+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

ФНС решила защитить права работников

В соответствии с нормами действующего российского законодательства в ходе выездной налоговой проверки инспекторы вправе привлечь работников проверяемой организации для дачи показаний и пояснений. Однако такой допрос не всегда бывает законным, об основных правилах мы расскажем в нашей статье.

Согласно положениям налогового законодательства (подп. 12 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 90 НК РФ) инспектор, в рамках осуществления выездной проверки вправе вызвать любое физическое лицо в качестве свидетеля для дачи показаний. При этом, статья 31 НК РФ устанавливает, что вызов свидетеля происходит на территории налогового органа. При этом, допрос может проводиться и по месту пребывания свидетеля, если он, например, болен или стар, является инвалидом и не может явиться в инспекцию, также, по усмотрению инспектора, это правило может распространяться и на другие ситуации (статья 90 НК РФ).

Вызов свидетеля осуществляется повесткой, рекомендованная форма которой приведена в приложении к методическим рекомендациям ФНС РФ по ведению информационного ресурса «Допросы и осмотры». В повестке обязательно указывается основания ее направления, а также место и время проведения допроса.

В случаях если допрос проводят по месту нахождения работника или компании, документ о вызове свидетеля не составляется.

Важно! Работника компании, где проводится налоговая проверка, могут вызвать на допрос только повесткой. Он не обязан являться в инспекцию по телефонному звонку или устному приглашению. Кроме того, показания не могут быть получены по телефону.

Законодательством РФ не установлены точные сроки, по которым повестка может считаться доставленной или врученной свидетелю. Следовательно, датой получения документа будет считаться день его фактического получения по почте или лично.

В качестве свидетеля по налоговым проверкам могут быть привлечены только те лица, которые не заинтересованы в исходе дела. Если опрашиваемое лицо заведомо заинтересовано в исходе дела (например, если речь идет о генеральном или финансовом директоре), то протокол допроса квалифицируется как пояснения налогоплательщика (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Приложение № 11 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 г. № ММВ-7-2/189@ определяет форму протокола допроса свидетеля, документ, который был составлен в произвольной форме, в дальнейшем будет считаться недействительным.

Основным отличием допроса от дачи пояснения является тот факт, что на допрос должно явиться непосредственно то лицо, чья фамилия была прописана в повестке, тогда как для дачи показаний может быть отправлено любое должностное лицо или уполномоченный представитель компании, например юрист. Стоит также отметить, что уведомление о вызове для дачи пояснений вручают компании по ТКС либо ее представителю лично.

В соответствии с п. 2 ст. 89 НК РФ допрашивать работников проверяемой компании, в том числе бывших сотрудников, могут только те инспекторы, которые непосредственно входили в список участников проверки. В случае, если допрос ведет другой инспектор, в дальнейшем протокол допроса будет считаться недействительным. При этом, допрос также могут вести сотрудники органов внутренних дел, которые были включены в состав проверяющих.

Время начала и окончания допроса обязательно фиксируется в протоколе. Допрос работников компании не может длиться непрерывно более четырех часов и не более восьми часов в течении одного дня, между которыми должен быть перерыв минимум 1 час для отдыха и принятия пищи (ст. 187 УПК РФ; ст. 2, п. 3 ст. 33 НК РФ).

Согласно пункта 2 статьи 90 НК РФ в допросе не могут участвовать лица, которые:

  1. в силу возраста, своих психических или физических недостатков не могут правильно воспринимать обстоятельства, которые имеют значение для осуществления налогового контроля;
  2. получили информацию, необходимую для осуществления налоговой проверки, когда исполняли свои профессиональные обязанности и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц.

Содержание

Допрос работника, когда проверка приостановлена

В соответствии с пунктом 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ в период приостановления налоговой проверки прекращаются все действия инспекторов по истребованию документов у компании, а также иные действия на ее территории, непосредственно связанные с проверкой.

В 2013 г. Пленум ВАС РФ, исходя из данной нормы, сделал вывод, что в период приостановления проверки получение от организации пояснений, а также допрос ее работников на территории организации не допустим. Но данное правило не распространяется на допрос или получение пояснений вне территории компании, например, на территории инспекции, если при этом они не связаны с истребованиями документов у организации. Стоит отметить, что указанный вывод касается и бывших сотрудников проверяемой организации, допрашиваемых в качестве свидетеля.

Допрос работника, когда проверка окончена

Однако из правил существует исключение. Так, если повестка на допрос была направлена работнику еще во время проведения налоговой проверки, считается, что инспекторы фактически выполнили требования налогового законодательства (п. 7 ст. 101.4 НК РФ). В этом случае проведение допроса, даже после окончания проверки, будет являться законным доказательством, поскольку показания были получены после окончания по независимым от инспектора обстоятельствам.

Кроме того, законным будут считаться показания свидетеля, полученные даже после окончания проверки, если налоговый орган отправлял поручение о проведении допроса в иную инспекцию и при этом документ датирован периодом проверки.

Ответственность работника при допросе в инспекции

Статья 128 НК РФ устанавливает:

  • неявка работника проверяемой компании либо уклонение его от явки без уважительной причины, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влечет взыскание с него штрафа в размере 1000 рублей;
  • неправомерный отказ от дачи показаний, а также представление заведомо ложных показаний влечет взыскание штрафа в размере 3000 рублей.

Отказаться от дачи показаний без последствий привлечения к ответственности работник может только в том случае: сославшись на часть 1 статьи 51 Конституции РФ — никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников.

Инспектор налоговой службы, осуществляющий допрос, еще в самом начале должен предупредить допрашиваемого об ответственности за отказ от дачи показаний или за дачу заведомо ложных показаний, о чем в протоколе допроса делается отметка и удостоверяется подписью свидетеля. Отсутствие такой подписи может стать поводом для признания протокола недействительным.

Незаконное увольнение с работы: как защитить свои права в 2019 году

Незаконное (неправомерное) увольнение работника — это одно из действии со стороны работодателя, от которого не защищён не один сотрудник. Поскольку перечень причин, служащих основанием для прекращения трудовых отношений, чётко определён действующим трудовым законодательством, всё, что выходит за его рамки, может расцениваться, как незаконные действия.

Это интересно:  Для Чего Нужен Технический План На Дом

В этой статье расскажем о том, что такое неправомерное (незаконное) увольнение с работы, приведём яркие примеры, а также укажем, в какие организации следует обращаться для защиты и восстановления своих нарушенных прав.

Незаконное увольнение и его примеры

Действующее законодательство не содержит в себе определения, дающего чёткое понятие о том, что такое незаконное увольнение с работы. Однако, в ТК РФ содержится исчерпывающий перечень оснований, по которым допускается прекращение трудовых отношений как со стороны работодателя, так и по инициативе работника:

Следовательно, все иные ситуации с увольнением, выходящие за пределы, сформулированные в этих статьях, попадают под определение незаконных.

Перечислим наиболее часто встречающиеся ситуации, попадающие под формулировку незаконное увольнение по ТК РФ:

  1. Проведение сокращение численности персонала, ради увольнения одного или нескольких лиц с последующим принятием на аналогичные должности других граждан. При этом, полномочия уволенных и вновь принятых сотрудников будут одинаковы;
  2. Принуждение к написанию заявления на увольнение по собственному желанию;
  3. Несоблюдение требований по уведомлению сотрудников о предстоящем увольнении либо сокращении;
  4. Прекращение трудовых отношений с женщиной, пребывающей в отпуске по уходу за ребёнком либо в декретном отпуске;
  5. Увольнение за опоздание сотрудника на своё рабочее место на 5 минут;
  6. Подписание документов о прекращении трудовых отношений лицом, не имеющим никаких прав на совершение подобных действий.

Помимо определённых обязанностей, которые берёт на себя работник при трудоустройстве, у него существует целый ряд прав, прописанных в ст. 21 ТК РФ, среди которых можно выделить:

  1. Право на защиту своих трудовых прав, но только при помощи всех способов, не запрещённых действующим законодательством;
  2. Право на участие в забастовках с целью требования разрешения определённого индивидуального либо коллективного спора;
  3. Возмещение вреда и выплата компенсации за причинённый моральный вред в ситуациях, связанных с исполнением своих трудовых функций.

Ответственность работодателя

Ошибочно полагать, что принимая гражданина на работу, уволить его можно будет в любой момент, когда он станет не нужен по каким-либо причинам. На этот счёт существует целый перечень норм, определяющих ответственность такого работодателя.

Важно знать, что сам по себе факт незаконного увольнения сотрудника может негативно сказаться не только на репутации всего предприятия в целом, но и на деловых качествах непосредственного руководителя. Более того, при выявлении такого факта, компания может понести значительные финансовые затраты.

Список последствий незаконного увольнения для работодателя сформулирован следующим образом:

Куда обращаться в этом случае

Существует несколько инстанций, куда следует обратиться, в случае незаконного увольнения с работы:

В силу требований действующего законодательства, обращение в трудовую инспекцию по указанному вопросу должно быть рассмотрено в течение 10 дней от даты подачи заявления. Несмотря на то, что срок довольно непродолжительный, не стоит рассчитывать на всестороннее и объективное исследование указанного факта. Более того, придётся позаботиться о предоставлении дополнительных доказательств, обосновывающих то, что увольнение было произведено незаконно.

Результатом рассмотрения дела в трудовой инспекции может явиться:

  1. Требование о восстановлении гражданин в должности;
  2. Привлечение к административной ответственности как руководства, так и иных причастных к этому факту лиц.

Рассмотрение жалобы в прокуратуре происходит в более растянутые сроки — в течение 30 дней. Однако, ввиду наличия у работников прокуратуры жалоб в иных областях, рассмотрение конкретной ситуации также может произойти поверхностно. Более того, в зависимости от содержания ситуации прокуратура обладает правом по перенаправлению данного вопроса на расследование в инспекцию по труду, однако, прокурор имеет право обратиться в суд с соответствующим заявлением в защиту уволенного сотрудника, в случае невозможности этим сотрудником по состоянию здоровья, недееспособности или иным уважительным причинам представлять себя в суде

Судебный орган является, пожалуй, самой точной инстанцией, позволяющей разобраться детально в указанном вопросе. Поэтому большинство лиц предпочитают сразу же обращаться в этот орган за рассмотрением своего вопроса. Исковое заявление, в этом случае, подаётся в районный суд по месту нахождение работодателя. При этом в силу норм действующего законодательства, необходимости по уплате госпошлины, нет. Срок рассмотрения дела составляет 31 день, но в силу определённых обстоятельств этот процесс может затянуть надолго.

Стоит также отметить, что помощь в защите интересов сотрудника может оказать профсоюз, который также может обратиться в суд на стороне сотрудника (п. 1 ст. 11, ст. 23 Закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ; ч. 1 ст. 46 ГПК РФ).

Сроки, документы и последствия восстановления

Как уже говорилось выше, за защитой своих законных прав гражданин имеет право обращения сразу в три органа. Однако следует учесть, что у всех них очень разные сроки рассмотрения вопроса о защите трудовых прав и, ожидая ответа из прокуратуры, можно пропустить срок на подачу искового заявления в суд. Впоследствии можно обратиться в суд с заявлением о восстановлении указанного срока, однако оно будет принято и удовлетворено только в случае наличия уважительных на то причин.

Законом также не запрещено и не установлено никакой очерёдности по рассмотрению указанных вопросов в различных инстанциях, поэтому зачастую многие граждане сразу же обращаются в суд, чтобы не потерять месячный срок, отведённый на обжалование увольнения (ст. 392 ТК РФ).

Для того чтобы обратиться в любую из указанных инстанций, следует подготовить пакет бумаг. Относительно своего трудоустройства и незаконного увольнения, а именно:

  1. Трудовую книжку или контракт;
  2. Приказ о принятии на работу;
  3. Приказ об увольнении;
  4. Справка о среднем заработке и доходах (при наличии);
  5. Расчётные квитанции и иные документы, имеющие отношение к выполнению своих профессиональных обязанностей;
  6. В инстанции, кроме суда, потребуется подача жалобы в письменном виде, а вот в суде необходимо будет предъявление искового заявления по нормам и требования в соответствии сГПК РФ.

При этом в исковом заявлении можно заявить, например, следующие требования:

  • восстановление на работе;
  • изменение основания увольнения или даты увольнения;
  • взыскание заработка за время незаконного увольнения или/и морального вреда.

Помимо перечисленных вариантов возможной ответственности работодателя, факт незаконного увольнения может повлечь за собой восстановление стажа работы. Кроме этого, если место уволенного сотрудника уже будет занято, необходимо будет думать об его освобождении. Но по соглашению сторон допустим перевод на аналогичную работу без ущемления в заработной плате.

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

Способы защиты прав налогоплательщиков

Способы защиты прав налогоплательщиков

По ч. 2 ст. 45 Конституции РФ , каждый может защищать свои права любыми способами, которые законодательство не запрещает. Налогоплательщикам гарантируется три способа защиты их прав:

  • административный (в целом регулируется гл. 19 , 20 НК, в рамках данной статьи будут рассмотрены частично);
  • судебный (гл. 21 , 22 КАС и гл. 24 АПК, аналогично предыдущему пункту, будут освещены не полностью);
  • самозащита, предусмотрена п. 11 ст. 21 НК .

Перечисленные защитные способы гарантируются актуальным НК РФ. Теперь подробнее о каждом из них.

Административный способ защиты прав налогоплательщиков

Защита прав налогоплательщиков в административном порядке происходит в режиме гл. 19 и 20 НК. В рамках административной защиты обжалуются:

  • ненормативные акты налоговых органов (влияют на конкретных лиц, скажем, требование об уплате налога или пеней);
  • действия (бездействие) должностных лиц этих органов, которыми, по мнению налогоплательщика, нарушены его права.
Это интересно:  Партнерские программы электронных кошельков (платежных систем)

Такое обжалование происходит в вышестоящем налоговом органе.

  • жалоба в вышестоящий налоговый орган (ВНО) — оспаривают вступившие в силу ненормативные акты налоговиков, действия (бездействия) соответствующих должностных лиц;
  • апелляционная жалоба — когда оспаривают не вступившее в силу решение фискальщиков об ответственности за налоговое правонарушение или отказ в этом, которые вынесены в режиме ст. 101 НК , когда лицо считает, что таким образом нарушают его права.

Решение по жалобам ВНО принимают в течение месяца с момента ее поступления, при необходимости его продлевает. По иным жалобам подобный срок — 15 дней, также может быть продлен. Если в указанные сроки на претензию не отреагировали, ее можно обжаловать в суд. Итоги рассмотрения жалоб перечислены в п. 3 ст. 140 НК .

Решения фискальщиков, действия (бездействие) их сотрудников могут обжаловаться в суде лишь после их административного оспаривания. Исключениями, с которыми можно отправляться сразу в суд, будут:

  • реакции ВНО на жалобы, включая апелляционные, причем и их можно обжаловать в вышестоящем органе;
  • акты ФНС, поступки (их отсутствие) ее сотрудников — с ними спорят только через судопроизводство.

Обжалование акта или действия в ВНО не приостанавливает их. По заявлению обжалователя приостановка (до принятия решения по претензии) возможна, когда оспаривают вступившее в силу привлечение к ответственности за налоговое нарушение либо отказ в этом. Соответствующее заявление подается одновременно с жалобой и банковской гарантией, по которой банк обязуется внести обязательный платеж по спорному решению. Банковская гарантия должна соответствовать п. 5 ст. 74.1 НК и другим условиям из п. 5 ст. 138 НК .

Как подать жалобу

Жалобу в ВНО подают через орган, принявший, совершивший спорное решение (действие). Передается петиция со всеми материалами в течение трех дней со времени ее поступления. Получив претензию орган, нарушивший права налогоплательщика, обязательно принимает меры, устраняющие такое нарушение. Если его получилось устранить, об этом сообщается в ВНО (с приложением подтверждающих документов, если они есть) в течение трех дней с момента устранения.

На указанные действия у пострадавшего лица есть год со дня, когда ему стало известно о нарушении прав. В тот же срок (с даты вынесения спорного решения) опротестовывается вступившее в силу решение об ответственности за налоговое правонарушение, которые не оспаривались через апелляцию.

Обжалование в ФНС происходит в течение трех месяцев со дня разрешения претензий (апелляции в том числе) ВНО.

Пропущенное по уважительной причине время обжалования восстанавливается ходатайством в ВНО.

Содержание жалобы

  1. Ф.И.О. жалующегося физлица, его место жительства либо наименование и адрес, когда жалуется юридическое лицо.
  2. Оспариваемые ненормативный акт налогового органа, действия (бездействие) его должностных лиц.
  3. Наименование органа, который нарушил права налогоплательщика.
  4. Причины, по которым лицо считает, что его права нарушены.
  5. Требования обращающегося.
  6. Вариант получения результата рассмотрения (бумажный или электронный).

Также в ней можно указать телефонные, факсовые номера, адреса электронной почты, а также другую необходимую для рассмотрения информацию. К жалобе прикладывают соответствующую доверенность, когда ее подает представитель, а также документы, которые подтверждают доводы налогоплательщика.

Как подать апелляцию

Апелляцию на решение об ответственности за налоговое правонарушение (либо отказ в этом) подают через вынесший его орган, после чего она со всеми материалами в течение трех дней направляется в ВНО. Она подается до дня, когда обжалуемое решение вступит в силу.

Не апеллируются решения ФНС об ответственности за налоговое правонарушение и отказ в этом.

Претензии, включая апелляцию, подают письменно с подписью жалующегося или его представителя либо электронно, через Интернет, личный кабинет налогоплательщика.

Судебный порядок защиты прав налогоплательщиков

При оспаривании актов налоговиков, касающиеся отдельных лиц, действия (бездействие) их должностных лиц, через судопроизводство (за исключениями, отмеченными выше, которые сразу обжалуют в суд) промежутки для обращения к правосудию исчисляют с даты, когда лицо узнало о решении ВНО по соответствующей жалобе, или со дня, когда прошли сроки, указанные в п. 6 ст. 140 НК .

Административные иски подают в суд, согласно гл. 2 КАС . Требования к ним установлены ст. 220 КАС .

Арбитражное производство происходит в режиме раздела II АПК , с учетом специфики гл. 24.

Самозащита для налогоплательщиков

Этот способ защиты заключается в том, что налогоплательщик может не выполнять требования налоговых и иных уполномоченных органов (их должностных лиц), не соответствующие закону. Правда, применять на практике данную защиту нужно с осторожностью, поскольку далеко не все могут самостоятельно определить, что является нарушением закона, а что — нет.

Защитить налоговые права можно также и через органы прокуратуры, которые надзирают за правильностью применения законодательства, включая налоговое.

Формы защиты прав налогоплательщиков

Формы защиты прав бывают юрисдикционными (административная плюс судебная) и неюрисдикционными, принудительными. Благодаря им, спор разрешается усилиями его участников. В число последних входят:

  • совокупное сравнение налоговых платежей (ст. 45 , 78 НК);
  • письменные возражения касательно акта проверки в течение месяца со дня его получения (п. 6 ст. 100 НК );
  • предложение о добровольной уплате штрафа налогоплательщику до обращения в суд фискальщиками (п. 1 ст. 104 НК ).

Ответственность и защита прав налогоплательщиков

За налоговые правонарушения отвечают юридические и физические лица, а также ИП в случаях, обозначенных НК РФ. К налогоплательщикам, не исполняющим своих обязанностей, применяют меры государственного принуждения. Это могут быть штрафы:

  • в твердой сумме: 200 000–500 000 рублей;
  • в процентах: 0,2–100 % от конкретных сумм за налоговые правонарушения (гл. 16, 18 НК);
  • способы принудительного взыскания налоговых недоимок: ст. 46–48 НК .

Другой вариант — обеспечительные меры из гл. 11 НК (имущественный залог, поручительство, пеня, приостановление операций по банковским счетам, арест имущества, банковская гарантия).

Налоговая ответственность для физлиц возможна с шестнадцати лет. Срок давности, когда к ней можно привлечь, — три года (с момента совершения нарушения).

Противоправные деяния в области налогообложения могут также привести к уголовной ( ст. 198–199.2 УК РФ ) либо административной ( ст. 15.7 КоАП ), а также дисциплинарной ( ст. 192 ТК ) ответственности. Последняя разновидность ответственности накладывается приказом работодателя, например, на бухгалтеров, которые не вовремя подали необходимую отчетность.

6 правил выживания во время налоговой проверки

Выездная налоговая проверка закончилась для руководства ООО «Вымпел-196» серьезными проблемами. Инспекторы проверяли компанию по единому социальному и транспортному налогу. Но в ходе проверки заметили несколько сделок с компанией-консультантом, которые уменьшали базу налогоплательщика на существенную сумму. Не обратив на это внимания, руководители фирмы предоставили инспектору документы в том числе и по этим сделкам. Более того, под натиском инспектора исполнительный директор признался, что они с гендиректором, родственником, являются учредителями фирмы-консультанта. В результате с компании взыскали дополнительные налоговые начисления. Если бы менеджеры продумали стратегию защиты, этого не случилось бы. Более того, они сами могли бы жаловаться на нарушения при проведении проверки: согласно ч. 5 ст. 94 НК не могут быть истребованы или изъяты документы или предметы, не имеющие отношения к проверке. А исполнительный директор мог попросту отказаться от дачи показаний против себя! Такое право прописано и в Конституции (ст. 51), и в Налоговом кодексе. Но он клюнул на угрозы про последствия за отказ от дачи показаний… Итог: доказательства получены, иски поданы, план по налогам выполнен.

Это интересно:  Как получить исполнительный лист через суд?

Выездные проверки Федеральной налоговой службы (ФНС) более предсказуемы, чем милицейские. Обычно руководство компании оповещают о возможном приезде инспекторов заранее, устно или по почте. Как только вам принесли решение о проведении выездной проверки, начинайте готовиться. Позаботьтесь о резервном копировании важных данных на удаленный сервер, чтобы изъятие компьютеров не повлекло за собой невосполнимого вреда. Подготовьтесь к мысли, что проверка ФНС — продолжительное мероприятие, в результате которого вам могут подсчитать излишние недоимки и назначить дополнительные санкции. Вот пять правил, которые помогут руководителям избежать неприятностей на стадии проведения выездной налоговой проверки.

Установите личности проверяющих

Предложением «Предъявите ваши документы» можно сразу задать нужный тон работе проверяющих. Подобный тон дает сигнал чиновнику, что он здесь не главный, он тоже должен отчитаться. Если же документов вам не предъявляют, можете смело отказать в проведении проверки. Состава правонарушения это не образует, поскольку у вас нет точного представления о правовом статусе пришедшего лица.

Решение о проведении выездной налоговой проверки, которое также нужно потребовать у инспекторов, должно содержать следующие сведения:

  • полное и сокращенное наименования либо фамилию, имя, отчество налогоплательщика;
  • предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
  • периоды, за которые проводится проверка;
  • должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Нередко в решении о проведении проверки указаны одни должностные лица, которым поручено проведение мероприятий налогового контроля, а выполняют их совершенно другие. Это воистину подарок. Документ, оформленный не указанным в решении о проведении налоговой проверки лицом, не может быть положен в основу доказательств вины налогоплательщика.

Вполне возможно, что такого решения в природе и не существует, а инициированная проверка — попытка проведения рейдерской атаки на предприятие. Если у вас остались сомнения, что перед вами сотрудники налоговой, позвоните в инспекцию ФНС и спросите, работают ли там данные сотрудники.

Оградите сотрудников от лишней суеты

Проверка ФНС всегда тормозит работу компании. Проверяющие то и дело поручают бухгалтерам предоставить те или иные документы, проанализировать какие-либо показатели или дать необходимые пояснения. Это отвлекает бухгалтеров и юристов. Можно постараться сделать так, чтоб проверка проходила не в офисе, а в ИФНС.

В соответствии со статьей 89 Налогового кодекса выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Но проверяемый вправе заявить об отсутствии возможности проведения проверки в своем помещении. Главное — хорошо мотивировать такую просьбу (она удовлетворяется лишь в крайних случаях). Здесь можно изворачиваться настолько, насколько позволит фантазия: заболевания работников, дезинфекция, ремонт, отсутствие отдельного помещения и пр. Такая практика еще не устоялась, но отдельные успешные примеры уже есть.

Если повезет, проверка переедет в здание ИФНС, проверяющие потеряют уйму времени, нервных клеток и возможность оперативного истребования документов. А проверяемый получит стабильную работу предприятия.

Давайте копии, а не оригиналы

Сотрудники ФНС наделены правом истребования документов. В первую очередь их интересуют подлинники. Но по закону, когда у вас просят бумаги, вы можете предоставить не оригиналы, а заверенные копии.

При истребовании документов инспектор направляет налогоплательщику требование о предоставлении документов. После его получения в течение 10 дней налогоплательщик отдает заверенную печатью и подписью копию, а при необходимости представляет для ознакомления (то есть инспектор себе подлинник не забирает) оригинал.

В случае если для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов проверяемого лица и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинники документов. Но процедура выемки сложнее и обычно назначается тогда, когда нужно получить подлинник документа или когда налогоплательщик не хочет отдавать даже копию этого документа (часто такие ситуации совпадают). Подлинники могут забрать и без выемки, если налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа.

Отмечайте ошибки сотрудников ФНС

Изучайте и сопоставляйте промежуточные акты налоговой проверки, записывайте упущения сотрудников ФНС. Например, если вас решили проверить только по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, работники инспекции не имеют права проверять правильность учета по единому социальному налогу. Незаконны также требования предоставления документов, дачи разъяснений, опросы и прочие мероприятия налогового контроля, которые явно не имеют отношения к цели проверки. Они могут быть обжалованы на более высоком уровне (руководитель, Управление Федеральной налоговой службы по субъекту РФ, Арбитражный суд) с большой вероятностью успеха.

Помните также, что сотрудники ФНС могут проверить только последние три календарных года деятельности налогоплательщика (согласно статье 87 НК РФ). Если проверяющие требуют документы по другим периодам (и это не указано в решении о проверке), их действия незаконны и подлежат обжалованию.

Собирайте козыри, но не спешите их выдавать

Некоторые действия и процессуальные решения сотрудников налоговых органов можно обжаловать сразу. Но часть из них придержите в качестве козыря на случай разбирательства в более серьезной инстанции. Идеальный вариант — замечать их, но не помогать чиновникам в устранении. Можно посоветоваться с бухгалтером и юристом по поводу возможности их использования при защите. Вполне вероятно, что в совокупности при достаточном обосновании (например, незаконное получение документов ненадлежащим должностным лицом — частый элемент «заказных» проверок) обжалование может помочь налогоплательщику достигнуть нужного результата. Например, можно будет обжаловать незаконное изъятие подлинника без постановления о выемке. Если выемка была проведена без понятых, опечатывания, шнурования, нумерования и т. д., то этот «сюрприз» лучше оставить до рассмотрения дела о налоговом правонарушении в инспекции или в суде.

Проштудируйте Налоговый кодекс или позвоните специалисту

Если вы не уверены в своих знаниях закона и бухучета, звоните специалисту в области бухгалтерского и налогового учета. Это может быть независимый аудитор, бухгалтер или юрист. Специалист имеет соответствующий опыт обнаружения недостатков в работе налоговых органов и эффективно использует любую ахиллесову пяту.

В общем и целом выездная налоговая проверка может быть и не такой страшной, если подходить к этому мероприятию с соответствующей серьезной подготовкой. Как показывает наша практика, существенное количество претензий налоговых инспекций может быть оспорено в арбитражных судах. Причина этому — серьезные нарушения и ошибки, допускаемые инспекторами при проверке. Избежать наказания, которое наложено на вас не по закону, — ваше право. И не бойтесь им пользоваться.

Автор — юрист компании «Налоговик»

Статья написана по материалам сайтов: lgoty-vsem.ru, ppt.ru, www.forbes.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector