. Чтобы этого избежать, необходимо помнить о том, что на усиление окислительных процессов влияет контакт с металлом (а значит, для перевозки должны использоваться емкости из специального материала), а также повышение температуры вещества, которую, следовательно, надо тщательно регулировать как при сливе и наливе, так и при непосредственном передвижении груза.

Порядок организации перевозки наливных грузов

Очевидно, что перевозка наливных грузов — это достаточно сложный и полный нюансов процесс. Чтобы организовать его качественно, доставить груз в целости и сохранности (ну, или почти в сохранности — за вычетом того минимума, что не могло, например, не испариться), избежать аварий и катастроф, нужно четко представлять, какое именно вещество перевозится и какими свойствами оно обладает.

Все перечисленные характеристики вещества, а также условия его хранения, использования, способы оказания первой помощи при аварии, методы обезвреживания и пр. описаны в паспорте безопасности, к которому должны иметь доступ экспедитор и перевозчик.

Однако главное, о чем необходимо помнить, так это о том, что значительная часть наливных грузов относится к опасным. А значит, их перевозка требует особого разрешения на проезд по автомобильным дорогам, специальной подготовки водителя, допуска транспортного средства к перевозкам, его обозначения на время движения и пр. В этом случае первое, что понадобится тому, кто организует доставку груза, — это номер вещества по ООН.

Транспортные средства для перевозки наливных грузов

Что касается транспортных средств, то обычно наливные грузы перевозятся в цистернах или контейнерах-цистернах. Их выбор на самом деле достаточно разнообразен и зависит от того, повторимся, какое вещество необходимо доставить и какими свойствами оно обладает.

По температурному режиму автоцистерны могут быть:

  • изотермическими: способны сохранять определенную температуру, чаще всего используются для перевозки скоропортящихся продуктов (например, молока);
  • с «паровой рубашкой»: позволяют дополнительно подогревать груз в любой момент его транспортировки или перед сливом;
  • с автономным подогревом: поддерживают постоянную повышенную температуру вещества на всем пути его перевозки;
  • без температурного режима — для относительно непривередливых грузов.

По предъявляемым к их производству требованиям:

  • выполненные из специальной стали, которая устойчива к коррозии, высоким температурам и прочему агрессивному воздействию (используются, как правило, для перевозки кислот и щелочей);
  • с внутренним гуммирующим слоем, который служит буфером между перевозимым веществом и стенками цистерны и продлевает срок ее работы (толщина слоя зависит от вида и степени агрессивности груза);
  • произведенные из алюминиевого сплава: они меньше подвержены коррозии, более искробезопасны и чаще используются для транспортировки светлых нефтепродуктов;
  • имеющие усиленную конструкцию (выдерживает повышенное давление и уменьшает риск взрыва), наружный «кожух» (снижает приток тепла к веществу и препятствует его испарению) и внутреннюю емкость: предназначены для перевозки газов и, как правило, для предотвращения влияния солнца выкрашены в светлые цвета;
  • разделенные на отдельные отсеки — для одновременной перевозки различных грузов;
  • отвечающие определенным санитарно-гигиеническим и экологическим нормам, так как используются для транспортировки пищевых продуктов.

Впрочем, классификация автоцистерн достаточно условна: каждая емкость может совмещать в себе несколько признаков и применяться для перевозки как какого-то одного определенного вещества (молоковозы), так и группы веществ, обладающих похожими свойствами.

Вместе с тем, хотя наливные грузы, как правило, не требуют отдельной упаковки и заливаются непосредственно в цистерну или контейнер-цистерну, достаточно популярна тара под названием «флекситанк».

Что такое флекситанк?

Это гибкая емкость из полимерных материалов, предназначенная для перевозки жидких неопасных грузов. Она крайне удобна в применении и, несмотря на то, что может использоваться только один раз, а потом подлежит обязательной утилизации, очень экономична.

Причем перед погрузкой можно сделать специальный защитный слой, который убережет груз от резких перепадов температур, а для разгрузки (при необходимости) с помощью пара и электричества разогреть перевозимое вещество.

Главное же достоинство флекситанка в том, что его использование убирает проблему долгих поисков подходящей цистерны, за которую еще придется выложить порядочную сумму: найти стандартный 20-футовый контейнер куда проще, да и обойдется он дешевле.

Правда, есть и существенный минус: транспортировать можно только неопасные и относительно непривередливые грузы. Взрывоопасные газы, нефтепродукты, кислоты и пр. в такой емкости точно не довезешь.

Какие документы нужны для перевозки наливных грузов?

Помимо обязательного пакета (товарно-транспортной или транспортной накладной, путевого листа, документов на транспортное средство), перевозка химических грузов должна сопровождаться паспортом безопасности вещества. Если перевозятся продукты питания, то в перечень сопроводительных документов входят: санитарно-гигиенический, ветеринарный сертификат, сертификат соответствия транспортного средства санитарно-гигиеническим и экологическим нормам, а для водителя — справка, свидетельствующая о прохождении специального медицинского осмотра.

Однако для перевозки наливных грузов, относящихся к опасным, предъявляются гораздо более строгие требования:

  • разрешение на проезд;
  • свидетельство ДОПОГ о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов;
  • свидетельство ДОПОГ о подготовке водителя;
  • письменные инструкции с описанием груза, условий транспортировки и мер, предпринимаемых в случае аварии и т.п.;
  • при смешанной перевозке с включением морского участка пути — свидетельство о загрузке контейнера/транспортного средства.

Итак, о чем необходимо помнить, организуя перевозку наливных грузов?

К перевозкам таких грузов, прежде всего, допускаются только опытные водители, имеющие стаж по соответствующей категории (B или C) (для опасных грузов — не менее трех лет). Кроме того, перед началом пути они должны быть проинструктированы: какой груз они везут, какими свойствами этот груз обладает и какие условия необходимо соблюдать, чтобы довезти его в целости и сохранности.

Это интересно:  Какие документы нужны для продажи дома: перечень, образцы и порядок оформления в 2019 году

При этом выбор транспортного средства следует делать с учетом вида и химико-физических свойств груза и с их же учетом готовить груз к транспортировке и проводить погрузочные работы. Поэтому прежде всего необходимо точно узнать наименование, вид и свойства вещества и в соответствии с ними продумать план грузоперевозки.

Опасные грузы, как уже отмечалось, требуют дополнительных согласований, скоропортящиеся — оптимизации сроков доставки и поддержания на всем пути определенной температуры, а каждое вещество — специальных условий погрузки.

Так, нефтепродукты, способные к электролизации, следует наливать, заземляя наливную эстакаду. Вещества с высокой вязкостью нужно предварительно разогревать, учитывая при этом их температуру вспышки и воспламенения. Перед наливом пищевых жидкостей необходимо убедиться в том, что автоцистерна чиста, не содержит остатков других продуктов и соответствует санитарно-гигиеническим нормам.

Впрочем, очищенными от материалов прежнего груза должны быть все без исключения транспортные средства, а те, которые перевозят опасные вещества, еще и обеззаражены.

Заполняя цистерну, необходимо всегда оставлять недолив — около 10 процентов от всего объема: в зависимости от вида и свойств вещества.

Перевозка некоторых грузов может потребовать добавления специальных присадок — повышающих электропроводность, уменьшающих вязкость, снижающих коррозионность…

В общем, все этапы перевозки наливных грузов (выбор автоцистерны, подготовка груза, условия транспортировки, особенности проведения погрузочно-разгрузочных работ, перечень сопроводительной документации и т.д.) целиком и полностью зависят от вида перевозимого вещества и его физико-химических свойств. Это же влияет и на конечную стоимость услуги.

Перевозка наливных грузов различными видами морского транспорта

Каждый день в разных направлениях отправляются танкеры с нефтью, растительным маслом, вином, спиртами, кислотами и другими жидкими грузами. Морские корабли часто применяются для перевозки наливных грузов.

Кроме нефти и ее производных, в этом списке большое количество химических реактивов, сжиженных газов и пищевых продуктов. Наливными являются все жидкие вещества различной степени вязкости, которые грузятся в емкости корабля наливом, без какой-либо тары.

Сегодня почти все «черное золото» перевозится из мест добычи в пункты переработки при помощи морских танкеров.

Этот вид транспорта выбран по причине удобного географического расположения регионов нефтедобычи и потребления. Организаторам перевозки наливных грузов морским транспортом приходится учитывать многочисленные сложности, которые возникают во время транспортировки данного вида товаров. Большинство из них связаны с физическими и химическими особенностями доставляемых веществ. Жидкость – груз особенный.

У каждого вида своя степень вязкости, летучести, плотности. Многие токсичны, взрывоопасны, огнеопасны, способны электризоваться. В процессе хранения, погрузки, выгрузки и перевозки такого товара должны приниматься особые меры предосторожности. Перед тем, как отправлять вещество, надо убедиться в том, что у получателя груза есть необходимое оборудование для его безопасного слива.

С каждым годом все больше перевозок наливных грузов морским транспортом. Одним из побочных эффектов данного процесса является тот неприятный факт, что в воду периодически попадают различные вредные химические вещества. Для того, чтобы максимально ограничить их накопление, принята международная конвенция МАРПОЛ 73/78. В ее итоговом документе прописаны технические мероприятия, призванные защитить окружающую среду. В частности, приводятся требования по упаковке, хранению и размещению вредных и опасных веществ на морских кораблях.

Согласно конвенции МАРПОЛ 73/78, наливные грузы делятся на три группы:

  • нефть и нефтепродукты;
  • вещества, опасные для акватории;
  • неопасные для моря жидкости.

Существуют и другие классификации жидких грузов. Они могут быть летучими и нелетучими, вязкими и маловязкими, светлыми и темными, застывающими при низких температурах и легковоспламеняющимися. Все это надо учитывать в процессе перевозки наливных грузов морским транспортом. Так, например, вязкость сильно влияет на продолжительность выполнения погрузочно-разгрузочных работ. А также на количество остатка в танке после выкачки груза. Характеристика по температуре застывания дает возможность принять решение о необходимости прогрева жидкости перед выгрузкой.

Корабли для перевозки наливных грузов делаются разными. При этом между судами, предназначенными для доставки воды, нефти, бумажной массы, асфальта, сжиженного газа или молока, могут быть очень большие конструктивные различия. Первые нефтяные танкеры построили в конце XIX века. До этого «черное золото» возили в бочках. Спуск на воду специальных кораблей сразу же снизил цену доставки в 3 раза. С тех пор число судов постоянно увеличивается, их оснащенность совершенствуется.

По мнению специалистов, в настоящее время главной задачей разработчиков является повышение грузоподъемности корабля, при этом его размеры должны остаться на прежнем уровне. Малотоннажные суда на дальних перевозках наливных грузов неэффективны. По этой причине их доля постоянно сокращается, тогда как крупнотоннажных – растет. Цена перевозки одного барреля сырой нефти обратно пропорциональна емкости танкера.

Из-за этого предпочтение отдается супертанкерам типа ULCC, в каждый из которых можно залить свыше 320 тысяч тонн жидкого вещества. Они грузятся в портах Среднего Востока и отправляются в гавани Мексиканского залива. Такие суда отличаются очень низкой маневренностью. В некоторые порты они вообще не могут зайти. Поэтому разгрузка часто выполняется прямо в открытом море, с помощью насосных станций. Танкеры меньшей вместимости применяются для специальных перевозок наливных грузов, например, для доставки битума.

Мировое сообщество постоянно ужесточает требования по безопасности перевозок наливных грузов морским транспортом. Это оказывает серьезное влияние на тенденции развития кораблестроения. Суда получили двойной корпус, оборудование для мойки и очистки танков и другие системы. С 2008 года доставка тяжелого топлива на транспортах с однослойным корпусом категорически запрещена.

Танкеры – самый популярный вид морского судна для перевозки наливных грузов. Они эффективны за счет того, что способны взять на борт за один рейс большое количество груза и перевезти его с низкой себестоимостью. В однопалубный корабль можно загрузить до 400 тыс. т. нефти или другого жидкого вещества.

Его грузовая часть при помощи поперечных и продольных перегородок разделена на отсеки (танки), предназначенные для груза. Для их соединения с палубой предусмотрены узкие люки. Для закачки и выкачки жидкости на судно установлено насосное оборудование. Чтобы не допустить попадание в морскую воду перевозимых веществ, днище и борта делаются двухслойными. Некоторые транспорты могут одновременно брать на борт несколько разных видов наливных грузов.

Для доставки сжиженного газа применяются морские газовозы. Конструктивно эти суда отличаются от танкеров тем, что вместо перегородок у них внутри корпуса расположены полностью герметичные прямоугольные, цилиндрические или сферические цистерны.

Перевозка сжиженного газа осуществляется по одной из трех технологий:

  • под высоким давлением;
  • под высоким давлением с одновременным охлаждением;
  • с охлаждением до перехода в жидкое состояние.

Так, например, метан охлаждают до -160°С и закачивают в прямоугольные цистерны. Для погрузки-выгрузки применяется система компрессоров, насосов и трубопроводов.

Перевозки наливных грузов морским транспортом – это удобно и выгодно. Сегодня по морям и океанам ходит более 4 тысяч танкеров и газовозов. Высокая рентабельность доставки жидкостей водным путем является главной причиной того, что этот вид транспортировки будет и дальше развиваться, а корабли – совершенствоваться.

Видео: Аренда спецтехники и услуги грузоперевозки без посредников!

Как осуществляется перевозка наливных грузов автотранспортом

В России 80% предприятий не имеют собственных железнодорожных подъездных путей, что делает автоперевозки незаменимыми. Объем перевозок наливных грузов автомобильным транспортом в РФ составляет порядка 10% от объема всех автомобильных перевозок, 90% автопарка для перевозки жидкого груза имеет грузоподъемность выше 5 т, из них — 60% относятся к большегрузам с полной массой свыше 12 т.

Что такое наливной груз и как его перевозят

К категории наливных грузов относятся грузы, не имеющие тарной упаковки (бочки, канистры и т.п.). Жидкость закачивается в специальные емкости (цистерны), которые имеют соответствующее оборудование (заливные и сливные горловины с вентилями, насосы, герметизирующие крышки с клапанами и т.д.). По типу установки цистерны на транспортном средстве (тягаче) различают:

  • Цистерны на раме грузового автомобиля (до 3…5 т);
  • Цистерны на оборудованном прицепе (до 7 т);
  • Цистерны на полуприцепе (до 12 т).

В отдельную категорию выделяется специализированный транспорт — контейнеровозы для перевозки нефтепродуктов, продуктов химической промышленности и сжиженных газов, которые перевозят танк-контейнеры.

Танк-контейнер представляет собой цистерну, вписанную в размеры и несущую конструкцию 20-ти, 40 или 45-ти футового морского контейнера грузоподъемностью до 40 т.

Агрегатное состояние груза (жидкость с разной степенью испаряемости и/или вязкости), большая масса которого и степень агрессивности (опасности) воздействия на экологию в ходе транспортировки или аварии, позволяют относить весь наливной автотранспорт в категорию специализированных транспортных средств.

За редким исключением, все жидкие грузы можно отнести к категории не ниже «Повышенной опасности», т.к. экологическое воздействие большого количества сравнительно безвредной жидкости может вызывать серьезные последствия.

Опасные наливные грузы разделяются по типу воздействия на экологию в ходе транспортировки или аварийной ситуации:

  • Легковоспламеняющиеся жидкости и жидкости, пары которых создают взрывоопасные смеси;
  • Едкие и ядовитые жидкости;
  • Сжиженные газы, которые можно отнести к пожароопасным и/или едким (ядовитым) жидкостям.

По данным сайта www.wtransports.com наливные опасные грузы подлежат перевозке на специальных автотранспортных средствах, которые должны иметь:

  • соответствующую окраску емкостей;
  • надписи, цвет и содержание которых информирует о содержании цистерны.

Особенности транспортировки наливного груза

Жидкое агрегатное состояние груза определяет несколько факторов, которые необходимо учитывать при транспортировке:

  • Скорость испарения жидкости определяет систему термоизоляции транспортной емкости, схемы загрузки-выгрузки и защиты от избыточного давления. Жидкости с низкой температурой испарения предварительно охлаждают и перевозят в термосах;
  • Жидкость, при смене направления движения или скорости, ведет себя не как твердое тело;
  • Свободный объем, который необходим для компенсации теплового расширения жидкости, позволяет жидкости совершать затухающие колебания. В условиях разового воздействия на неподвижную цистерну эти колебания не оказывают существенного воздействия, но в динамике дорожного движения перемещение свободных больших масс изменяет динамику торможения-разгона и смещает центры масс автомобиля;
  • Цистерны заполняют не менее чем на 80% объема, чтобы не допускать формирования широко амплитудных колебаний, но не более 95% для обеспечения возможности теплового объемного расширения жидкости; Большое значение для пороговых величин наполнения (min-max) имеет вязкость, коэффициент объемного расширения жидкости и плотность (сжимаемость) паров.
Это интересно:  Отказ в регистрации изменений в ЕГРЮЛ: в чем причина

Особенности транспортировки наливных грузов определили ряд организационно-правовых требований к транспортным средствам (емкостям), водителям и организаторам перевозок:

  1. Конструкция и материал емкости должны соответствовать категории опасности перевозимой жидкости. Основные требования:
    • прочность и герметичность основной конструкции и вспомогательных узлов и элементов;
    • коррозионная и химическая стойкость используемых металлов и материалов;
    • полнота комплектации защитным и противопожарным оборудованием.
  2. К работе допускаются водители с категориями С…С1Е, имеющим стаж работы не менее 3-х лет и свидетельство об окончании спецкурса. Автомобиль должен быть оснащен системой контроля труда и отдыха.

Компания-перевозчик несет полную ответственность за организацию и ход перевозки наливного груза. При категории груза — опасный или повышенной опасности проверяется и оформляется соответствующая документация: инструктаж водителя, паспорт безопасности вещества (материала) по ГОСТ Р 50587-93 и другие документы, предусмотренные Правилами перевозки грузов (ДОПОГ) для различных категорий и условий перевозки.

Организация и проведение транспортировки наливных грузов — серьезная транспортно-логистическая операция, требующая профессионального подхода на всех стадиях ее проведения: от планирования до непосредственного исполнения.

3. Технология перевозки наливных грузов. Характеристика наливных грузов. Особенности маршрутизации наливных грузов. Технология работы станций налива нефтепродуктов. Технология работы станций слива.

Характеристика наливных грузов и условия их перевозок

К наливным относят жидкие грузы, перевозимые в цистернах, контейнерах и полувагонах-бункерах. Основную массу (более 90 %) наливных грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, составляют нефтепродукты (керосин, бензин, дизельное топливо, лигроин, мазуты, минеральные масла и др.), в меньшей степени — сырая нефть, которая транспортируется главным образом по трубопроводам. Кроме того, в категорию наливных грузов входят продукты пищевой промышленности (растительные масла, спирт, патока, животный жир, саломас и др.), а также химические грузы (кислоты, щелочи, красители, лаки, сжиженные газы и др.).

Все грузы, перевозимые наливом, делят на неопасные, перевозимые на общих основаниях, и опасные, при перевозке которых, кроме общих, применяются и специальные правила.

Перевозки нефти и нефтепродуктов железными дорогами до 1975 г. непрерывно возрастали, несмотря на значительное развитие трубопроводного транспорта, а в последние годы имеют некоторую тенденцию к снижению, что объясняется снижением темпов добычи нефти и развитием трубопроводного транспорта. В общем объеме перевозок нефтегрузов всеми видами транспорта доля железных дорог составила в 1989 г. около одной трети, трубопроводов — 52 %, морского и речного транспорта — около 12 %.

Все нефтепродукты можно разделить на пять групп: сырая нефть; темные нефтепродукты (мазут и моторное топливо); светлые нефтепродукты (дизельное топливо, керосин и топливо для реактивных двигателей); бензин (автомобильный и авиационный); масла (от консистентных смазок до трансформаторных масел).

Нефтяные грузы обладают специфическими свойствами, определяющими характер их налива, транспортирования и хранения. Это плотность, вязкость и способность застывать не только при отрицательных, но и плюсовых температурах, легкая воспламеняемость и испаряемость, взрывоопасность, электризация (накапливание опасных зарядов статического электричества) и ядо­витость. От плотности зависит использование грузоподъемности цистерн. Наибольшую плотность имеют мазут (935 кг/м 3 ) и масло автотракторное (930 кг/м 3 ).

Вязкостью называют свойство жидкости оказывать сопротивление перемещению ее частиц под влиянием действующих на них сил. Наибольшая вязкость присуща большинству темных нефтепродуктов.

Температура застывания — это температура, при которой нефтепродукт теряет подвижность (густеет) и не меняет своей поверхности при наклоне сосуда.

Плотность, вязкость и способность наливных грузов застывать при низких температурах влияют на процессы налива и слива. Некоторые жидкие грузы застывают даже при температуре выше +20 °С (например, гудрон +45 °С, нефтяная смола +40 °С, нефтяные битумы +28 °С). В обычных условиях, чтобы слить, их необходимо предварительно разогреть или перевозить в специализированных цистернах и полувагонах-бункерах.

Испаряемость нефтегрузов объясняется наличием в них значительного количества летучих веществ; интенсивность испарения зависит от температуры груза и воздуха, поверхности испарения, атмосферного давления и времени года.

Температура вспышки — это наименьшая температура, при которой пары нефтепродуктов образуют с окружающим воздухом смесь, способную воспламеняться при поднесении к ней открытого пламени. По температуре вспышки все нефтегрузы делят на четыре класса:

первый — температуры вспышки ниже 28 °С (бензин, лигроин, сырая нефть);

второй — от 28 до 45 °С (керосин, некоторые сорта дизельного топлива и т. п.);

третий — от 45 до 120 °С (некоторые сорта дизельного топлива, моторное топливо, флотский мазут и т. п.);

четвертый — свыше 120 °С (мазут, масла, смазки и т. п.).

Нефтепродукты, у которых температура вспышки паров до +60 °С, называют легковоспламеняющимися (или летучими), а свыше 60 °С — горючими (или нелетучими). Авиационный и автомобильный бензины имеют отрицательную температуру вспышки (—34 и —36 °С).

При наливе температура нефтепродукта должна быть ниже температуры вспышки не менее чем на 5 °С.

Температура воспламенения —- это самая низкая температура, до которой при нагревании жидкости, газа или твердого тела возникает самовозгорание без использования искры или пламени.

Пределом взрываемости (воспламеняемости) называется минимальное или максимальное содержание паров нефтепродуктов в воздухе, способных при воздействии искры, пламени, раскаленных металлических предметов взрываться (воспламеняться).

Заряды статического электричества накапливаются в процессе перекачки нефтепродуктов по трубопроводам, при этом на поверхности трубопровода возникает заряд противоположного знака. Чтобы избежать возникновения электрического разряда, скорость движения нефтепродуктов по трубопроводу не должна превышать 12 м/с, а также должно быть устроено соответствующее заземление.

Для перевозок наливных грузов используют цистерны:

снабженные универсальным нижним сливным прибором, позволяющим сливать все нефтепродукты. Этот прибор увеличенного диаметра, оборудован паровой рубашкой. Все новые цистерны для перевозки нефти и нефтепродуктов имеют универсальные приборы.

В последние годы строят восьмиосные универсальные цистерны:

без нижнего сливного прибора. Груз вливают через верхний люк колпака с помощью насосных установок (светлые нефтепродукты — бензин, лигроин и др.);

специализированные для перевозки химических грузов (кислот, сжиженных газов и др.);

специализированные для перевозки пищевых продуктов (спирта, вина, молока). Такие пищевые продукты, как патока, растительное масло и некоторые другие, перевозят в цистернах обычной конструкции, но специализированных.

Наливные грузы перевозят также в цистернах, принадлежащих отправителям, получателям или арендованных ими у железных дорог. Цистерны, не принадлежащие МПС и арендованные, должны быть приписаны к определенной станции отправления или назначения на условиях, предусмотренных договором, заключаемым дорогой с владельцем (арендатором) цистерн.

Битумы перевозят в полувагонах-бункерах. Твердые нефтебитумы, нефтяные кокс и воск, пек нефтяной, асфальты перевозят в крытых вагонах, полувагонах и на платформах.

Полувагоны-бункера, предназначенные для перевозки битума, имеют двойные стенки, которые образуют паровую «рубашку»; они поворачиваются на полуосях и удерживаются в вертикальном положении крючками. На внешней стене каждого бункера имеется проходящий «рубашку» патрубок для впуска пара. Верхняя часть бункера закрывается двустворчатыми крышками. В пунктах слива к патрубкам присоединяют рукава, по которым в пространство между стенками подается пар; тонкий слой соприкасающегося с нагретыми стенами высоковязкого груза подплавляется, и при опрокидывании бункера содержимое его отдельными глыбами вываливается в приемную яму или на площадку. Существенный недостаток полувагонов-бункеров — тяжелая тара.

Для перевозки других высоковязких грузов используют цистерны конструкции ВНИИЖТ. Принцип действия этих цистерн аналогичен бункеру, нижняя часть котла и сливной прибор имеют паровую «рубашку», а дно —-небольшой наклон к сливному прибору.

Все специальные и специализированные цистерны имеют соответствующую окраску котлов или цветные полосы и трафареты о характере опасности груза («Огнеопасно», «Ядовито», «Едкая жидкость»).

Цистерны, принадлежащие предприятиям, допускаются к обращению по магистральным железнодорожным путям только после технического осмотра цистерн представителями вагонной службы дороги приписки с разрешения начальника дороги (в местном сообщении) и МПС (в других случаях). О резуль­татах осмотра составляют акт и ставят трафарет на днищах цистерн.

Наливают и сливают грузы, перевозимые в цистернах и бункерных полувагонах, как правило, на подъездных путях, складах и пунктах необщего пользования. Только в исключительных случаях с разрешения начальника отделения дороги налив и слив цистерн возможны на местах общего пользования из тары или в тару грузовладельца (бочки, контейнеры, автомобильные цистерны).

Места налива и слива нефтепродуктов должны быть оборудованы освещением, обеспечивающим производство работ круглосуточно, а также снабжены противопожарными средствами в соответствии с установленными нормами.

В пунктах налива и слива легковоспламеняющихся грузов курение и применение открытого огня на расстоянии ближе 50 м от места производства работ на станции запрещается. Места налива легковоспламеняющихся грузов должны быть удалены от железнодорожных складов, главных путей, общих мест погрузки и выгрузки и от жилых домов не менее чем на 100 м, а места слива не менее чем на 50 м. .

Отправитель вместе с накладной предъявляет на каждую цистерну паспорт качества, без которого нефтепродукты не принимают. При отправлении мазута и других высоковязких нефтепродуктов отправитель указывает в паспорте его вязкость.

Порожние цистерны, имеющие трафарет о специальном назначении и приписанные к пунктам налива (кислотные, спиртовые, специализированные для перевозки химикатов, пищевых грузов и др.), а также все арендованные и принадлежащие клиентуре, следуют в пункты налива при полных перевозочных документах и с наложением пломб. Порожние бензиновые и нефтяные цистерны, а также полувагоны-бункера направляют в указанные МПС пункты налива по пересылочным накладным, составляемым получателем груза; их не пломбируют. В пересылочной накладной станция назначения цистерны не указывается.

Наливные грузы перевозят также в специальных контейнерах, в зависимости от рода перевозимого груза их подразделяют на следующие группы:

для грузов текучих, не требующих специальных устройств для подогрева перед наливом и сливом (кислоты, спирт этиловый и метиловый, органические растворители и др.);

для грузов средней вязкости, требующих устройств для подогрева перед наливом и сливом (масла осветительные и минеральные, некоторые нефтепродукты);

для грузов весьма большой вязкости, заливаемых в горячем состоянии, и затвердевающих даже при температуре выше О °С с превращением в монолит (парафин, фенол синтетический и др.).

Эти специальные контейнеры принадлежат отправителям и получателям грузов, погрузка их на железнодорожный подвижной состав и выгрузка с него производятся, как правило, на подъездных путях предприятий.

Контейнеры на платформах или в полувагонах перевозят комплектами, и на весь комплект отправитель составляет одну накладную. Недостатком этого способа является порожний пробег в обратном направлении.

Особенности маршрутизации перевозок нефтяных грузов

Уровень отправительской маршрутизации перевозок наливных грузов достигает 70 %. На систему маршрутизации перевозок влияют следующие факторы:

сосредоточение основной добычи нефти и производства нефтепродуктов в небольшом количестве пунктов, что способствует массовому отправлению маршрутов с пунктов налива;

огромное количество пунктов потребления, размещенных на всей территории страны (нефтепродукты прибывают на 75 % станций, открытых для грузовых операций) и имеющих различные размеры поступления нефтепродуктов. Это требует применения особой формы маршрутизации перевозок;

Это интересно:  Депозитный счет в банке. Открытие депозитных счетов

большое разнообразие видов нефтепродуктов, требующих соблюдения различных условий перевозок, что вызывает необходимость выполнения в районе налива или в пунктах слива промывочно-пропарочных операций. Это увеличивает время простоя подвижного состава и влияет на эффективность маршрутизации.

При планировании маршрутизации перевозок, помимо обычных, для нефти и нефтепродуктов разрабатывают планы на межнавигационный и навигационный периоды. Это связано со значительным участием водного транспорта •в перевозке нефти и нефтепродуктов (смешанные железнодорожно-водные сообщения). Помимо отправительских маршрутов в один пункт назначения, планируют значительное количество маршрутов назначением на станции распыления (пункты заадресовки вагонов).

Технология работы станций налива нефтепродуктов

Налив нефтепродуктов, перевозимых в цистернах и полувагонах-бункерах, производят на местах необщего пользования — на подъездных путях нефтеперерабатывающих заводов и на нефтебазах. По прибытии порожних цистерн на станцию налива с ними, помимо обычных операций, выполняют дополнительно: внутренний осмотр котлов цистерн и установление годности их под определенный груз; заправку клапанов сливных приборов; подачу вагонов, требующих обработки, на промывочно-пропарочную станцию (ППС) и обработку их; контрольную приемку очищенных вагонов и передачу их на пути формирования состава для подачи под налив. Если при осмотре цистерн на путях приема будут обнаружены неслитые остатки груза, они должны быть подвергнуты лабораторному анализу.

Работа ППС организуется по единому технологическому процессу с железнодорожной станцией.

Все операции по обработке цистерн выполняет железная дорога или грузоотправитель за ее счет. Цистерны собственные, арендованные и специализированные для перевозки определенного груза готовит грузоотправитель своими средствами и за свой счет.

Годность каждой цистерны под налив продуктов определяют осмотрщик промывочно-пропарочной станции и инспектор Госкомнефтепродукта. К наливу допускаются только те цистерны, у которых котлы по своему техническому состоянию и чистоте обеспечивают сохранение высокого качества нефтепродуктов.

На принятые (годные под налив) цистерны наклеивают ярлыки установленного образца, отпечатанные типографским способом, на которые наносят дату, фамилию инспектора, принявшего цистерну, и его клеймо.

Если цистерна требует очистки, промывки или пропарки, наклеивают ярлыки с указанием характера обработки цистерны. Их передают на ППС, а после обработки годность проверяет инспектор Госкомнефтепродукта; он наклеивает ярлык с указанием, для какого нефтепродукта эта цистерна пригодна (такие же ярлыки, как и при отборе годных под налив цистерн в прибывшем составе в парке приема).

В практике работы промывочно-пропарочных станций встречаются следующие виды очистки:

очистка и промывка цистерн из-под темных продуктов для налива светлых;

подготовка под налив однородных продуктов;

очистка от воды, льда, песка и грязи;

очистка для ремонта.

Подготовка цистерн под налив однородных продуктов наименее сложная; она заключается в удалении остатков продукта и механических примесей и производится без применения пара и воды, но иногда используют нефтяные и другие растворители. Такую операцию выполняют на пунктах с небольшим объемом работы.

Промывочно-пропарочные станции, выполняющие массовую очистку всех видов цистерн, имеют специально отведенный участок на территории станции.

ППС имеют путевое развитие (от трех до восьми путей), здание для очистки цистерн с пропарочной эстакадой, котельную и компрессорную установки, водяной резервуар-бак, нефтеловушки-отстойники и насосную станцию, хранилища-емкости для хранения остатков нефтепродуктов и для растворителей, аппаратуру для подачи воздуха, здание для ремонта цистерн.

Пункты налива подразделяют на механизированные (подача груза насосами с механическим или электрическим приводом, а также самотеком из хранилищ, расположенных в разных уровнях с фронтом налива) и немеханизированные (подача груза ручными насосами).

Мощность устройств для налива зависит от объема работы.

На станциях с незначительными размерами грузооборота налив цистерн производят через отдельные стояки (колонки) или из специальных резервуаров. На станциях с большим объемом работы (100 и более цистерн в сутки) применяют эстакады с различным фронтом налива (от нескольких цистерн до целого маршрута). На эстакады нефтепродукты подаются насосами. Эстакады бывают односторонними и двусторонними, а также с одним или несколькими коллекторами, что определяет их перерабатывающую способность. Для ускорения процесса налива нефтепродуктов на эстакадах применяют различные автоматические и полуавтоматические устройства, с помощью которых контролируется налив. К таким устройствам относятся автостопы или пневматические ограничители налива светлых продуктов, которые автоматически прекращают работу при заполнении котла цистерны до определенного уровня.

Перед наливом работники отправителя осматривают поданные цистерны (проверка ярлыков), открывают колпаки цистерн, заправляют наливные рукава и открывают задвижки, после чего начинается налив.

По окончании налива цистерн, замера высоты налива (после осадки пены) и определения массы налитого продукта крышки колпаков закрывают, ставя уплотняющие прокладки, и пломбируют (часть нефтегрузов разрешается перевозить в цистернах без пломб: сырая нефть, битумы, мазут и др.). Затем приемосдатчик станции заполняет вагонные листы, а грузоотправитель

накладные и паспорта качества, после чего все документы сдают в товарную контору.

Для улучшения использования вместимости и грузоподъемности цистерн продукты целесообразно загружать в охлажденном состоянии, так как при охлаждении нагретых нефтепродуктов в котле цистерны образуется значительное свободное пространство.

Исследованиями ВНИИЖТа доказано, что погрузка мазута в охлажден-[ном виде позволяет увеличить загрузку цистерны примерно на 2,5 т, т. е. при перевозке 1 млн. т груза высвободить более 1000 цистерн. Установлено, что в теплый период года мазут должен иметь температуру •; 25 С, а в холодный — +5 °С.

Бункерные полувагоны заполняют с недоливом на 250 мм до верхних кромок бортов. Температура наливаемого груза не должна превышать 150 J C. После налива отправитель обязан закрыть крышки бункера.

Грузоотправитель, производящий налив нефтебитума в бункерные полувагоны, должен оборудовать фронты налива устройствами, защищающими от попадания атмосферных осадков в бункера.

Приемосдатчик станции контролирует и несет ответственность за свое­временность и правильность закрытия колпаков цистерн и пломбирования их, а также за навешивание бирок с отправительской маркировкой, без которых цистерны не должны включаться в поезда.

Оперативное руководство выполнением плана налива нефтепродуктов и уровня маршрутизации осуществляют диспетчерские группы станции.

Технология работы станций слива

Сливают нефтепродукты из цистерн на большом количестве станций (несколько тысяч нефтебаз и пунктов). На подавляющем числе станций в сутки разгружают 25—30 цистерн, а на многих — не более одной цистерны. На этих станциях сливают примерно 60—65 % всех перевозимых нефтегрузов. Более 30 % грузов сливают на станциях, имеющих размер слива от 30 до 200 цистерн в сутки, но эти станции составляют менее 1 % общего числа станций слива и только отдельные станции осуществляют слив более 200 цистерн в сутки.

Цистерны для слива могут прибывать маршрутами, группами вагонов и отдельными вагонами. После приема прибывших цистерн под слив вагонные листы направляют приемосдатчику, работающему на путях слива, а остальные документы передают в товарную контору. Паспорта качества вручают представителю пункта слива.

После подачи цистерн на пути слива представитель пункта слива совместно с приемосдатчиком станции осматривают цистерны и сверяют документы с натурой. Затем рабочие устанавливают лотки или заправляют шланги (при сливе светлых нефтепродуктов), открывают клапаны цистерн или устанавливают насосные устройства (при выкачке продуктов через колпак цистерны) и сливают нефтепродукты. По окончании слива получатель обязан тщательно очистить цистерны от остатков груза, а приемосдатчик станции проверить это.

В зависимости от способа слива, рода сливаемых нефтепродуктов (их свойств), конструкции цистерн и их количества устанавливают время слива подаваемой группы вагонов.

Для выгрузки из бункерных полувагонов грузополучатели должны иметь соответствующие приемные и пароподогревательные устройства. Пар для подогрева бункеров вводят в пространство между стенками по шлангам, присоединяемым к соответствующим устройствам бункера. Пар вводят осторожно, медленно открывая впускной вентиль.

Разгружают бункерные полувагоны последовательно; одновременная разгрузка двух и более вагонов запрещается, так как при этом они могут опрокинуться.

После разгрузки цистерн, следующих при всех перевозочных документах, получатель должен принять меры к удалению остатков груза, закрыть крышки клапанов и запломбировать цистерны. Эти цистерны направляются на станции приписки. Накладные на порожние цистерны составляет получатель груза, а дорожную ведомость — станция на общих основаниях.

После слива грузополучатель составляет на каждую цистерну (бункерный полувагон) пересылочную накладную, которую предъявляет станции одновременно с уведомлением об окончании слива. Без предъявления пересылочной накладной станция вагоны не принимает; они остаются на ответственном простое у получателя.

Слив грузов, застывающих или имеющих повышенную вязкость (особенно в зимнее время), если они не перевозятся в цистернах с паровой рубашкой или в полувагонах-бункерах, затруднен, на разгрузку их требуется дополнительное время. В зависимости от степени вязкости или температуры застывания нефтегрузы по срокам, предоставляемым на слив цистерн, делятся на четыре группы. Чем выше категория группы, тем больше затрата времени на разогрев грузов перед сливом. В холодный период года (с 15 октября по 15 апреля) при затруднении слива норма времени на слив вязких и застывающих (в определенных размерах) грузов увеличивается.

Перерабатывающая способность фронтов налива и слива

Перерабатывающая способность фронта налива (слива) исчисляется ко­личеством цистерн, которое может быть налито (слито) в сутки при имеющемся оборудовании. Она зависит от мощности наливного (сливного) устройства, времени занятия фронта одной подачей и количества вагонов в ней. Общее время занятия фронта налива

Время на вспомогательные операции складывается из времени на проверку цистерн, заправку наливных рукавов, отстой пены после налива, замер налитых продуктов и уборку наливных рукавов из котла цистерны, закрытие крышек колпаков и пломбирование их.

Продолжительность подачи, уборки цистерн и вспомогательных операций устанавливают на каждой станции и нефтебазе на основе натурных наблюдений с учетом местных условий.

Скорость движения зависит от рода продукта и типа насосов и колеблется от 1 до 2,65 м/с. Меньшая скорость у мазута и некоторых масел, а максимальная у керосина и бензина.

Зная время занятия фронта налива одной подачей цистерн, можно определить суточную перерабатывающую способность фронта

Если наливная эстакада двусторонняя (имеет два фронта налива), то перерабатывающую способность определяют по каждому фронту отдельно и, если необходимо, суммируют.

При наливе полувагонов-бункеров меняется содержание подготовительных и заключительных операций, поэтому применяется иной расчет времени непосредственного налива горячего продукта.

Статья написана по материалам сайтов: perevozka24.ru, avtomancar.ru, studfiles.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector