+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

О ежедневном чтении Священного Писания по зачалам

Текстовая версия телепрограммы

20 декабря вышла в эфир телепрограмма из цикла «Беседы с Архипастырем», подготовленная телестудией Саратовской митрополии.

Вед.: Продолжается Рождественский пост ― время, когда христиане духовно готовят себя к празднику Рождества Христова. Мы уже не раз говорили о том, что настоящий пост ― это не только ограничения в пище. Нужно постараться исправить свою жизнь, собраться внутренне и внешне ― уделить больше внимания молитве, посещению храма, чтению. Именно о чтении Священного Писания и духовной литературы мы беседуем на этот раз с Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином.

Владыка, духовно опытные люди советуют читать Евангелие обязательно каждый день. Еще ― Апостольские послания, Псалтирь… К сожалению, сегодня работающему человеку очень трудно выбрать время для этого. Почему все-таки необходимо читать Евангелие ежедневно, что это дает человеку?

Митрополит Лонгин: Чтение Евангелия является не просто неотъемлемой частью христианской жизни, но ее основой. Есть очень много хорошей духовной литературы. Но Евангелие — это первоисточник, это слово Божие, которое должно постоянно звучать в человеческом сердце. Вот почему Священное Писание, и прежде всего Новый Завет, христианину нужно читать обязательно.

Традиция ежедневного чтения Евангелия очень древняя. Такое чтение может быть разным. Некоторые читают по одной главе в день, некоторые по зачалам — отрывкам, которые звучат в этот день за Божественной литургией, следуя тем самым за чтениями церковного года. Есть и такая распространенная практика (и я хотел бы ее рекомендовать ): читать в день три главы Нового Завета ― по одной главе Евангелия и по две из Апостола (книги Деяний и посланий апостольских). Если так читать, то и Евангелие, и апостольские чтения заканчиваются примерно в одно и то же время.

Кроме того, в личное молитвенное правило христианина обычно входит Псалтирь. Как ее читать — по кафизме в день, или хотя бы по одной части кафизмы, по «Славе…», — это зависит от возможностей человека и от потребностей его сердца. На самом деле найти время на то, чтобы прочитать одну, две, даже три главы Священного Писания не так трудно. Скажем, у меня это занимает до пятнадцати минут в день, и я с трудом представляю себе, чтобы человек не мог найти несколько минут для чтения…

Вся жизнь человека весь этот день должна проходить под знаком прочитанного. По слову преподобного Серафима Саровского, ум должен вращаться в словах Священного Писания. Если человек начнет день с чтения, и потом, в течение дня, независимо от его обязанностей и занятий, будет хотя бы вспоминать о том, что он прочитал (а еще лучше стараться исполнить) ― он получит большую духовную пользу. Как и всё доброе, этот навык приобретается со временем, нужно только приложить усилия.

Вед.: Владыка, а что такое духовная литература? Какие книги соответствуют этому понятию?

Митрополит Лонгин: Это понятие достаточно широкое. Конечно, в основе ― книги Священного Писания Ветхого и Нового завета. Затем толкования на Писание ― это литература, которая в доступной форме объясняет и дополняет его.

Есть огромный корпус аскетической монашеской литературы: это книги, в которых изложен духовный опыт людей, сумевших жить согласно Евангелию, как правило, тех, кто признан Церковью святыми. Чтение таких книг помогает нам, хоть мы и не ведем столь же напряженную аскетическую жизнь, стать причастниками опыта святых, пользоваться его плодами. Еще сюда же можно отнести жизнеописания подвижников, святых угодников Божиих.

В общем, это большой корпус книг, и он постоянно дополняется. В последние десятилетия появились замечательные духовные книги наших современников, ныне живущих или живших совсем недавно. Все эти книги говорят об одном: как жить человеку сегодня, в тех условиях, в которые он поставлен, но при этом исполнять заповеди Божии ― так же, как их исполняли те, кто жил и сто, и тысячу, и почти две тысячи лет назад.

Вед.: Почему при чтении Священного Писания надо обязательно знакомиться с толкованиями святых отцов? Почему нельзя доверять исключительно самому себе?

Митрополит Лонгин:Собственно говоря, любую древнюю книгу невозможно понять без толкований. Любой текст может быть адекватно воспринят только в обширном контексте ― в контексте своего времени, культуры, истории того народа, где он появился. С помощью толкований, объяснений читающий приобщается к реалиям этого текста. Это первое.

Второе: как правило, святоотеческие толкования созданы людьми, которые жили гораздо ближе к эпохе Христа и апостолов, чем мы с вами. Это объяснения людей, знавших такие подробности из земной жизни Спасителя, из истории Церкви, о которых мы сегодня можем даже не подозревать.

И потом надо понимать: Священное Писание не упало с неба в готовом, привычном для нас виде. Священное Писание родилось в Церкви ― это книги, отобранные самой Церковью, в которых она увидела ту Истину, которую знала изначала. Церковь едина в понимании их смысла, и это единство отражено в толкованиях святых отцов. Поэтому когда современный человек берет книгу и говорит: «Вот сейчас-то мы начнем все с чистого листа, поскольку мы люди умные, гораздо умнее тех, кто жил раньше, и сейчас найдем здесь то, чего никто не находил» — он действительно что-то находит, что называется, «от ветра головы своя». Но насколько это соответствует самому Священному Писанию? Как правило, или очень мало, или даже противоречит ему. Я не хочу сказать, что сегодняшнему человеку недостает глубины, но у него отсутствует знание реалий того времени, в которое текст был создан: исторических, политических событий, духовных движений. Поэтому, не учитывая толкований тех или иных книг Священного Писания, невозможно правильно их воспринять.

Вед.: Владыка, у нас есть несколько вопросов от наших телезрителей и посетителей портала «Православие и современность». Владимир спрашивает: «Скажите, можно ли читать Новый Завет и Псалтирь в современных переводах на русский язык?»

Митрополит Лонгин: Да, можно и даже нужно. Хорошо знакомиться и со славянским текстом, чтобы понимать его за богослужением. Но дома нужно читать на русском или на том языке, который является для человека родным. Священное Писание переведено сегодня на подавляющее большинство языков мира, и, конечно, надо читать на том языке, который тебе понятен и близок.

Вед.: Надежда задает вопрос: «Нужно ли читать весь Ветхий Завет по порядку, начиная с первой главы первой книги, или можно прочитать отдельные книги, а какие-то пропустить? Нужно ли молиться перед чтением Ветхого Завета, как перед чтением Евангелия, и как?»

Митрополит Лонгин: Молиться надо перед началом любого дела. В молитвословах есть молитвы перед чтением Священного Писания — можно их прочитать, а можно своими словами попросить у Бога разумения и помощи, так же, как мы просим Его помощи в других делах.

Чтение Ветхого Завета сложнее, чем чтение Нового Завета. Это очень древние книги, и ситуации, которые в них описываются, происходили так давно, что многое мы не можем понять и принять ― опять же без толкования. Но читать Ветхий Завет нужно, потому что Новый Завет происходит из Ветхого, эти две части Библии неразрывно связаны друг с другом.

Думаю, возможны разные способы чтения Ветхого Завета. Самый простой — читать от начала до конца, подряд. Кто-то делает это спокойно, а кто-то «застревает» в излишних подробностях древнего быта еврейского народа, например, описываемых в книгах Второзакония и Чисел. Если так, то можно их пропустить, потому что там действительно много того, что касается истории народа в большей степени, чем истории спасения человечества. Но желательно все-таки прочитать Ветхий Завет полностью.

Стоит ли его читать постоянно, ежедневно, так же, как Новый Завет — это решать самому человеку. В Ветхом Завете тоже очень много назидательного и полезного. Такие книги, как Псалтирь, Притчи, книги Премудрости Соломона и Иисуса, сына Сирахова, пророческие книги и целый ряд других ― необыкновенно поучительны. Христиане первых веков, у которых еще не было той массы духовной литературы, которую мы имеем сегодня, вдохновлялись именно образами Ветхого Завета. Вспомним Великий канон преподобного Андрея Критского, который мы читаем во время Великого поста. Ветхий Завет был главным назидательным чтением христиан на протяжении многих столетий! Они видели в этих книгах самое главное, ведь сквозная линия, которая проходит через весь Ветхий Завет — это взаимоотношения человеческой души и Бога. Там есть замечательные образцы, прекрасные примеры того, как нужно поступать человеку, и как ни в коем случае нельзя.

Это глубокая и поучительная книга, в ней можно найти очень много смыслов. Жаль, что для современного человека Ветхий Завет постепенно «умолкает»: его книги ему неинтересны, хотя и сегодня христианину можно почерпнуть в них много полезного.

Какие книги можно посоветовать человеку, который хочет открыть для себя мир Православия? Кого из современных авторов можно порекомендовать? Нужно ли читать Книгу Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсис) и искать в ней параллели с сегодняшним днем? На эти вопросы Митрополит Лонгин ответит в следующем выпуске программы.

О ежедневном чтении Священного Писания по зачалам

  • Главная
  • Вопрос-ответ
  • С Библией по жизни

С Библией по жизни

  • размер шрифта уменьшить размер шрифтаувеличить размер шрифта
  • Печать
  • Эл. почта

Отвечает священник Евгений Аленин, зав. кафедрой Священного Писания РПДС

– Каждый день стараюсь читать по главе из Евангелия, но недавно мне сказали, что нужно читать не по главам, а по зачалам на каждый день. Как правильно? И что такое зачала?

– Ежедневное чтение Евангелия, несомненно, должно иметь место в жизни каждого христианина, который старается вести упорядоченную духовную жизнь. Вопрос, как его читать, пожалуй, является здесь второстепенным. Чаще читают все-таки по главе из Евангелия, по порядку. А затем, прочитав все четыре Евангелия, начинают снова по кругу. Хорошо добавлять по главе из Апостола (второй отдел Нового Завета – послания апостолов). Псалтырь – тоже часть Библии, многие подвижники советовали читать ее дома ежедневно. Кроме этого, остальные книги Ветхого Завета никто не отменял, поэтому, если время позволяет, можно и оттуда по главе читать по порядку.

Это интересно:  Медкнижка мытищи официально

же – это выборочные отрывки из книг Священного Писания, которые читаются за богослужением. Зачала могут быть составными, т.е. включать определенные «отрезки»: некоторые стихи в выбранном диапазоне могут быть опущены, либо к определенному отрывку могут добавляться несколько стихов из другой главы. Стоит отметить, что разделение Четвероевангелия и Апостола на зачала произошло даже раньше, чем на главы и стихи, поскольку, пока не изобрели книгопечатание, Новый Завет читали в основном в храмах за богослужением. Ветхий Завет читается на службах реже, не считая Псалтыри, но тоже имеет место. Тем, кто регулярно посещает богослужения, в праздники и в воскресные дни хорошо перед тем, как идти в храм, прочитать те зачала, которые будут читаться в этот день за богослужениями.
Если нет Библии с зачалами, то можно воспользоваться церковным календарем, в котором на каждый день указываются необходимые чтения. При этом в календаре печатают не только номера зачал, но и те главы и стихи, из которых то или иное зачало состоит. В будние дни за Литургией Евангелие и Апостол, вообще, хоть и читают по зачалам, но, если праздника нет, то получается, что они прочитываются в течение года тоже почти по порядку.

В конечном итоге, как и сколько читать Библию, следует спросить у своего духовника или, если такого нет, то у священника, у которого регулярно исповедуетесь. Но это речь именно о чтении Священного Писания как о части молитвенного правила. Хочется особо подчеркнуть: важно, для чего Вы все это читаете и будете читать. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что уже через простое чтение Евангелия человек освящается. Многие святые отцы и подвижники благочестия советовали читать Евангелие до молитвы, чтобы настроиться на непосредственное общение с Богом. В то же время, важно понимать смысл читаемого. Ведь христианин должен ежедневно читать Священное Писание не для галочки, а осмысленно, чтобы еще и жить по нему. Хорошо заглядывать в святоотеческое толкование Библии. Но есть еще и особая молитва перед чтением Евангелия, которой не надо пренебрегать, чтобы Господь помог понять смысл читаемого. Не случайно Евангелие, Библию можно перечитывать бесконечно. При молитвенном настрое мы всякий раз обращаем внимание на что-то такое, чего раньше не замечали.

Слово Божие тем, кто с благоговением к нему относится, через благодать Божию может открываться все с новой и новой стороны, будто неисчерпаемый источник или играющий разными лучами бриллиант. Оно должно постоянно жить и звучать в сердце человека и быть для него маяком в бурном житейском море.

О ежедневном чтении Священного Писания по зачалам

ПРАВЕДНОСТЬ И МИР электронные материалы журнала лицевая/культура/ЦПШ/план/

В новолетие 2011 года со школой в каждом приходе

Все Писание богодухновенно
и полезно для научения, для обличения,
для исправления, для наставления в праведности,
да будет совершен Божий человек,
ко всякому доброму делу приготовлен. (2Тим.3:16,17)

Годовой план чтения Священного Писания

…Не хлебом одним будет жить человек,
но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф.4:4)

Для полноценной жизни человеку необходимо ежедневное сбалансированное питание, это известно даже ребенку. А каждый христианин также всегда помнит о Хлебе Небесном – Слове Божием, неизменно и ежедневно приготовляемом Отцом Небесным и Его Церковью Христовой для детей Божьих. Для их роста и укрепления, для увеличения их способности понимать и исполнять правду Божию, для наполнения Божией мудростью и любовью, для успеха и истинной плодотворности в своей жизни. Без этого Хлеба чахнет духовность человека, превращается в никчемный прах и пепел, но Им обретает полноту и жизнь вечную, неисчерпаемую благодать этого века земного и беспрепятственный вход в век будущий Небесный.

Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся (Пс.33:6)

Определённый Церковью план чтения Библии предназначен в помощь для последовательного ежедневного чтения Ветхого и Нового Завета. Тексты Евангелия и Апостола (Деяний и Посланий апостолов) разделены примерно так, чтобы всю их совокупность можно было прочесть за один учебный год. Каждый отрывок соответствует дню богослужебного подвижного годового круга. Кроме того в Православном календаре на каждый год составляется порядок ежедневных богослужений и соответственного чтения Писания, включая ветхозаветные Паремии, с учетом, неподвижных праздничных дней и недельного богослужебного круга. В совокупности представляющей такое разнообразие, что повторение возможно только два раза в тысячелетие.

Кроме того, для исследования Писания «вдоль и поперек», но всегда в благоговении пред лицом Божиим, рекомендуется последовательное учебное чтение книг Ветхого и Нового Завета, что позволяет проследить развитие Господом мысли автора текста книги, не так всеобъемлюще, как в богослужебном круге, но в конкретном историческом контексте, что важно и нам для применения в собственной жизни, в формирования мышления и поступков человека Божия.

Следует в любом случае помнить, что границы отрывков весьма условны, поэтому при личном чтении их всегда нужно расширять для лучшего понимания смысла и контекста. При этом также важно следить за ходом развития Откровения Божия и мысли водимых Духом Святым авторов текстов. И самому читателю непременно должно быть не простым любознательным, но далеким от Господа человеком, а душою, общающейся со своим Творцом и Отцом Небесным, стремящейся к познанию и исполнению правды Божией, всегда помнящей апостольское повеление:

Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства.
И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны.
Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью;
научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями,
во благодати воспевая в сердцах ваших Господу. (Кол.3:14-16)

Годовой план чтения Священного Писания соответственно богослужебному календарю

ПСС Св. Иоанна Златоуста в двенадцати томах. Том 4, Кн. 2. Беседы на книгу Бытия. Беседы 42-67. Восемь слов на книгу Бытия. Пять слов об Анне. Три беседы о Давиде и Сауле.
http://www.wco.ru/biblio/books/ioannz4_2/Main.htm
http://www.wco.ru/biblio/zip/ioannz4_2.zip

Афанасий Великий Толкование Псалмов

ПСС Св. Иоанна Златоуста в двенадцати томах. Том седьмой, книга вторая.
Толкование на святого Матфея Евангелиста. Беседы 1-44. www.wco.ru/biblio/books/ioannz7_1/main.htm
Толкование на святого Матфея Евангелиста. Беседы 45. www.wco.ru/biblio/books/ioannz7_2/main.htm

ПСС Св. Иоанна Златоуста в двенадцати томах. Том девятый, книга вторая.
Беседы на послание к Римлянам апостола Павла.
http://www.wco.ru/biblio/books/ioannz9_2/Main.htm
http://www.wco.ru/biblio/zip/ioannz9_2.zip

Хорошо также воспользоваться электронными ресурсами библиотек ряда духовных академий Православной Церкви:

Понимание Священного Писания

Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную;
а они свидетельствуют о Мне (Ин.5:39)

Чтобы исполнить повеление Господа и, читая Священное Писание, истинно внимать Слову Божьему, как это делал послушный Отцу Сын Божий Христос Спаситель наш и другие верные Господу учителя и вожди народа, то нужно учиться исследованию Священного текста, знать определённые правила и принципы толкования, изучаемые богословской наукой герменевтикой (от греч. разъяснять). Хорошей основой этого метода могут быть правила, предложенные Блаженным Августином и изложенные ниже в свободной, но не искажающей первоначального смысла, интерпретации.

I. Обладание христианской верой, благоговейное очищение себя перед Богом и пребывание во Святом Православии.
II. Упование на Святого Духа, открывающего истину читающим, так же как и слагавшим Священное Писание, не заменяющего, но наполняющего благодатью образование толкователя (знание языков, истории, культуры, географии, современного богословия, богословия первоначальных слушателей и т.д.).
III. Понимание буквального и исторического значения.
IV. Использование возможности нескольких значений текста (буквального, переносного, аллегорического, морального…).
V. Толкование Ветхого Завета в свете Нового, а Нового – на основании Ветхого.
VI. Извлечение смысла из текста (экзегетика), а не привнесение в него своего смысла (ейзегетика).
VII. Сверка толкования с вероисповеданием и учением Православной Церкви.
VIII. Рассмотрение отдельного стиха в контексте главы, книги, Завета, Священного Писания и Предания.
IX. Ограничение применения в учении и доктрине неясного текста.
X. Толкование непонятного отрывка ясным (Писание толкует Писание, то есть само себя).
XI. Учет прогрессивности (исторической последовательности) Откровения Бога в Священном Писании и Предании.

Процесс толкования текста Священного Писания можно также условно разложить на ряд этапов:
— создание атмосферы смиренного благоговейного молитвенного с Богом общения и единения во Христе;
— историко-культурный анализ (смотрим в текст глазами и понимаем умом современников его составителя);
— контекстуальный анализ (смотрим в окружающие строки, главы, книги Писания и Православное Предание);
— лексико-синтаксический анализ (смотрим в текст с пониманием структуры и функций его языка, слов, предложений, их групп и связей);
— теологический анализ (смотрим в текст во свете богословия и учения Православной Церкви);
— сравнительный анализ (свято смотрим в жизнь окружающего мира, больше святого, сияющего мудростью и любовью Божией, в историю и современность Православной Церкви и культуры; при апологетических богословских исследованиях используются тексты оппонентов);
— определение проблем и их непреходящих Божиих решений, описываемых в тексте, существующих в современной жизни человека и общества, осмысленных мудростью и благословляемых властью Православной Церкви;
— использование обретенной истины в освящении собственной жизни, своих помыслов, слов, поступков, и в труде Господнем по наставлению в правде Божией ближнего;
— запоминание особенных строк Священного Писания наизусть, для опоры на их силу и авторитет в дальнейшем;
— благодарение Богу за открываемую Им истину молитвою и более своей праведной, радующей Небесного Отца жизнью.

Это интересно:  Могут ли приставы забрать технику если ты живешь не по месту прописки

Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие,
как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко,
дабы от него возрасти вам во спасение;
ибо вы вкусили, что благ Господь. (1Пет.2:1-3)

Пример ведения Дневника чтения Священного Писания по богослужебному плану можно посмотреть на странице личной папки редактора журнала Калашникова Юрия: Христос – мир наш

Ниже представлен план последовательного учебного чтения Священного Писания, который можно использовать, как ориентир в ежедневном чтении Библии, а также, скопировав со страницы сайта в собственную папку, для заполнения в качестве электронного шаблона «Дневника чтения Священного Писания».

Чтение Священного Писания
(пример)

Образец заполнения дневника

( Записывается краткое содержание текста, тема, основные идеи).
Господу известен каждый человек и его род. В заботе о павшем в беду греха человеке Бог посылает ему Спасителя Сына Своего Иисуса. По предсказанию Ангела Господня, Он должен родиться от Духа Святого и Марии Девы, чтобы спасти Своих людей от их грехов.

(Значение Откровения для меня лично. Записывается личное откровение от Бога. Впечатление, полученное при чтении данного текста и мысли относительно должного содержания только своих помыслов, слов, поступков и жизни. В данном упражнении запрещаются какие-либо указания другим лицам, во исполнение повеления Христа: «Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» Мф.7:5.)
С нами Бог, потому я не буду унывать, а буду внимательно слушать Его наставления и исполнять их, чтобы быть таким же крепким и благословенным, как все верные Божии святые человеки. И чтобы Христос спасал и меня от моих грехов, когда обнаружатся.

(Тема)
Господь открывает нам историю рождения Христа Иисуса. Что является совокупностью научных фактов, свидетельствующих о богословии, как науке, опирающейся на исторические факты и подтверждаемой историческим опытом.

(Значение Откровения для меня лично)
Я, благодатью Божией, буду принимать библейскую историю и православное богословие, как истинную науку.

(Тема)
Бог в Христе являет его человеколюбие, а православное богословие поэтому является не только наукой, но и основным критерием научности системы знания.

(Значение Откровения для меня лично)
Я, силой мудрости и любви Божией, буду принимать православное богословие, как эталон истины и основной критерий научности в познании и применении полученного знания.

Образец заполнения дневника

(Тема)
Происходит сотворение Богом мира и человека. Человеку Творцом дается поручение умножать свой род и заботиться о всем Божием творении. Человек, отступив от Заповеди Божией, попадет в беду. Он изгоняется Господом из Его присутствия в скорби и поселяется на земле за пределами Едемского сада.

(Значение Откровения для меня лично)
Буду слушать все повеления Господни и выполнять их, чтобы всегда быть с моим благим Творцом и Спасителем и вместе с Ним преодолевать все скорби, побеждать трудности и чтобы у нас было «всё весьма хорошо». Постараюсь выполнить весь учебный план этого курса. Приобрету Библию себе и еще одну подарю родителям, буду спрашивать у них объяснение трудных мест. Они же у меня во всем могут разобраться.

С каждым годом и очередным новым чтением Писания эти ячейки, заполняясь, будут увеличиваться. А верные читатели всё отчетливее будут слышать Апостольские слова: «… Вы — письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» (2Кор.3:3).

Электронная почта обратная связь sl@sancti.ru, csl@ukrpost.ua

Опубликовано: 2011.09.01
Редакция: 2011.09.06,08,09; 12.23. 2012.11.16. 2017.04.03.

Порядок чтения Евангелия согласно календарю, таблица евангельских и апостольских чтений

Чтения Евангелия начинаются с литургии Святой Пасхи, иначе говоря днем Пасхи открывается церковный пасхальный год (или круг) чтений Священного Писания. Расписание этих чтений помещено в конце богослужебного Евангелия, в указателе, носящем название «Сказание, еже како на всяк день должно есть чести΄ Евангелие седмиц всего лета» (печатается также в обиходных изданиях Евангелия и в изданиях Нового Завета). Чтения, или зачала, даны в указателе для 50 седмиц, которые можно расположить по следующим группам или отделам: I. Триодь цветная — период от Святой Пасхи до Святой Пятидесятницы — 7 седмиц. II. Период от Пятидесятницы до Недели (воскресенья) по Просвещении (Богоявлении) — 33 седмицы. Седмицы, в свою очередь, делятся на седмицы Матфеевы — евангелиста Матфея (17) и седмицы Лукины — евангелиста Луки (16). III. Триодь постная: 10 седмиц (3 седмицы приготовительных к Великому посту и 7 седмиц Великого поста со Страстной седмицей).

Первым светилом над церковной твердью восходит евангелист Иоанн, уже в пасхальную литургию озаряющий нас первыми словами своего благовествования: «В начале бе Слово». Евангелие от Иоанна читается семь седмиц Пятидесятницы, за исключением трех дней: вторника Пасхи, Недели жен-мироносиц и четверга — Вознесения Господня, когда читаются зачала из других Евангелий.

Чтение Евангелия от Иоанна заканчивается на литургии Пятидесятницы (Троицы). В День Святого Духа восходит светило евангелиста Матфея и единовластно господствует 11 седмиц. В следующие шесть седмиц (12-17) своим благовествованием оглашает будничные (седмичные) дни (понедельник, вторник, среда, четверток, пяток) евангелист Марк, оставляя евангелисту Матфею все субботы и Недели (воскресенья). Эти 17 седмиц в Уставе называются Матфеевыми.

За евангелистом Матфеем 18 седмиц благовествует евангелист Лука: сначала в течение 12 полных седмиц один, затем с евангелистом Марком, который занимает будничные дни, оставляя евангелисту Луке все субботы и Недели.

Сочетание Евангелий от Луки и Марка продолжается до Триоди постной, седмицы 13-16, затем в период Триоди в седмицы мытаря и фарисея и блудного сына и оканчивается в субботу мясопустную. Эти 18 седмиц в Уставе называются Лукиными.

За ними следует седмица сырная с зачалами из Евангелий от Луки и Матфея; в субботы и Недели Великого поста преобладает евангелист Марк, доселе читавшийся лишь по седмичным дням.

Евангельские праздничные чтения даны для 50 седмиц потому, что в годичном круге праздников Церковь соединяет солнечный и лунный астрономические календари. По солнечному календарю (в нем 52 седмицы) расположены неподвижные праздники церковного года, а по лунному (в нем 50 седмиц) — праздник Пасхи, от которого идет отсчет других праздников — подвижных.

Согласно древним церковным установлениям, Пасха празднуется после 14 числа нисана, первого месяца лунного календаря, в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. Воскресенье это либо совпадает, либо непосредственно следует за весенним равноденствием (21 марта). В связи с несовпадением лунного календаря с солнечным это первое воскресенье после первого весеннего полнолуния в разные годы оказывается в разных числах марта и апреля солнечного года — с 22 марта по 25 апреля. От одной Пасхи до другой не бывает 52 седмиц — их бывает или меньше, или больше — 50, 51, 54 и 55. Поскольку круг евангельских праздничных чтений связан с праздником Пасхи, празднуемым по лунному году, состоящему из 50 седмиц, то и чтения даны по числу лунных седмиц — 50.

Если в году от Пасхи до Пасхи 50 или 51 седмица, то в солнечном году, состоящем из 52 седмиц, бывает две Пасхи, так как последующая Пасха входит внутрь одного солнечного года. Такая Пасха называется Внутрь-Пасха. Триодь Внутрь-Пасхи начинается либо в Неделю по Просвещении, или в первое, или во второе следующее за ним воскресенье.

Пасхальные годы с 54 и 55 седмицами называются Вне-Пасха. В таких случаях в солнечном году оказывается одна, предыдущая Пасха, а последующая Пасха выходит за его пределы, вовне. В этих случаях между Триодью будущей Пасхи, то есть началом будущего пасхального года, и Неделей по Просвещении образуется временно́й интервал от трех до пяти седмиц (два — четыре воскресенья).

По Евангельскому указателю чтений Неделя по Просвещении с 7 по 13 января приходится на 33-е воскресенье от Пятидесятницы; на это же воскресенье приходится и Неделя о мытаре и фарисее, которая в указателе значится 33-й. Такое совпадение бывает лишь при самой ранней Внутрь-Пасхе: предыдущая — 6, 7, 8 апреля, последующая — 22, 23 марта. В остальные годы как с Внутрь-Пасхой, так и с Вне-Пасхой Неделя по Просвещении бывает в Неделю 33-ю, ранее и позднее ее: в 30-ю, 31-ю, 32-ю, 33-ю (при Внутрь-Пасхе) или в 33-ю, 34-ю и 35-ю Недели по Пятидесятнице (при Вне-Пасхе); а Неделя о мытаре и фарисее (с 11 января по 14 февраля) может оказаться в 34-ю, 37-ю и в 38-ю по счету от Пятидесятницы Неделю.

В таблице (в конце настоящей главы) указаны все 35 чисел марта и апреля, в которые бывает Пасха, и начало Триоди для каждой Пасхи. Точкой с запятой в таблице отделены Пасхи, начало Триоди которых отличается друг от друга на одну седмицу, а знаком тире — Пасхи, у которых начало Триоди разнится почти на месяц.

  1. При будущей Пасхе 22, 23 или 24 марта интервала нет: в Неделю по Просвещении (33-ю по Пятидесятнице) бывает и Неделя о мытаре и фарисее.
  2. При Пасхе с 25 по 31 марта интервал составляет одну седмицу: за Неделей по Просвещении (32-й или 33-й по Пятидесятнице) следует Неделя о мытаре и фарисее (33-я или 34-я по Пятидесятнице).
  3. При Пасхе с 1 апреля по 7 апреля интервал две седмицы: между Неделей по Просвещении (31-й или 32-й по Пятидесятнице) и Неделей о мытаре и фарисее (33-й или 34-й по Пятидесятнице) оказывается еще одно воскресенье.
  4. При Пасхе с 8 по 14 апреля интервал три седмицы: между Неделей по Просвещении (30-й, 31-й, 34-й, 35-й по Пятидесятнице) и Неделей о мытаре и фарисее (соответственно 33-й, 34-й, 37-й и 38-й по Пятидесятнице) оказываются два воскресенья.
  5. При Пасхе с 15 по 21 апреля интервал четыре седмицы: от Недели по Просвещении (33-й или 34-й по Пятидесятнице) до Недели о мытаре и фарисее (37-й или 38-й по Пятидесятнице) еще три воскресенья.
  6. При будущей Пасхе с 22 по 25 апреля интервал пять седмиц: от Недели по Просвещении (33-й по Пятидесятнице) до Недели о мытаре и фарисее (38-й по Пятидесятнице) четыре воскресенья.
Это интересно:  Нужно ли подавать декларацию при продаже автомобиля

В високосные годы данные для 24 марта бывают такие, как для 25 марта; для 31 марта, как для 1 апреля; для 7 апреля, как для 8 апреля; для 14 апреля, как для 15 апреля; и для 21 апреля, как для 22 апреля.

Для седмиц, входящих во временно́й интервал, чтений в указателе нет. В этом случае возвращаются, отступают к зачалам, ранее читанным. Такой прием в Церковном уставе называется отступкой.

Когда возникает необходимость в отступке, то при составлении нового ряда чтений следует различать седмичные и воскресные дни. Правило для отступки в седмичные дни дано в Типиконе, под 7 января (6-е «зри»): «Подобает ведати, яко Евангелиа и Апостолы от Недели мясопустныя, вспять исчитая, до Недели приидущия, яже есть первая по Просвещении Недели. Уведав известно, в кое число месяца пред мясопустною Неделею будет Неделя о мытари и фарисеи, и вспять изчет на мимошедшия Недели возвратився, начни ряд досязающь Недели о мытари и фарисеи. Аще же когда преизбудет недель сих, оставив блюди ряд о мытари и фарисеи». Исходя из этого указания Устава отсчет седмиц производят соответственно величине разрыва, идя вспять, от 33-й седмицы. Если разрыв, например, три седмицы, то для отступки берут чтения седмиц 33-й, 32-й и 31-й.

Эти три седмицы открывают новый ряд чтений, который начинается с понедельника после Недели по Просвещении и продолжается до Недели о мытаре и фарисее, связуя друг с другом расстоящие пасхальные годы.

В воскресные дни отступки нет. Хотя в эти дни тоже читаются Евангелия и Апостолы мимошедших Недель (воскресений), чтения эти, однако, не являются повторением, как в поседмичной отступке, а читаются как пропущенные в свое время. В церковном году есть воскресенья, когда, помимо чтений по указателю, или, как их часто называют, рядовых чтений, положены еще и особые: чтения Недели святых праотец, святых отец пред Рождеством Христовым, по Рождестве Христове, пред Просвещением, по Просвещении. Устав предписывает рядовые чтения этих Недель или опускать совсем, как в Недели святых праотец и святых отец, или разрешает читать под зачало, то есть два подряд, в случае, «аще не будет отступки» (см. Типикон под 26 декабря, 9-е «зри»). В праздники Рождества Христова и Богоявления Господня, случившиеся в воскресенье, рядовое воскресное зачало не читается. Все эти непрочитанные рядовые воскресные зачала прочитываются во время отступки. Если и этих зачал не хватит (при разрыве в четыре воскресенья), тогда, по Уставу, читается зачало Недели 17-й по Пятидесятнице, о хананеянке.

При чтении во время отступки эти зачала располагают таким образом, чтобы пред Неделей о мытаре и фарисее приходилась непременно Неделя 32-я (о Закхее), то есть так, как это дано в указателе, чтобы отсчет вспять можно было начинать только с Недели 32-й. С Недели 33-й указателя (Лк., 89 зач.) отсчет вести нельзя: это зачало читается только в Неделю о мытаре и фарисее. Зачало о хананеянке, по Уставу, следует помещать перед Закхеевым. Если чтений не хватает для четырех воскресений, то в них последовательно читают зачала 30-й, 31-й 17-й и 32-й Недель по Пятидесятнице.

Пасхальный круг чтений заканчивается, согласно Уставу, зачалами седмицы 33-й пред Неделей по Просвещении. Но поскольку эта Неделя не всегда бывает 33-й по Пятидесятнице, то к концу пасхального года может оказаться 33 седмицы и менее: 32, 31, 30; и более — 34, 35.

При ранней Пасхе текущего года к концу пасхального круга чтений окажется более 33 седмиц, то есть недостанет зачал указателя.

При поздней Пасхе текущего года к концу пасхального года окажется менее 33 седмиц, то есть будет излишек зачал.

К Неделе по Воздвижении Креста Господня заканчивается чтение Евангелия от Матфея, и в понедельник после нее начинается чтение Евангелия от Луки.

При ранней Пасхе текущего года Матфеевы седмицы заканчиваются задолго до Воздвижения, так что до Недели по Воздвижении зачал Матфеевых не остается; если начать читать до этой Недели Евангелие от Луки, то к концу круга чтений не хватит зачал указателя. Во избежание этого делают Воздвиженскую отступку. До Недели по Воздвижении может не хватить одной или двух пятериц седмичных дней. «Сказание, приемлющее всего лета число евангельское, и евангелистом приятие, откуду начинают, и до зде стают», помещаемое в начале богослужебного Евангелия, разъясняет: «Седмая же надесять (седмица) имать токмо субботу и Неделю, и чтется в ряде седмиц Матфеевых токмо когда Пасха есть на 22 марта: а когда Пасха на 15 априлиа и до 25, чтется в седмицах Лукиных прежде мытаря и фарисея: понеже тогда простирается мясопуст, и не достает в Луце суббот и недель. В другая же лета оставляется и не чтется нигде. Когда же чтется обаче тая седмица, возвращатися подобает вспять, и чести отнюдуже хощем пять дний. » (Евангелие служебное. М, 1904).

Слова «имать токмо субботу и Неделю» означают, что чтения седмицы 17-й совпадают с чтениями 32-й, отличаясь от них лишь зачалами для субботы и воскресенья. Читаются они во время зимней отступки, когда предстоящая Пасха очень поздняя.

Воздвиженская отступка позволяет начинать чтения от Луки точно в понедельник после Недели по Воздвижении, так что весь круг чтений закончится благодаря этому зачалами седмицы 33-й.

Счет Недель от Пятидесятницы должен сохраняться.

При поздней Пасхе текущего года Неделя 17-я, заканчивающая Матфеев ряд указателя чтений (от 6 сентября до 10 октября, см. табл.), уходит далеко за Неделю по Воздвижении, не давая возможности зачалам Луки начаться в положенное Уставом время. Разрыв между уставным и фактическим началом чтений Луки может доходить до трех седмиц, во время которых вместо уставных Лукиных зачал оказываются еще не окончившиеся Матфеевы зачала.

Это продолжение Матфеевых зачал за неделю по Воздвижении — явление не уставное. Следует строго соблюдать указания Устава о конце Матфеевых и начале Лукиных чтений, делая преступки Матфеевых чтений в случае такого перехода их за неделю по Воздвижении, то есть не читать, преступать их.

Без Воздвиженской преступки к Неделе по Просвещении не окончатся все зачала указателя чтений, а будут продолжаться и после этой Недели.

Благодаря Воздвиженской отступке или преступке солнечный и лунный календари в годичном круге праздников соединяются в Неделю по Просвещении. Для соединения их в эту Неделю в указателе назначено 17 седмиц для чтений из Матфея и 16 из Луки, поскольку с середины сентября, от Недели по Воздвижении, знаменующей переход от летнего порядка богослужений к зимнему, до Недели по Просвещении проходит 16 недель.

Профессор Санкт-Петербургской духовной академии Н. Д. Успенский так объясняет возникновение и практику сентябрьской преступки евангельских чтений.

Первые христианские праздники были установлены как свидетельство Церкви миру о Божественном достоинстве Господа Иисуса Христа и историчности Его воплощения. Никто из евангелистов не раскрыл так глубоко Божественную личность Иисуса Христа, как апостол Иоанн Богослов, и ничто с такой силой не подтверждает Божественную природу Господа, как факт Его Воскресения. Поэтому Церковь установила, чтобы от Праздника Пасхи в течение всего периода Пятидесятницы читалось Евангелие от Иоанна.

Из праздников, совершаемых в твердых числах года, древнейшим является праздник Рождества Христова. Установление этого праздника на 25 декабря вскоре же вызвало появление 25 марта праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, как дня зачатия Ею Иисуса Христа. Но событие Благовещения произошло в шестой месяц после того, как по явлении ангела святому Захарии был зачат Иоанн Предтеча (Лк. 1, 26). На основании этого были установлены два праздника: Зачатие Иоанна Предтечи — 23 сентября и Рождество его — 24 июня. Об этих священных событиях, предшествовавших воплощению Сына Божия, повествует только евангелист Лука. Поэтому Церковь установила, чтобы в понедельник после Недели по Воздвижении, вне зависимости от того, какой Недели Евангелия до этого читались, читать Евангелие понедельника 18-й седмицы (Лк. зач. 10) и отсюда продолжать рядовые чтения из Евангелия от Луки. Это называется сентябрьской (Воздвиженской) преступкой евангельских чтений. (Если задолго до Недели по Воздвижении кончатся зачала Евангелия от Матфея, то Евангелие от Луки всё равно не следует начинать ранее вышеуказанного срока, а надлежит вернуться вспять, к прочитанным зачалам Матфеевым, взяв их, сколько потребуется, а с понедельника после Недели по Воздвижении начать чтение Евангелия от Луки. Это называется сентябрьской отступкой.) Нужно помнить, что сентябрьские преступка и отступка не касаются апостольских чтений, потому что Послания апостолов со стороны их содержания не имели отношения к истории установления вышеуказанных праздников. Поэтому же для всех апостольских Посланий, начиная с книги Деяний святых апостолов, существует один общий счет зачал, тогда как в каждом из четырех Евангелий имеется свой, особый.

Вопрос о сентябрьской преступке не имеет единого решения среди литургистов.

Одним из исходных положений при составлении ряда чтений Четвероевангелия всегда была забота о том, чтобы Священное Писание было прочитано в течение года полностью.

Статья написана по материалам сайтов: www.blagovesti.ru, sancti.ru, vsemolitva.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector