+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Особенности заполнения КБК в платежном поручении

Платежное поручение, или «платежка», является основным документом, в соответствии с которым производятся любые перечисления денежных средств через банковские учреждения. Его форма утверждена законодательно и имеет унифицированный вид. КБК при заполнении платежки является обязательным реквизитом. Чтобы избежать пени и штрафных санкций от налоговой, нелишним будет знать, из каких частей этот код формируется. В статье будет рассмотрено, что такое КБК в «платежке», какова его структура, а также образцы заполнения.

Содержание

Основные формулировки

Чтобы понять, что такое КБК в платежке, необходимо знать определения понятий «КБК» и «платежное поручение».

КБК расшифровывается как код бюджетной классификации. Это цифровое обозначение кода, которое применяется для группировки различных финансов, применяемых в российском законодательстве, в части бюджетных расходов, доходов и источников для финансирования. В России нормативный правовой документ, в котором утверждено понятие данного кода, — Бюджетный кодекс. Далее рассмотрим более подробно состав этого кода: из каких частей он состоит и что в них указывается.

В Российской Федерации КБК подразделяются на доходные и расходные, которые распределяются по всем бюджетным уровням. Знать актуальные сведения по КБК крайне важно, так как их распределение осуществляется на конкретный финансовый уровень, под определенную программу. Если указан неверный КБК в платежке, далее может последовать отмена транзакции денежных средств. Или же они вовсе будут потеряны. Итак, что такое КБК в платежке, теперь понятно — это один из основных реквизитов. Далее рассмотрим его структуру.

Состав кода бюджетной классификации

Тем не менее все 20 символов этого кода структурированы и состоят из четырех основных групп — административной, доходной и других. Также есть и подвиды, например по видам доходов. Рассмотрим более подробно состав кода бюджетной классификации по доходам как наиболее распространенный.

Администратор

Первые три разряда в КБК, которые образуют группировку цифр, называются администратор. В них отображается, какое учреждение является распорядителем бюджета, то есть его администратором. К этим предприятиями можно отнести налоговую службу и иные государственные органы, местные органы управления, а также иные организации, на которых возложены полномочия распорядителей.

Виды доходов

Следующая часть кода бюджетной классификации отражает вид доходов. Эта часть содержит половину всего кода и состоит из десяти символов-цифр, от которых зависит, какой КБК указывать в платежке. Они, в свою очередь, подразделены на пять составных элементов:

  1. Группа доходов — 4-й разряд в коде, включает цифру, обозначающую следующие значения: 1 — доходы; 2 — безвозмездные перечисления средств; 3 — доходы от предпринимательской деятельности или иной, которая приносит некий доход.
  2. Далее идет подгруппа — 5-6 символы КБК. Их обозначение зависит от перечисленных выше значений — если это доход, то здесь прописывается код налога на имущество, на товары, на прибыль и т. д. Если это, например, безвозмездные поступления, то они зависят от того, кто их перечисляет — государственные органы (03), нерезиденты (01), безвозмездные платежи от других бюджетов (02) и прочие.
  3. Следующий подкласс, занимающий две цифры КБК — это статья. Они прописываются строго с классификацией доходов, в соответствии с бюджетной классификацией в России.
  4. С 9 по 11 разряд называют подстатьей, в которой конкретизируются значения четвертого подкласса — статьи.
  5. И завершающий элемент вида доходов — классификация поступлений. Закрепляется для налоговых, неналоговых и безвозмездных доходов. Например, код 01 — из федерального бюджета,02 — из бюджета субъекта России, 08 — из Фонда социального страхования.

Код программы

Третьей частью КБК является код программы (от 14 до 17 разряда), состоящий из четырех знаков. Этот элемент используется для обозначения оплаты налогового учета: 1000 — для оплаты самых налогов, 2000 — если идет оплата по процентам, пени от налога или сбора, и 3000 — для оплаты штрафных санкций по налоговым обязательствам и иным взносам.

ЭКД — классификация дохода

И завершающая, четвертая часть кода — экономическая классификация дохода, занимает последние три цифры КБК. В этой части кодировка указывается в соответствии с Постановлением Правительства России от 22.05.2004 №249, в Приложении №2 по части доходов. Например, 110 — это доходы от налогов, 150 — безвозмездные поступления, а 180 — прочие доходы.

Таким образом выглядит структура КБК, которая применяется при доходах бюджетов. Если КБК в платежке указан неправильно, часто это бывает 14-й символ, который оказывается прописан как нулевой. Такие документы отправляются в федеральное казначейство как «неклассифицированные» платежи.

Неправильный КБК в платежке: что делать

Вообще, статьей 45 Налогового кодекса России установлено, что если даже платежное поручение было неправильно заполнено, это не основание полагать, что оплата не была проведена. Тем не менее фактически за некорректное заполнение КБК в платежке предприятиям приходится проплачивать пени и штрафы.

Это происходит потому, что данные не могут сразу проверяться контролирующим органом, и финансовые операции на счете некоторое время не могут быть диагностированы. Неверный КБК в платежке остается, а плательщику начисляется недоимка, как будто налог вовремя не уплачен. Как исправить эту проблему? Существует два основных варианта:

  • Прийти в банковское учреждение и попросить подтверждение о перечислении налоговых отчислений в установленный срок.
  • Подать заявление на уточнение платежа. К нему нужно приложить квитанцию или справку, что платеж был сделан.

Налоговые органы получат информацию, что налог был оплачен вовремя, хоть и с ошибкой в коде, и вычтут начисленные штрафные санкции.

Подача декларации

Если некорректно заполнен код бюджетной классификации, также можно подать заново декларацию, в которой указан правильный код. Законодательно не установлено, что необходимо прилагать дополнительные документы. Однако консультанты в этой отрасли советуют добавить к декларации пояснительное письмо, в котором указывается: дата подачи декларации и ошибочная информация, которую нужно исправить.

Этот метод позволит решить данный вопрос в меньшие сроки. Однако следует знать, что если проводится камеральная налоговая проверка, то работники налоговой службы могут потребовать неких объяснений. Камеральной называют те проверки, которые осуществляются на основании деклараций или расчетов плательщиков и иных дополнительных документов. Эти проверки регулируются статьей 88 Налогового кодекса.

Реквизит кода бюджетной классификации в платежке

Для большей наглядности ниже представлен шаблон платежки с указанными номерами реквизитов.

Изменения в заполнении КБК с 2017 года

Министерство России по финансам внесло корректировки в КБК в 2016 году, в нормативном документе под номером 230н. Эти поправки вступили в силу с начала 2017 года и действуют до 2021 года, и сейчас действует платежка по новым КБК. Корректировки произошли по следующим направлениям:

  • Налоги на доход и прибыль учреждений, которые работают с иностранными компаниями и получают от них некий доход.
  • Упрощенная система налогообложения. Для организаций, которые используют систему доходов за вычетом расходов, минимальные размеры налогов и авансовые платежи совершаются по отдельному КБК.
  • Страховые отчисления — с января 2017 года надзор за страховыми взносами переходит на налоговые службы (кроме взносов по причине травм), так что меняется комбинация некоторых знаков.

Так, если налогоплательщик платит по неактуальным КБК, денежные средства не исчисляются, даже если платеж был за прошлый период. Далее для примера приведем образец КБК в платежке в 2017 году.

Примеры заполнения платежных поручений по взносам

Как корректно заполнить платежный ордер, в соответствии с новыми требованиями? Разберем основные реквизиты документа. Ниже будет приведен образец платежки по взносам с новыми КБК, актуальными на данный период.

КБК по страховым взносам имеет наиболее широкий перечень возможных кодов, так как они применяются предпринимателями по всем режимам уплаты налогов.

В статусе плательщика, или в 101-м реквизите, необходимо ставить код 01, если платеж производится на налоговую службу по страхованию (медицинское, социальное, пенсионное). Если предприятие — ИП, то статус указывается 09. Если взнос оплачивается на травматизм — код 08.

Далее поле №16 или поле получателя. Здесь нужно прописать наименование казначейства России и в скобках указать свою налоговую инспекцию. Раньше здесь указывалось наименование фонда.

В поле ИНН и КПП — это 61-й и 103-й реквизиты, прописывается получатель денежных средств, то есть налоговой инспекции.

В основании платежа (106) пишется код «ТП», а не ноль, как было ранее.

Далее в поле периода под номером 107 ставится цифровое значение месяца и года, за который перечисляется взнос.

Номер документа и дата (108, 109) — здесь проставляется ноль.

И наконец, 110-е поле — в соответствии с распоряжением Банка России от марта 2016 года, заполнять этот реквизит не нужно.

Это интересно:  Как отказаться от кредита: как быть, если он больше вам не нужен?

Заполнение КБК в платежном поручении по НДФЛ

Чтобы заполнить платежку налогов по доходам физических лиц — работников организации, необходимо знать четыре направления, на каждый из которых будет разный КБК:

  1. НДФЛ, взимаемый с лиц, для которых источник дохода — это налоговый агент. Исключение — доходы, с которых налоговые отчисления идут в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 кодекса по налогам в России. КБК в платежке по этому виду выглядит следующим образом: 18210102010011000110.
  2. Другой КБК для налога физических лиц будет для тех, кто занимается предпринимательской деятельностью, является частным нотариусом и осуществляет иного вида частную деятельность, в соответствии со статьей 227 НК РФ. КБК: 18210102020011000110.
  3. Третье направление — налог в отношении отдельных видов доходов (статья 228). Например, это лица, которые не являются налоговыми агентами и работают по найму или по договору аренды какого-либо имущества. Также к этим доходам относят выигрыш в лотерее, в тотализаторах или в букмекерских конторах, если сумма не превышает пятнадцати тысяч. Итак, для таких доходов 20-значный код на налог выглядит так: 18210102030011000110.
  4. Наконец, четвертое направление — НДФЛ как установленные авансовые отчисления от доходов лиц, не являющихся резидентами. Нерезиденты — физические или юридические лица, которые на постоянной основе работают в государстве, но прописаны и проживают в другом. Они осуществляют трудовую деятельность по патенту. КБК для такого вида налогов: 18210102040011000110.

Заключение

Итак, в данном материале выяснено, что такое КБК в платежке. КБК, или код бюджетной классификации, — обязательный реквизит платежного поручения под номером 104. Он предназначен для некой «сортировки» финансов, их уточнения. КБК состоит из двадцати знаков, из четырех частей.

Если платежное поручение заполнено неправильно — например, по устаревшим КБК, то этот платеж можно уточнить — написать заявление, а также можно еще раз подать налоговую декларацию с новыми данными. При этом лучше уточнить в пояснительной записке, что платеж был совершен и когда. Иначе налогоплательщику будут начисляться пени и штрафы.

КБК в платежном поручении

Платежное поручение — квитанция, подтверждающая ту или иную оплату. Чтобы определить тип платежа Минфин создал соответствующие шифры, обозначающие тип оплаты, которые вписывают в ячейке номер 104. В этой статье представлены сведения о том, что такое КБК в платежке, а также информация по заполнению квитанции по платежу.

Что такое КБК в платежке

Платежная квитанция в России подтверждает процедуру перечисления средств с банковского счета в бюджет. В бланке много различных реквизитов, которые указывают на статус плательщика: дают сведения о получателе, отправителе, их банковских счетах.

Чтобы определить бюджет, в который направлены средства, Минфин требует указывать соответствующий шифр. Таким образом, КБК в платежном поручении — показатель, который подтверждает финансовую операцию согласно назначению платежа. Шифр из 20-ти цифр классифицирует различные платежи:

  • уплату налоговых средств;
  • фондовые взносы;
  • оплата недоимок, пеней или штрафов;
  • фиксированные платежи для индивидуальных предпринимателей;
  • госпошлины;
  • прочие отчисления в госорганы.

Таким образом, код бюджетной классификации — главный элемент, подтверждающий вид оплаты, чтобы деньги поступили в нужный бюджет государства. Если сразу правильно прописать действующий код, то банк начислит средства и задолженность спишется с гражданина. Если допустить ошибку в оформлении, то деньги будут «висеть», а долг останется открытым, и, возможно, начнет начисляться штраф либо пени.

Как и где в поручении указать код

Согласно п. 3 Приложения № 2 Приказа Минфина России № 107н оплатить сбор или госпошлину разрешено только по одному КБК, который указывается в поле, идентифицирующем платеж. Шифр может содержать 20 цифр, но иногда в поле прописывают 0 или другой шифр. Вторая ситуация подразумевает отсутствие шифра, а третья возникает, если средства перечисляются балансовый счет предприятий при открытии компании:

  • в федеральной (40501) или государственной, кроме федеральной собственности (40601). То же касается НКО (40503/40603);
  • негосударственного типа (40701);
  • НКО, которая не принадлежит государству (40703).

Согласно Законодательству код не может содержать только цифру ноль во всем номере. Например, для определения администратора доходов существует соответствующая таблица, регламентируемая Приложением № 3 Приказа Минфина России № 132н.

Образец заполнения

Заполненная платежка на оплату ЕНВД для юридических лиц.

Если документ отправлен с ошибкой в КБК

Реквизит КБК — важный элемент платежки, но ошибка в коде некритичная. Если плательщик заметил ошибку вовремя, то можно заполнить новый формуляр. Но если платежка с ошибкой уже отправлена, то придется подать заявку на исправление, написав заявление на уточнение платежа.

  • В заявлении указываются сведения о направлении средств, номер бланка, информация о плательщике.
  • Заявку подают в соответствующий орган: при оплате налоговых средств — в ФНС, при оплате взносов — в фонды, при внесении других платежей — в соответствующее ведомство.
  • После подачи заявления государственный орган рассмотрит запрос в течение 5 рабочих дней и даст ответ.

Если решение будет положительным, то средства зачисляются в соответствующий бюджет. Но если у ведомства возникнут сомнения, то госорганы вправе сверить данные. Так как уточнение платежа уходит время, может возникнуть просрочка и начисляться пени. Но если ведомство согласится изменить номер шифра и зачислить средства, то просрочка аннулируется.

Заполняя платежку перед финансовой операцией, стоит опираться на Законодательство РФ и отслеживать действующие реквизиты. КБК ежегодно публикуется на официальном портале Консультант плюс. А коды для внесения налоговых средств или административных платежей, можно найти на официальном источнике налоговиков.

Платёжное поручение. Пошаговая инструкция заполнения

Платежное поручение – это документ, с помощью которого владелец расчетного счета дает распоряжение банку совершить перевод денежных средств на другой указанный счет. Таким способом можно рассчитаться за товары или услуги, выплатить аванс, вернуть заем, совершить госплатежи и взносы, то есть, фактически обеспечить любое разрешенное законом движение финансов.

Платежные поручения должны составляться в соответствии с установленным Министерством финансов порядком, так как они обрабатываются автоматизировано. При этом не имеет значение, в бумажной ли форме подана платежка в банк или отправлена по интернету.

Сложный бланк, разработанный Центробанком РФ и утвержденный федеральным законодательством, должен быть заполнен грамотно, так как цена ошибки может оказаться слишком высокой, особенно если это распоряжение на налоговые выплаты.

Чтобы избежать проблем, связанных с неправильным заполнением полей платежного поручения, разберемся с особенностями каждой ячейки.

Код заполнения платежки

Реквизиты будущего платежа и информация о нем располагаются в специально отведенных для этого полях бланка платежки. Многие сведения отмечаются в закодированном виде. Код един для всех участников процесса:

Это дает возможность автоматизировано учитывать платежи в электронном документообороте.

Пошаговая инструкция по заполнению платежного поручения

На образце бланка каждой ячейке присвоены условные номера, чтобы легче было разъяснить ее значение и уточнить, как именно необходимо ее заполнять.

Проверьте, используете ли вы актуальный бланк платежного поручения, обновленный в 2012 г. Новая форма утверждена Приложением 2 к Положению Банка России от 19.06.2912 г. № 383-П.

Начинаем заполнять поля документа по очереди.
Поле 3 – номер. Плательщик указывает номер платежки в соответствии со своим внутренним порядком нумерации. Физлицам проставить номер может банк. В этом поле не может быть более 6 знаков.

Поле 4 – дата. Формат даты: две цифры числа, две цифры месяца, 4 цифры года. В электронной форме дата форматируется автоматически.

Поле 5 – вид платежа. Нужно выбрать, как будет произведен платеж: «срочно», «телеграфом», «почтой». При отправлении платежки через банк-клиент нужно указать закодированное значение, принятое банком.

Поле 6 – сумма прописью. С заглавной буквы словами пишется количество рублей (это слово не сокращается), копейки пишутся цифрами (слово «копейка» тоже без сокращений). Допустимо не указывать копейки, если сумма целая.

Поле 7 – сумма. Перечисляемые деньги цифрами. Рубли надо отделить от копеек знаком – . Если копеек нет, после рублей ставится =. Никаких других знаков в этом поле быть не должно. Цифра должна совпадать с прописью в поле 6, иначе платежка принята не будет.

Поле 8 – плательщик. Юрлицам надо указать сокращенное наименование и адрес, физлицам – ФИО полностью и адрес регистрации, занимающимся частной практикой, помимо этих данных, в скобках надо отметить вид деятельности, ИП – ФИО, правовой статус и адрес. Имя (название) от адреса отделяется символом //.

Поле 9 – номер счета. Имеется в виду номер р/с плательщика (20-значная комбинация).

Поле 10 – банк плательщика. Полное или сокращенное название банка и город его расположения.

Поле 11 – БИК. Идентификационный код, принадлежащий банку плательщика (по Справочнику участников расчетов через ЦБ России).

Поле 12 – номер корреспондентского счета. Если плательщика обслуживает Банк России или его подразделение, это поле не заполняется. В других случаях нужно указать номер субсчета.

Поле 13 – банк получателя. Название и город банка, куда направляются средства.

Поле 14 – БИК банка получателя. Заполняется аналогично п.11.

Поле 15 – номер субсчета получателя. Если деньги отправляются клиенту Банка России, ячейку заполнять не надо.

Поле 16 – получатель. Юрлицо обозначают полным или сокращенным наименованием (можно оба сразу), ИП – статусом и полным ФИО, частно практикующим ИП нужно дополнительно указать вид деятельности, а физлицо достаточно полностью именовать (не склоняя). Если средства перечисляются банку, то дублируется информация из поля 13.

Поле 17 – № счета получателя. 20-значный номер р/с адресата средств.

Поле 18 – вид операции. Шифр, установленный ЦБ РФ: для платежного поручения он всегда будет 01.

Поле 19 – срок платежа. Поле остается пустым.

Поле 20 – назначение платежа. См. п. 19, пока ЦБ РФ не указал другого.

Это интересно:  Обмен радиомаяка, как обменять радиомаяк в магазине на новый

Поле 21 – очередь платежа. Указывается цифра от 1 до 6: очередь в соответствии со ст.855 ГК РФ. Чаще всего используется цифра 3 (налоги, взносы, зарплата) и 6 (оплата закупок и поставок).

Поле 22 – код УИН. Уникальный идентификатор начисления введен в 2014 году: 20 цифр для юрлица и 25 – для физлица. Если УИН нет, ставится 0.

Поле 23 – резерв. Оставьте его пустым.

Поле 24 – назначение платежа. Напишите, за что перечисляются средства: название товара, вид услуги, номер и дату договора и т.п. НДС указывать не обязательно, но лучше перестраховаться.

Поле 43 – печать плательщика. Ставится только на бумажном варианте документа.

Поле 44 – подписи. На бумажном носителе плательщик ставит подпись, совпадающую с образцом на карточке, поданной при регистрации счета.

Поле 45 – отметки банка. На бумажном бланке банки отправителя и получателя средств ставят штампы и подписи уполномоченных лиц, а в электронном варианте – дату исполнения поручения.
Поле 60 – ИНН плательщика. 12 знаков для физического, 10 – для юридического лица. Если ИНН отсутствует (такое возможно для физлиц), пишем 0.

Поле 61 – ИНН получателя. Аналогично п.28.

Поле 62 – дата поступления в банк. Заполняет сам банк.

Поле 71 – дата списания. Проставляет банк.

Поле 101 – статус плательщика. Код от 01 до 20, уточняющий лицо или организацию, перечисляющих средства. Если код находится в промежутке от 09 до 14, то поле 22 или поле 60 должно быть заполнено в обязательном порядке.
Поле 102 – КПП плательщика. Код причины постановки на учет (при наличии) – 9 цифр.

Поле 103 – КПП получателя. 9-значный код, если он присвоен. Первыми двумя цифрами не могут быть нули.

Поле 104 – КБК. Новшество 2016 года. Код бюджетной классификации отражает вид дохода бюджета России: пошлина, налог, страховой взнос, торговый сбор и т.п. 20 или 25 знаков, все цифры не могут быть нулями.

Поле 105 – код ОКТМО. Указывается с 2014 года вместо ОКАТО. Согласно Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований, нужно написать в этом поле 8 или 11 цифр, присвоенных вашему населенному пункту.

Поле 106 – основание платежа. Код состоит из 2 букв и обозначает различные основания уплаты, например, ОТ – погашение отсроченной задолженности, ДЕ – таможенная декларация. В 2016 г. введены несколько новых буквенных кодов для оснований платежа. Если в списке кодов не указан тот платеж, который производится в бюджет, в ячейке ставится 0.

Поле 107 – показатель налогового периода. Отмечается, как часто производится уплата налога: МС – ежемесячно, КВ – раз в квартал, ПЛ – каждое полугодие, ГД – ежегодно. После буквенного обозначения пишется дата. Если платеж не налоговый, а таможенный, в этой ячейке пишется код соответствующего органа.

Поле 108 – номер основания платежа. С 28 марта 2016 г. в этом поле нужно написать номер документа, на основании которого производится платеж. Документ выбирается в зависимости от кода, указанного в поле 107. Если в ячейке 107 стоит ТП или ЗД, то в поле 108 надо проставить 0.

Поле 109 – дата документа-основания платежа. Зависит от поля 108. При 0 в поле 108 в данной ячейке также пишется 0.

Поле 110 – тип платежа. Правила заполнения этого поля сменились в 2015 году. Эту ячейку не нужно заполнять, так как в поле 104 указан КБК (14-17 его разряды как раз отражают подвиды бюджетных доходов).

Дополнительные нюансы

Обычно платежку нужно составлять в 4 экземплярах:

  • 1-й используется при списании в банке плательщика и попадает в банковские дневные документы;
  • 2-й служит для зачисления средств на счет получателя в его банке, хранится в документах дня банка получателя;
  • 3-й подтверждает банковскую проводку, прилагаясь к выписке из счета получателя (в его банке);
  • 4-й со штампом банка возвращается плательщику как подтверждение приема платежки к исполнению.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Банк примет платежку, даже если на р/с плательщика недостаточно денег. Но поручение будет исполнено, только если средств для этого хватит.

Если плательщик обратится в банк за информацией о том, как исполняется его платежное поручение, ему должны ответить на следующий рабочий день.

Особенности заполнения КБК в платежном поручении

КБК в платежном поручении имеет огромное значение при уплате налогов и сборов, а также взносов во внебюджетные фонды. Список КБК утверждается на законодательном уровне и требует к себе повышенного внимания со стороны компаний. Разберем, что же такое КБК и что грозит налогоплательщикам за его неверное указание в платежке.

Цели существования КБК

КБК расшифровывается как «код бюджетной классификации» и представляет собой зашифрованный цифрами вариант отображения статей расходов и доходов бюджета государства. В практике применяется для распознавания финансовых потоков в двух направлениях:

  • отражение затрат госбюджета;
  • отражение поступлений госбюджета.

Для специалистов компаний важен второй пункт, поскольку налоги формируют доходы бюджета и именно коды данного направления нужно указывать в платежках.

Появление описываемых шифров совпало с принятием Бюджетного кодекса РФ в 2004 году, где и был введен данный термин. Правда, на тот момент он носил наименование «код административных поступлений». В последующих редакциях название эволюционировало, и появился сначала код классификации доходов, а немного позже — уже известный всем КБК.

Изначальной задачей подобного подхода было упрощение процедуры распределения бюджетных поступлений по источникам и направлениям последующих расходов. Расписывать длинное наименование, комментарий к тому или иному денежному переводу довольно затратно по времени. Поэтому решено было ввести единую систему кодов, каждый из которых позволял бы безошибочно определить целевое назначение денежного потока. Со временем прямой обязанностью плательщика налогов стало указание кода в платежных документах по налогам.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! На данный момент отечественные бюджетные коды включают 20 цифр.

Практика применения КБК в других государствах

Наряду с РФ подобный подход для опознания поступлений и расходов бюджета применяется в республиках Беларусь (РБ) и Казахстан (РК).

В качестве источников нормативного регулирования КБК в Казахстане служат:

  • приказ Минфина РК от 09.2014 № 403;
  • постановление Нацбанка РК от 25.04.2000 № 179.

Например, в п. 28 постановления № 179 компаниям в республике Казахстан твердо предписывается указывать КБК в платежках по налогам и сборам. При этом вся ответственность за его корректное написание возложена на плательщика налогов. При этом государство решило ограничиться 6 знаками кода вместо 20 — Структура шифра в Казахстане следующая:

  • 1-й знак — категория;
  • 2-й, 3-й — класс;
  • 4-й — подкласс;
  • 5-й, 6-й — специфика.

Роль постановления № 403 в бюджетном управлении Казахстана идентична роли подобных актов в РФ, и состоит она в реализации положений бюджетного кодекса.

В Беларуси применяется схожий подход к идентификации бюджетных потоков, при этом классификаторы носят аналогичное название. Существование КБК обусловлено положениями инструкции «О порядке ведения реестра по расходным обязательствам Республики Беларусь», утвержденной постановлением Минфина РБ от 31.12.2010 № 172. Оно также является следствием принятия постановления Минфина РБ от 31.12.2008 № 208, которое относится к уточняющим актам по отношению к Бюджетному кодексу РБ.

В Беларуси шифр, определяющий статью доходов бюджета, семизначный. Он также структурирован и состоит из отдельных числовых групп:

  • 1-я цифра — группа;
  • 2-я — подгруппа;
  • 3-я — вид;
  • 4-я, 5-я — раздел;
  • 6-я, 7-я — подраздел.

Кроме того, в ряде соглашений, достигнутых тремя странами (Россия, Беларусь, Казахстан), также присутствует термин «код бюджетной классификации». Например, в соглашении по процедуре оплаты таможенных платежей, подписанном в Санкт-Петербурге 21.05.2010, на основании которого все платежи бюджетного характера, взимаемые на территории трех указанных государств и Армении, учитываются специализированным органом. Данный орган также использует в целях учета специализированные коды бюджетной классификации.

Регламентирующее состав КБК законодательство на 2017 год

Применение кодов бюджетной классификации в 2017 году в РФ также регулируется отдельным комплексом законодательных актов. Их использование является обязательным условием корректного заполнения платежных документов на основании подп. 3 и 5 приложения № 2 к приказу Минфина РФ от 12.11.2013 № 107.

ВАЖНО! В указанном нормативном акте четко предписывается использовать для отражения КБК поле 104 платежного поручения.

Увязка конкретного вида бюджетного платежа с шифром осуществлена в приказе Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, а также пояснениях к нему, сформированных министерством, налоговыми службами. Некоторые шифры могут употребляться довольно редко, однако на практике большинство из них регулярно задействуются в расчетах. В положения, регулирующие состав и структуру кодов, регулярно вносятся дополнения и изменения, призванные обеспечить их актуальность по отношению к меняющимся экономическим условиям.

Подзаконные акты, которые поясняют процесс применения КБК в платежном поручении в 2017 году, создаются смежными госучреждениями, так или иначе заинтересованными в корректном использовании кодов. К примеру, приказ ФНС РФ от 30.12.2014 № НД-7-1/695, дающий четкие пояснения по использованию шифров в поручении на платеж. Весь перечень указанных актов создается в целях корректной реализации норм БК РФ.

Классификация бюджетных кодов

На данный момент КБК в платежном поручении должен состоять из 20 цифр, при этом они разбиты на 8 групп, каждая из которых выполняет свою информационную функцию.

Первые 3 знака обозначают учреждение, которое администрирует полученные суммы. Для налоговой службы отведен шифр 182, для ПФР — 399, для фонда соцстраха — 393.

Следующий символ указывает на группу, к которой относятся перечисления.

Далее идет 3-я часть кода, включающая 2 знака — они отображают конкретный вид поступлений. К таковым могут относиться:

  • налоговые платежи;
  • пошлины, взимаемые по различным основаниям;
  • погашение задолженности по ранее действовавшим бюджетным платежам;
  • сборы за пользование недрами;
  • суммы назначенных штрафных санкций и пеней;
  • оплата возмездного оказания услуг.
Это интересно:  Восстановление на работе по решению суда в 2019 году

В 4-й и 5-й частях (содержат 2 и 3 символа соответственно) закодирована информация о статье и подстатье, к которой относится платеж.

Для отражения иерархии бюджета, в который попадает денежная сумма, используется 6-я группа из 2 цифр.

Конкретный вид начисления (непосредственно сам налог, пени, штраф), к которому относится перевод, зашифрован в 7-й группе, которая является четырехзначной.

Последняя, 8-я часть кода заключает в себе информацию о конкретной финансовой категории платежа. Касаемо налогов, эта часть может принимать значения:

  • для налоговых поступлений — 110;
  • для поступлений от реализации имущества — 120;
  • для поступлений от оказания услуг на возмездной основе — 130;
  • для изъятия средств в виде пеней и штрафов — 140;
  • по взносам на социальное страхование — 160.

Для блоков 2–6 допустимо их рассмотрение в формате единого обозначения вида доходов.

ВАЖНО! С 2017 года код для минимального налога по УСН стал идентичен тому, что применяется для режима «доходы за вычетом расходов».

Нововведения в шифрах бюджетной классификации 2017 года

Одно из ключевых изменений в 2017 году связано с передачей полномочий по администрированию уплаты взносов на обязательное соцстрахование налоговой службе. Этим объясняется появление новых кодов в классификаторе, они должны применяться, в том числе, и для расчетов за 2016 год, если перечисление происходит в 2017-м.

Для осуществления платежей по соцвзносам КБК в платежках в 2017-м нужно указывать в одном из 2 вариантов:

  • промежуточные — для взносов, начисленных за период до 2017 года, но перечисляемых после 01.01.2017.
  • окончательные — для взносов, начисленных за период после 01.01.2017.

Неизменным остался шифр для перечислений в фонды по взносам на травматизм, поскольку они продолжают контролироваться ФСС.

Коснулись нововведения и налога на прибыль: для него был введен отдельный шифр для обозначения платежей, осуществляемых фирмами, созданными с участием иностранных инвесторов.

В каких случаях при применении КБК невозможна расшифровка назначения платежа

В ряде случаев назначение платежа не может быть корректно идентифицировано. Это происходит по следующим причинам:

  • отсутствие кода в поручении;
  • применение неверного шифра;
  • применение устаревшего КБК, действие которого отменено.

Законодателями четко определено, что виноваты в этом плательщики, поскольку правильные классификаторы регулярно публикуются в законодательных актах и поддерживаются в актуальном состоянии. В ситуации, когда КБК в платежном поручении указан ошибочно или некорректно, при этом средства не дошли по назначению, необходимо уведомить налоговиков об ошибке и уточнить цель перечисления.

Однако в нормах законодательства описываются обстоятельства, при которых даже при указании действующего КБК госучреждения должны сами причислять переводы к категории с неопределенным назначением.

Есть ли значения кодов, изначально некорректно составленные законодателями

Примером разночтений в сфере правовых норм по КБК является изданный Минфином РФ приказ от 16.12.2013 № 121н, который внес ряд корректив в приказ № 65н. В частности, в нем прописали следующие директивы:

  • налоговикам вменили в обязанность контролировать состояние задолженности по отмененным сборам, у которых в 7-й группе знаков был шифр 1000;
  • из состава классификатора по соответствующим сборам были удалены коды, в 7-м блоке которых присутствовало обозначение 2000, 3000, 4000, 5000.

В случае если плательщик пропишет при осуществлении платежа отмененный в 2017 году код, то такой платеж должен «повиснуть» в невыясненных.

Исправлением ошибки и перенаправлением транзакции по назначению при этом должны заниматься налоговики. Им предписано направлять соответствующий запрос в казначейство с целью выявления новой части кода. Во внутренних регистрах бюджетного учета переводы на основании приказа № 121н отражаются во взаимоувязке с их фактическим назначением.

В данном случае законодатели пошлин навстречу плательщику, так как он не всегда может быть в курсе всех тонкостей бюджетного учета. Это логично, если принимать во внимание, что ограничения, введенные указанным выше приказом, касаются внутриведомственного регулирования порядка отражения поступлений на счета казначейства.

Получается, что законодательные акты в области администрирования налоговой системы способны создавать условия, при которых субъекты, формирующие доходную часть бюджета, могут:

  • Некорректно указать код бюджетной классификации ввиду неосторожности или отсутствия осведомленности о последних изменениях, и тогда перевод будет отнесен к категории средств с неопределенным назначением. В этом случае вина и обязанность вносить в расчетные документы корректировки лежат на плательщике.
  • Ошибиться в значении кода, но уже не по своей вине. Такие ошибки возникают вследствие того, что изменения в систему КБК вносятся документами, формально не имеющими к налогоплательщикам никакого отношения. Как правило, подобные акты регулируют только порядок внутриведомственного учета. В указанных обстоятельствах приводить расчеты в порядок должны ответственные учреждения (ФНС).

Последствия ошибок в КБК при составлении поручений

Указание некорректного КБК в платежном поручении не всегда может приводить к отказу финансового или бюджетного учреждения в проведении платежа на счет соответствующего государственного учреждения. Условиями, которые могут повлечь за собой запрет на проведение расчета с бюджетом, на основании п. 4 ст. 45 НК РФ могут быть:

  • ошибочно указанный номер счета казначейства;
  • неверно вписанное в поручение наименование банка получателя средств.

В то же время п. 7 ст. 26.1 закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев» от 24.07.1998 № 125-ФЗ, определяющего механизм уплаты взносов в части страхования от несчастных случаев, четко указывает, что неверно заполненный КБК может стать одним из оснований отказа в проведении платежа.

В результате получается, что для налогового ведомства некорректный код в поле не может быть основанием в отказе на зачисление средств на счет бюджета, а вот ФСС вполне может это сделать и в том числе наложить взыскание в виде пеней и штрафов.

Однако подобные действия как чиновников фонда, так и работников ФНС активно оспариваются плательщиками в судах. Предметом жалоб в данном случае является незаконное признание недоимки по налогу, наложение штрафных санкций. Инспекторы ФНС нередко прибегают к подобным шагам при выявлении некорректно указанного кода. В большинстве случаев компаниям удается отстоять свою правоту и отменить решения налоговой инспекции или ФСС. В целях лучшего понимания изучаемого вопроса следует более подробно рассмотреть имеющуюся арбитражную практику.

Применение устаревшего КБК — что думают судьи

Один из случаев возник, когда компания указала в платежке отмененный ранее код и фактически отправила средства для оплаты, а сотрудник ФНС начислил компании пени за просрочку уплаты.

В результате разбирательств, прошедших все три уровня судебной иерархии, решение налоговиков было отменено, а начисление пеней признано незаконным. При этом арбитры указали, сославшись на положения ст. 45 НК РФ, что налог будет считаться неуплаченным только в случае, если в поручении неверно отражено наименование кредитного учреждения получателя или данные Федерального казначейства. По заключению судей, некорректное указание КБК при переводе налога не может служить доказательством недобросовестности плательщика с учетом того, что денежные средства были отправлены.

Исходя из приведенных примеров, некорректное указание КБК в платежке не является основанием для применения штрафных санкций и отказа в признании налога уплаченным. Даже в случае возникновения негативных последствий для компании она может отстоять свою точку зрения в суде, тем более что есть уже аналогичные положительные решения.

Что делать при ошибке в коде для внебюджетных фондов

Проанализировав всю имеющуюся в наличии практику, можно прийти к выводу, что судьи, становясь на сторону плательщиков налогов, допустивших ошибку при написании кода, принимают во внимание прежде всего сам факт перевода денежных средств на счета казначейства. Данная практика распространяется и на расчеты с внебюджетными фондами.

ВАЖНО! Наличие в платежном поручении неверного КБК не является препятствием для зачисления переведенных денежных средств на счета казначейства для налогов или взносов.

Коды бюджетной классификации обязательно должны присутствовать в поле 104 платежного поручения при уплате налогов или взносов во внебюджетные фонды. Их перечень утверждается на законодательном уровне и должен применяться всеми плательщиками независимо от организационно-правовой формы. В случае некорректного указания кода в расчетных документах есть риск предъявления претензий со стороны налоговых органов. Они могут посчитать налог неуплаченным и даже в случае подачи уведомления о неверном указании шифра бюджетной классификации начислить пени за просрочку.

Помимо ошибок, которые допускает плательщик по своей вине, возможны частные случаи корректировок правовых актов, в результате которых в ситуации при указании неверного шифра обязанность исправлять код лежит на налоговиках. Это относится к внутриведомственным указаниям и разъяснениям, которые не касаются напрямую плательщика, вследствие чего могут им не изучаться.

Зачастую при наличии претензий налоговиков в связи с неверным указанием КБК плательщики успешно оспаривают их в суде. Примеров положительных решений по данному вопросу достаточно много. При этом судьи неоднократно указывали на отсутствие связи между КБК и его корректным указанием и фактом исполнения обязательств перед бюджетом. Вследствие чего у представителей ФНС практически нет шансов выиграть подобные дела, даже когда они будут ссылаться на неосмотрительность компании.

Статья написана по материалам сайтов: nalogobzor.info, assistentus.ru, okbuh.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector