+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в 2019 году — что это такое

Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает создание общей образовательной среды для учащихся с инвалидностью и без отклонений в развитии. Идея инклюзии призвана сориентировать систему образования под индивидуальные потребности ребенка.

Понятие инклюзивного или совместного образования было введено в 1994 году Саламанкской Декларацией лиц с особыми потребностями. Термин «инклюзия» используется в Декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии 2001 года. Оба эти документа отражают общественное принятие различий между людьми, осознание ценности каждого индивида.

Содержание

В чем суть инклюзивного подхода, что он может дать детям с ОВЗ?

Методики инклюзивного образования применяются с учетом потребностей каждого ребенка, как отдельного индивида. Такое взаимодействие требует более гибких подходов, чем стандартизированное преподавание.

Суть идеи совместного обучения в том, что взаимодействие детей с ОВЗ с детьми из обычных школ позволяет им получить более качественное образование. Учащиеся с инвалидностью могут посещать общеобразовательные заведения, общаться и развиваться вместе со сверстниками, в результате люди с ОВЗ будут более адаптированы к социуму. Такое взаимодействие не менее важно для детей, не имеющих проблем со здоровьем.

О полезности сосуществования «нормальных» людей с людьми с ОВЗ говорил австрийский врач-психиатр К.Кенинг (1902–1966). Он утверждал, что такое общение помогает преодолеть эгоизм, развить навыки коммуникации. Психиатр создал кэмпхиллское сообщество педагогов. Кэмпхиллские школы ставят целью развитие детей в соответствии с их способностями и возможностями.

Инклюзивное образование в России

По статистике каждый 20-й россиянин имеет инвалидность. В их числе более 2-х миллионов детей с ОВЗ, а также на группе инвалидности. Из них образование получают около 713,1 тысяч человек, 51% таких детей учатся в обычных школах.

Согласно п. 6, ст. 5 ФЗ «Об образовании…», государство должно создавать для таких граждан «условия для получения ими образования, коррекции нарушений и адаптации на основе специальных педагогических подходов». 1 июня 2012 года Указом № 761 была принята «Национальная стратегия действий в интересах детей». Документ на законодательном уровне закрепляет право молодых людей с инвалидностью и ОВЗ на совместное образование.

Практика инклюзивного обучения внедряется в российскую образовательную систему неравномерно. На 2019 год 158 тысяч классов имеют в составе учеников с ОВЗ. Принять детей-инвалидов готова пятая часть школ – это 9664 учреждения. Лидерами по созданию необходимых условий для совместного обучения являются Москва и Санкт-Петербург.

Проблемы инклюзивного образования в России

Основной проблемой формирования инклюзивной учебной среды является недофинансирование со стороны Правительства. В рамках программы «Доступная среда» школы могут получить федеральные субсидии на создание «безбарьерной» среды, то есть установку пандусов и других элементов.

Остальные затраты должны взять на себя бюджеты субъектов РФ, при том, что 80% доходов, полученных на территории России, уходят в Москву. Региональные власти оплачивают приобретение специального учебного, реабилитационного оборудования с учетом заболевания ребенка, приспособленных автобусов. Необходимо оплатить курсы повышения квалификации учителей.

Идея инклюзии не должна приводить к закрытию российских коррекционных школ. В европейских странах образование на принципах инклюзии ставится в приоритет, но и специальные учебные заведения для детей с нарушениями здоровья остаются. Например, в Великобритании родители выбирают между многочисленными специальными и общеобразовательными школами.

Заключение

Инклюзивное обучение способствует более эффективному развитию, социализации детей с ОВЗ и инвалидностью. Внедрение инклюзивных идей должно стать стратегической задачей российской политики в области образования.

Инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья

Что такое инклюзивное образование

  • Отсутствие достаточного финансирования.
  • Недостаточное количество и слабая подготовка педагогических кадров: от квалификации педагога, его способности создавать в классе доверительные, комфортные условия для всех учащихся, зависит успех программы.
  • Слабая материально-техническая база школ, недостаток необходимого оборудования, пособий, технических средств.
  • Плохое оснащение и неприспособленность условий для учеников-инвалидов: отсутствие лифтов, пандусов, перил, специальных средств для слабовидящих учащихся, необходимого медицинского оборудования.
  • Отсутствие в школьном штатном расписании педагогов, способных работать с особыми детьми: сурдопедагогов, логопедов, педиатров, психологов.
  • Все люди независимо от своих умственных, физических и иных способностей и ограничений нуждаются в полноценном общении.
  • Каждый человек ценен сам по себе как личность.
  • Все люди могут чувствовать и думать.
  • Каждый из нас нуждается в дружеских отношениях, поддержке и взаимопонимании ровесников.
  • Люди нуждаются друг в друге.
  • Получение качественного образования возможно только в сотрудничестве друг с другом.
  • Все достижения прогресса в обучении должны опираться на положительные результаты.
  • Различия способствуют развитию человека, улучшают качество его жизни.

Положение об организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ Собинского района детский сад №11 «Ласточка», реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования, по модели «частичная интеграция ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в функционирующей группе нормально развивающихся сверстников»

2.20.ДОУ оказывает родителям (законным представителям) ребёнка с ОВЗ методическую и консультативную помощь с целью повышения их медицинской, психологической и педагогической компетентности, способствует вовлечению родителей (законных представителей) в образовательную, оздоровительную и интеграционную работу, формирует у родителей (законных представителей) ответственность за развитие и восстановление здоровья ребёнка с ОВЗ.

2.6.На основе психолого-медико-педагогической диагностики ребёнка с ОВЗ проектируется его индивидуальный образовательный маршрут (далее – ИОМ). ИОМ – это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребёнка и его семьи при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения в ДОУ. ИОМ включает индивидуальную образовательную программу и индивидуальную программу включения ребёнка с ОВЗ в интеграционную среду ДОУ, который согласуется и подписывается родителями ребёнка. В ходе выполнения ИОМ подвергается корректировке и дополнению.

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях сельской малокомплектной общеобразовательной средней

  • дети с ограниченными возможностями здоровья учатся вместе с детьми с сохранными психофизическими возможностями в обычной школе;
  • организуют обучение детей с ограниченными возможностями здоровья специалисты (учителя-дефектологи, психолог, социальный педагог и др.);
  • создаются специальные условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (санитарно-гигиенические, материально-технические, методические и др.);
  • дети с ограниченными возможностями здоровья получают возможность жить вместе с родителями;
  • дети с ограниченными возможностями здоровья получают полноценное и эффективное образование в соответствии с их образовательными потребностями для дальнейшей социальной адаптации в обществе.

— единство диагностики и коррекции развития (выявляется состояние основных сфер психического развития) и анализа социокультурной ситуации развития ребенка (уровень требований родителей и уровень их притязаний, уровень располагаемых ребенком возможностей, ресурсов);

Дети с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде (инклюзивное образование-проблемы и пути решения)

Как только в детском саду появляются дети, предоставившие подтверждение психолого-медико-педагогической комиссии, заключение ПМПК о статусе «ребёнок с ограниченными возможностями здоровья», это сразу нацеливает образовательную организацию на создание для такого ребёнка специальных образовательных условий.

Без такой программы не обойтись в том случае, когда в группе нормально развивающихся сверстников есть один, двое, трое, пятеро детей с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня в дошкольных организациях используются различные программы, в их числе программы: «От рождения до школы», «Детство», «Радуга» и пр. Но для ребёнка с ОЗВ, любого ребёнка с любым нарушением ни одна из этих программ не подходит. А если программа не подходит, то её надлежит адаптировать.

Это интересно:  Заворотнюк поздравила Кудрявцеву с пополнением

Научный журнал Фундаментальные исследования ISSN 1812-7339 Перечень ВАК ИФ РИНЦ 1, 118

В свою очередь, инклюзивное образование основано на таких приоритетах, как приоритет социальной адаптации ребенка на каждом возрастном этапе; непрерывность инклюзивного процесса на всех возрастных ступенях; природосообразность образовательных (в широком смысле) задач и методов, как возможностям ребенка, так и общей логике развития; приоритетное развитие коммуникативных компетенций, умений взаимодействовать с другими людьми; профилактика и преодоление инвалидизации и искусственной изоляции семьи особого ребенка [2]. Сегодня инклюзивный процесс в образовании понимается как специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий включение и принятие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду обычных сверстников в общеобразовательном учреждении, обучение по адаптированным или индивидуальным образовательным программам с учетом его особых образовательных потребностей [5]. Эффективная реализация обозначаемых приоритетов представляется весьма затруднительной без специализированного комплексного сопровождения как инклюзивного процесса в целом, так и его отдельных структурных компонентов, поскольку сам процесс инклюзии детей с особыми образовательными потребностями является динамичным и сложным как в организационном, так в содержательном компонентах. Инклюзивное образование предполагает, что разнообразию потребностей детей должен соответствовать континуум сервисов и гарантия непрерывного сопровождения ребенка в образовательном процессе.

Выявляя чувства, которые испытывают родители, воспитывающие нормально развивающихся детей по отношению к детям с ОВЗ, мы получили следующие результаты: чувство любопытства испытывает 18 % опрошенных, 31 % – не отмечают данного чувства, 51 % – воздержались. Сострадание отмечают 54,6 % опрошенных, 7,3 % отрицают у себя данное качество, 38,1 % – воздержались от ответа на данный вопрос. Сочувствие продемонстрировало 68,2 % опрошенных, 5,8 % не испытывают данного чувства, 26 % воздержались от ответа на данный вопрос. Жалость испытывают 60,8 % респондентов, 5,5 % такого чувства не испытывают, 33,7 % воздержались от ответа на вопрос. Дискомфорт отмечается у 17 % родителей, 29 % не испытывают дискомфорта в общении с детьми, имеющими ОВЗ, большая часть – 54 % воздержались от ответа на данный вопрос. Неприязнь отмечена у 1 % респондентов, отсутствие данного чувства выразили 44,7 %, тогда как 54,3 % воздержались от ответа на данный вопрос. Брезгливость испытывают 2,5 % опрошенных, 44,8 % отрицают наличие данного чувства, затруднились ответить 52,7 % опрошенных. Отвращение не испытывают 43,6 %, 1,5 % отмечают у себя наличие данного чувства, 52,7 % затруднились ответить на данный вопрос. Чувство страха перед детьми с ОВЗ испытывают 14,7 % респондентов, 30 % не отмечают данного чувства и 55,3 % воздержались от ответа на поставленный вопрос.

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и перспективы

Существующая система специальных учебно-вос­питательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья претерпевает ныне серьез­ные изменения и во многом стоит на пороге своего со­кращения. Вероятнее всего, возьмет верх набирающая силу тенденция устранения различий между общеоб­разовательной и специальной школой.

В настоящее время актуальной проблемой инклю­зивного образования, стоящей перед организацией комплексной помощи детям, является создание «без­барьерной» образовательной среды. Одним из общих правил такой образовательной среды является крите­рий ее доступности для ребенка с ограниченными воз­можностями здоровья.

Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья

При высоком уровне финансового обеспечения образования именно столичная практика инклюзии может рассматриваться как плацдарм для проверки надежности прогнозов и надежд. Московская модель инклюзивного образования детей с ОВЗ основана на системном подходе. Столичный опыт совместного обучения регламентирован законом «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» и с 2003 года имеет богатую историю экспериментальной деятельности. Финансовое обеспечение задач включающей практики образования закреплено постановлением Правительства Москвы о дополнительном финансировании образовательной услуги для детей с ОВЗ в условиях общего образования.[8]

В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети с инвалидностью. Дети с ограниченными возможностями здоровья – неоднородная по составу группа. В проекте Специального образовательного стандарта указывается: «Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания». [8]

Инклюзивное образование и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья

Инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычном учебном заведении, начиная с дошкольного учреждения и заканчивая высшими учебными заведениями. При этом они по-прежнему могут получить образование и в специализированных учреждениях.

Такой ребенок должен получить образование, сопоставимое с образованием сверстников без ограничений здоровья, находясь в их среде, и в те же календарные сроки (цензовый уровень). Обучающийся должен быть полностью включен в общий образовательный поток на всех уровнях образования и по окончанию школы по результатам итоговой аттестации получает такой же документ об образовании, как и его сверстники. Специальные условия аттестации конкретизируются применительно к каждой категории обучающихся с ОВЗ.

Материал по теме: ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В рамках медицинского подхода ребенок с инвалидностью – это проблема. В прошлом дети с ограниченными возможностями рассматривались исключительно через призму их нарушения, подвергались обязательному «лечению», институциализации и изоляции от остального общества. Иногда у таких детей даже отнималось их право на жизнь. Сегодня высокотехнологичные решения, лекарства и методы терапии носят куда более конструктивный характер, к примеру, слуховые аппараты для людей с нарушениями слуха.

Инклюзивное образование ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического статуса родителей, психических и физических возможностей.

Социальная работа в школе

Внутреннее пространство школы. Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Коридоры по всему периметру школы необходимо оснастить поручнями. Ширина дверных проемов должна быть увеличена. Для того чтобы человек на коляске смог подняться на верхние этажи, в школьном здании должен быть предусмотрен хотя бы один лифт, а также подъемники на лестницах. Для детей с нарушением зрения названия классных кабинетов должны быть написаны на табличках крупным шрифтом контрастных цветов. Необходимо дублировать названия шрифтом Брайля.

Дети-инвалиды останутся не обученными, морально уничтоженными людьми, которые пополнят ряды криминала и асоциальных граждан. Тем, кто работает с детьми с ОВЗ трудно представить, как дети с ОВЗ будут смотреться в массовой школе. Наше общество не готово воспринимать людей с ограниченными возможностями такими, какие они есть (даже не все педагоги могут работать с детьми с ОВЗ). В специальных школах учитель-дефектолог дает знания и прививает умения своим детям нисколько не хуже, чем в обычной школе, только все происходит пролонгировано, в щадящем режиме, с учетом особенностей ребенка. Стоит зайти в нашу коррекционную школу и сразу видно, что дети в ней счастливы, а вот будут ли они счастливы в массовой школе?

Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья — принципиально новый подход к обучению, давно и успешно внедряемый западными странами. Долгое время советская и российская система образования подразделяли учащихся на обычных и инвалидов, применяя к ним различные методики обучения. Причём последние практически не контактировали со своими сверстниками, проходя учебную программу в коррекционных классах и специализированных интернатах.

В результате итоговый уровень знаний сильно отличался, более того, дети с ограниченными возможности испытывали проблемы с социальной адаптацией в обществе, где делался акцент на их особенностях развития.

Какое образование считается инклюзивным

Если придерживаться прежней образовательной системы, в учебные заведения страны будут ежегодно выпускать тысячи учеников, которые не смогут полноценно адаптироваться в обществе. Поэтому Министерство образования решило воспользоваться опытом западных коллег и внедрять программы инклюзивного обучения.

Это интересно:  Если предприятие банкрот

Цель такой методики: создать каждому ребёнку максимальные возможности для обучения в обычных условиях, внедряя особый педагогический подход.

Внимание! Термин «Инклюзивное образование» происходит от французского слова INCLUSIF, что можно перевести как «включающий в себя». В педагогике этим словом обозначают методику формирования смешанных классов, где дети с ограниченными возможностями будут заниматься вместе по единой форме обучения.

Специалисты считают, что внедрение данной методике поможет стереть социальные различия между обычными и особенными детьми. Если речь идёт об учреждениях дошкольного образования, смешанные группы развивают навыки коммуникативного общения, позволяют детям лучше адаптироваться в обществе.

Опираясь на опыт западных коллег, можно отметить, что уровень получаемых знаний в таких группах заметно выше, чем в обычных коррекционных классах.

Как формируются классы

Наполняемость смешанных классов будет регулироваться санитарными нормами и правилами. Здесь предполагается, что при средней численности класса в 25 человек, здесь могут находиться 2 ученика с ограниченными возможностями. Если детей с ОВЗ больше, снижается общая наполняемость класса.

Программа обучения подстраивается индивидуально под ребенка с психофизическими отклонениями, однако она не является обособленной и понятна остальным ученикам класса. Кроме этого, она полностью адаптирована к общеобразовательной системе, мало отличаясь от обычной манеры проведения занятий.

Вполне естественно, что ребёнок-инвалид не будет вливаться в коллектив без подготовки, поэтому инклюзивная методика образования требует привлечения:

  • педагогов-психологов;
  • дефектологов;
  • тьюторов;
  • работников социальной сферы;
  • педиатров;
  • логопедов;
  • ассистентов педагога.

Кроме этого, в процесс вовлекается весь персонал школы (включая сотрудников службы безопасности) и дети. Такие программы имеют огромное значение для обычных учеников, которые смогут лучше понимать и терпимее относиться к людям с ограниченными возможностями.

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Правовые и законодательные нормы

Принципы инклюзии основываются на конституционных правах каждого гражданина Российской федерации на получение образования. В частности, программа опирается на такие законодательные акты:

  • статья № 28 Конвенции ООН, защищающую права детей;
  • статья № 43 Конституции РФ;
  • Федеральный закон № 273 «Об образовании», принятый к исполнению 29 декабря 2012 года;
  • статья 19 Федерального закона № 181 «О соцзащите инвалидов РФ», принятого к исполнению 24 ноября 1995 года.

Важно! Все общеобразовательные и дошкольные учреждения, где будут вводиться инклюзивные программы обучения, будут ориентироваться на государственные стандарты образования, и принимая их за базис, разрабатывать собственные методики. Скачать для просмотра и печати:

Основные принципы и методики

Это не так. Практика введения инклюзивного образования в западных школах показывает, что дети-инвалиды отлично справляются со школьной программой, более того, общий уровень знаний в смешанных классах получается выше, чем в коррекционных или общеобразовательных группах.

Достигается это за счет внедрения следующих поведенческих моделей:

  • индивидуальный подход к каждому ребёнку;
  • в образовательный процесс вовлекаются все непосредственные участники: преподавательский состав, дети, родители;
  • организация вариативной развивающей среды, где всем предлагаются равные возможности;
  • создаются доверительные отношения внутри коллектива.

Основные принципы инклюзивного образования выглядят так:

  • все люди одинаковы, вне зависимости от умственных и физических способностей, следовательно, нуждаются в полноценном общении;
  • личность каждого человека бесценна;
  • каждому человеку свойственно испытывать чувства и эмоции;
  • в обществе важно развивать дружеские и доверительные отношения среди сверстников;
  • люди испытывают потребность в общении;
  • получить качественное образование можно, только взаимодействуя внутри коллектива;
  • внешние различия развивают в человеке личность.

Важно! В целом совместное обучение направлено на устранение социального неравенства и дискриминации в среде образования.

Преимущества и недостатки

Преимущества такой формы обучения для ребёнка-инвалида выражаются следующим образом:

  1. дети проходят стандартную школьную программу, что обеспечивает равные со всеми возможности для трудоустройства и полноценную адаптацию в социуме;
  2. смешанные классы и группы позволяют полностью раскрыть потенциал ребенка с психофизическими отклонениями в развитии: они наравне с одноклассниками участвуют в различных конкурсах, соревнованиях и фестивалях;
  3. стираются границы неравенства между здоровыми детьми и инвалидами, образуя общество с равными для всех возможностями и правами.

Учитывая, что такая практика ранее не применялась в России, здесь имеется и ряд существенных недостатков. В частности:

  • отсутствуют квалифицированные специалисты, а именно на подготовке преподавательского состава и базируется данная форма обучения;
  • общеобразовательные учреждения не рассчитаны на комфортное обучение детей с ограниченными возможностями: отсутствуют пандусы и лифтовые подъемники, нет медицинского оборудования и приспособлений для детей с ослабленным зрением;
  • нет педагогов, способных работать с детьми-инвалидами;
  • отсутствие необходимой материально-технической базы.

Проблемы российских школ

Изменение системы образования обязательны к исполнению для всех регионов, поэтому во многих школах началось формирование смешанных классов, хотя для этого не имелось материальных и технических возможностей.

Следовательно, дети с ограниченными возможностями просто не могли посещать занятия: отсутствие пандусов для инвалидов ограничивает свободу передвижения колясочников в стенах заведения. Более того, к внедрению инклюзивного обучения оказались не готовы учащиеся и преподавательский состав. Отсутствие профильных специалистов привело к тому, что дети с ОВЗ не сумели полноценно влиться в коллектив, ещё больше абстрагируясь от общества.

Результат оказался противоположным ожидаемому: многие родители перевели детей-инвалидов на домашнюю форму обучения, что увеличивает изолированность и мешает нормальному общению ребёнка с окружающими.

Внимание! Минпросвещения и Минобразования РФ заявляют, что в России во многих регионах действуют центры/службы психолого-педагогической, социальной и медицинской помощи. В том числе в целях оказания ранней коррекционной помощи детям с проблемами в развитии. Чаще всего такая помощь оказывается на базе именно инклюзивных школ и детсадов. Кроме того, в ближайшем будущем будут также созданы центры психологической помощи родителям детей с ОВЗ . О существовании такого содействия в конкретном регионе необходимо узнавать в местных подразделениях Минобразования.

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Как это происходит в мировой практике

В США и ряде европейских стран работы по внедрению смешанной программы обучения начались в середине 70-х годов прошлого столетия. Здесь применялись три подхода, направленные на адаптацию инвалидов в обществе:

  • мейнстриминг — частичное включение детей-инвалидов в общественную деятельность, где они общаются с ровесниками на различных культурно-массовых мероприятиях;
  • интеграция — обучение детей с психофизическими отклонениями в развитии в обычных школах;
  • инклюзия — переоборудование учебных заведений и адаптация школьной программы под потребности детей с ограниченными возможностями.

Проведение последующих исследований в данной области показал, что именно последний вариант является более эффективным и экономически выгодным. В настоящее время европейские и американские школы получают субсидии из государственного бюджета на реализацию инклюзивного образования, поэтому кровно заинтересованы в привлечении большего числа детей-инвалидов, чтобы увеличить размер дотаций.

В России такие программы внедряются в 11 регионах, основываясь на положительном опыте школы смешанного обучения «Ковчег», открытой в 1991 году в Москве.

Особенности инклюзивного образования в России в 2019 году

Любое современное общество, включая граждан Российской Федерации, имеет в своем составе различные слои населения.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Наиболее незащищенными среди россиян являются дети с ограниченными возможностями, а также лица с инвалидностью.

При этом гражданин может страдать различными недугами, именно поэтому государство активно развивает различные обучающие программы, в том числе и инклюзивное образование.

Подобная программа обучения, направлена на реализацию права каждого человека с нарушениями здоровья получать программу образования в условиях пригодных для полностью здоровых граждан, применяя при этом специальные технологии.

Что это такое

Инклюзивное образование — это совместная программа воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями, а также категорий детского населения, которые не имеют каких-либо проблем со здоровьем.

Данный термин используется в современной практике довольно часто, так как отдельных образовательных учреждений для инвалидов практически не существует, государство стремится к тому, чтобы они могли учиться совместно с нормальными здоровыми детьми, при наличии подходящих для этого условий.

Это интересно:  Детское кресло до скольки лет пдд

В данном случае подобная программа образования требует от педагогов отдельного и более пристального внимания за ограниченными детьми.

Применение для них более легкой программы обучения при необходимости, а также использование дополнительного времени, либо технологий, чтобы ребенок, имеющий проблемы со здоровьем мог комфортно для себя воспринимать всю нужную информацию.

Нормативная база

В чем заключается инклюзивное образование, а также способы предоставления программ для детей, имеющих ограничения по здоровью в общеобразовательных учебных заведениях регламентируется следующими нормативно правовыми актами Российской Федерации:

Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 года (последняя редакция) «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный закон № 181 от 24.11.1995 года (последняя редакция) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

Фото: Федеральный закон № 273

Фото: Федеральный закон № 181

На основании этих двух законодательных актов была разработана программа инклюзивного образования, которая включает в себя определенные принципы предоставления информации для детей с ограниченными возможностями.

Дополнительно в тексте законов имеются положения, указывающие на распространенный вопрос, являются ли обязательными методы применения инклюзивного образования.

Другие варианты обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Каждый ребенок в Российской Федерации имеет право пройти общеобразовательную программу в школе абсолютно бесплатно.

Наряду с этим встречаются отдельные формы образования для инвалидов, как инклюзивное обучение.

Рассмотрим более детально, какие еще варианты обучения имеются у детей с ограничениями:

Интегрированное обучение Получение детьми с инвалидностью образовательной программы в специальных классах
Дифференцированное обучение Получение детьми с ограниченными возможностями (слух, зрение, речь, опорно-двигательный аппарат) образования в специальных учреждениях, либо отдельных классах
Дистанционное обучение Получение детьми с ограниченными возможностями образования в удаленном режиме через интернет
Домашнее обучение Работа педагогов с детьми, имеющими ограниченные возможности со здоровьем на дому

Каждый вид образовательной программы предполагает работу педагогов в разной форме. Но любой из методов, направлен на то, чтобы ребенок, невзирая на свои проблемы со здоровьем мог получить достойную обучающую программу, и был грамотным гражданином впоследствии.

Коррекционные классы общеобразовательных школ

Для того чтобы дети с инвалидностью могли успевать за общеобразовательной программой, специально в школах создаются отдельные классы.

Здесь с лицами, имеющими ограниченные возможности, педагоги занимаются дополнительно. Программа используется для всех учащихся независимо от их отклонений.

Нередко в подобных классах используются дополнительные методы помощи ребенку с ограниченными возможностями, чтобы подробно воспринять тот или иной материал.

Как правило, такие классы созданы для проведения отдельных уроков по различным дисциплинам, куда ходят дети инвалиды.

Домашнее

Имеются среди детей инвалидов те слои населения, которые не в состоянии посещать общеобразовательное учреждение. В рамках помощи для таких граждан создана домашняя форма обучения.

На практике она реализуется педагогом, который занимается выездом к ученику на дом и подробной работой с ним в каждой отдельной дисциплине. Как правило, с такими учениками учителя работают по специально разработанной форме обучения.

Предоставляется подробный материал, который педагог помогает лучше усвоить учащемуся. Также в домашних условиях проводятся проверочные работы, опросы, на основании которых учитель выставляет оценки за успеваемость.

Дополнительно следует учитывать тот факт, что в ряде случаев домашняя программа обучения ничем не отличается от общего образования, за исключением того, что ребенок получает информацию и демонстрирует свои знания в домашних условиях.

Дистанционно

Еще одна форма образования, которая часто применяется для детей инвалидов – это дистанционное обучение.

В данном случае ребенок с ограниченными возможностями лично изучает весь материал, либо педагог работает с ним через интернет.

При необходимости проводятся дополнительные занятия, а также опросы, на которых ученик демонстрирует свои знания.

Все что требуется для проведения дистанционной формы обучения детей – это компьютер и доступ в интернет.

Если имеется все необходимое, ребенок может, как самостоятельно постигать программу, так и работать с учителями в их свободное время.

В случае с удаленным образованием, с лицом, имеющим отклонения по здоровью могут работать сразу несколько отдельных педагогов, которые будут помогать ему разбираться в материале, а также проводить соответствующий контроль успеваемости с выставлением оценок.

Плюсы и минусы подобной системы обучения

Дополнительная программа обучения для детей с инвалидностью, работа в домашних условиях, а также дистанционная форма получения образования имеет ряд положительных и отрицательных сторон:

Преимущества Недостатки
Ребенок может более подробно изучить и вникнуть в преподаваемый материал Имеется необходимость работать с каждым ребенком по отдельной программе
Образование, получаемое ребенком инвалидом, ничем не отличается от общеобразовательной программы Не всегда хватает педагогов, которые готовы работать с детьми удаленно, в домашних условиях или дополнительно
После получения дополнительной помощи для восприятия информации ребенок усваивает материал значительно лучше Для работы с некоторыми детьми инвалидами требуется использование различных технологий
После получения образовательной программы выдается общий диплом о полученном образовании Педагогам более трудно контролировать успеваемость детей инвалидов, при дистанционном или домашнем обучении
При инклюзивной программе обучения имеется возможность работать с каждым ребенком в отдельности Не во всех регионах Российской Федерации присутствует возможность использования инклюзивной образовательной программы

Наряду с преимуществами, у инклюзивной, а также иной формы обучения имеются также и недостатки. Дополнительно следует учитывать тот факт, что при получении общего образования дети с инвалидностью учатся совместно со здоровыми учениками, что нередко может их угнетать морально.

Проблемы в России

Инклюзивная форма образования присутствует в Российской Федерации уже достаточно длительное время, но здесь имеется ряд проблем, на которые следует обратить внимание:

  • достаточно мало общеобразовательных школ в целом по стране, которые предусматривают возможности дополнительной работы с детьми инвалидами;
  • нередко из-за отсутствия или занятости педагогов ребенку с ограниченными возможностями приходится самостоятельно разбираться в программе;
  • обучение здоровых детей и лиц с ограниченными возможностями не всегда возможно из-за отсутствия тех или иных технологий;
  • получение общеобразовательной программы учащимся с ограниченными возможностями может влиять на него морально, так как он проходит обучение совместно со здоровыми детьми.

Несмотря на наличие подобных проблем в России, с ними ведется активная борьба, направленная на то, чтобы каждый учащийся общеобразовательной школы мог получить качественное образование и впоследствии реализовать себя.

Мировой опыт

Если брать в пример зарубежные страны, то во многих из них инклюзивная форма обучения присутствует уже достаточно продолжительное время.

Здесь для детей инвалидов активно применяется специальный подход, устраиваются дополнительные занятия, чтобы те более тщательно усваивали материал.

В данном случае в развитых зарубежных странах дети инвалиды получают при необходимости все, что им поможет в усвоении образовательного материала.

Инклюзивная форма обучения в России используется уже достаточно продолжительный период времени. Специально для детей инвалидов школы оборудуются необходимыми технологиями. Педагоги работают дополнительное время, а также активно помогают в освоении материала.

Но следует заметить, что это встречается не во всех образовательных учреждениях, так как в Российской Федерации в данной сфере имеются и проблемы, которые решить окончательно, пока что не удается.

Видео: развитие инклюзивного образования в России

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 110-43-85
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-60-09
    • Регионы — 8 (800) 222-69-48

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Статья написана по материалам сайтов: urist-yslugi.ru, lgoty-vsem.ru, lgotywiki.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector