+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Для ТОР разрабатывают особый налоговый режим

В России с 2019 года действует специальный налоговый режим для самозанятых — в качестве пилота» в четырех регионах. По данным на 6 марта, с 1 января в качестве самозанятых зарегистрировались 38 тыс. человек. «Видим, что каждый день увеличивается число желающих работать в этой системе», — отмечал первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов еще в конце февраля.

ТАСС рассказывает, что нужно знать о «налоге для самозанятых».

Содержание

Налог для самозанятых — это какой-то дополнительный налог?

Нет, фактически это новый налоговый режим.

Перейти на него можно только добровольно. А те налогоплательщики, которые решат не делать этого, должны платить налоги с учетом других применяемых ими систем налогообложения — например, упрощенной системы налогообложения (УСН) для ИП.

Кто такие «самозанятые»?

Ответ очевиден — эти люди работают сами на себя, получают за свои услуги деньги от физических или юридических лиц и не регистрируются в качестве индивидуальных предпринимателей (ИП). Также, по закону:

  • эта деятельность не должна вестись в рамках трудовых отношений (по договору) с работодателем;
  • самозанятый не нанимает дополнительных работников.

Видов такой занятости может быть множество — репетиторы, нянечки, уборщицы, кондитеры, швеи, таксисты и многое другое. Нередко бизнес самозанятых вырастает из хобби и увлечений. В Сети часто шутят, что рано или поздно всегда найдется тот, кто будет готов заплатить за твою работу — будь то рисунок, торт или мягкая игрушка ручной работы.

Сколько придется платить?

Для тех самозанятых россиян, кто оказывает услуги или продает товары физическим лицам, ставка налога составляет 4%. А для тех, кто торгует с компаниями (то есть юрлицами), — 6%.

А какие есть ограничения?

С учетом описанных выше условий новый налоговый режим распространяется на самозанятых, чей доход — не более 2,4 млн рублей в год. Тем, кто зарабатывает больше, придется оформить ИП или платить налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — 13%. При этом на размер месячного дохода закон никаких ограничений не устанавливает.

Также данным режимом не могут пользоваться продавцы подакцизных товаров — например, алкоголя или бензина.

Недоступен он и для нотариусов, арбитражных управляющих и адвокатов, так как их работа регулируется другими законами, объяснил соавтор закона, председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров.

А может ли индивидуальный предприниматель совмещать этот спецрежим с УСН?

Нет, совмещать разные спецрежимы нельзя — даже по разным видам деятельности.

Чтобы воспользоваться налоговым режимом для самозанятых, ИП должен отказаться от других налоговых спецрежимов, направив уведомление в налоговый орган по месту жительства или ведения предпринимательской деятельности. Сделать это, кстати, надо в течение месяца со дня регистрации в качестве самозанятого.

А если я работаю по трудовому договору и, например, сдаю квартиру, то могу я воспользоваться режимом?

Да, можно получать профессиональный доход (то есть быть «самозанятым») и одновременно работать по трудовому договору. Тогда со сдачи квартиры вы заплатите 4%, а работодатель при этом платит за работника налоговые и страховые взносы в обычном порядке.

Как можно воспользоваться спецрежимом для самозанятых?

Федеральная налоговая служба (ФНС) разработала специальное мобильное приложение «Мой налог». Оно позволяет зарегистрироваться без визитов в налоговую. Все, что нужно сделать, — отсканировать паспорт и сфотографироваться.

Сделать это также можно через кабинет налогоплательщика «Налог на профессиональный доход» на сайте ФНС и через уполномоченные банки. Например, услуга доступна в приложении Альфа-банка.

И как работает приложение «Мой налог»?

В приложении есть кнопка «новая продажа» — пользователь нажимает ее, дальше выбирает покупателя — физическое или юридическое лицо. В первом случае достаточно будет указать сумму и сформировать чек, который можно распечатать или отправить клиенту. Во втором еще понадобится ИНН и название юрлица.

Начисляется налог автоматически — следить за этим можно в любой момент в течение месяца. До 12-го числа следующего месяца в приложении сформируется счет, а до 25-го числа его нужно оплатить. При этом, когда налог будет начислен, в приложении появится напоминание о сроке уплаты.

Оплатить налог можно по квитанции или с банковской карты, которую для удобства можно привязать к приложению.

Можно ли принимать деньги от клиентов наличными?

Да, можно. Ограничения по способу приема денег от клиентов и покупателей нет. Они могут поступать на карту, счет в банке, через платежные системы или наличными.

А что с пенсией? Самозанятым придется копить на нее самим?

Работодатели традиционно платят за сотрудников страховые взносы в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования (ОМС) и Фонд социального страхования.

Что касается самозанятых россиян, то 1,5% из 4% (или 6%) уплаченных налогов пойдут на ОМС.

А вот о пенсии тем, кто работает на себя, да, по большей части придется позаботиться самим. Можно самостоятельно копить деньги, а можно добровольно уплачивать страховые взносы на пенсионное страхование. В этом случае период, за который уплачены такие взносы, посчитают за трудовой стаж, и тогда можно будет претендовать на страховую пенсию (если стаж не менее 15 лет). Так, в 2019 году, чтобы получить полный год страхового стажа, нужно заплатить около 30 тыс. рублей. При уплате меньшей суммы соразмерно уменьшается и стаж.

Если самозанятые отказываются платить деньги в пенсионное страхование, то рассчитывать они смогут только на социальную пенсию по старости.

А есть какие-то льготы?

У нового спецрежима для самозанятых есть свой налоговый вычет. Это сумма, которую государство выдает авансом для уменьшения налога, — 10 тыс. рублей. Работает он так: ставка налога уменьшается с 4% до 3% и с 6% до 4% до тех пор, пока сумма этих уменьшающих долей не достигнет 10 тыс. рублей.

При этом следить за этим не нужно — считать вычет и лимит налоговая будет сама, а время действия вычета не ограничено.

А если я решу не платить? Или платить меньше?

Закон не предусматривает возможность отслеживать незарегистрировавшихся самозанятых. Ответственность за неуплату налогов и так есть в российском законодательстве — вплоть до уголовной.

А вот если человек зарегистрировался, пользуется новым налоговым режимом и решил скрыть доходы, то его ждет штраф:

  • в первый раз — 20% от суммы нарушения;
  • при повторной попытке — 100% от объема скрытого дохода.

Слышал, что работодатель может меня уволить и заставить оформиться как самозанятого. Это правда?

В Сети действительно чуть ли не с первых дней 2019 года появились «вредные советы» для работодателей, как «перевести» своих работников в статус самозанятых, то есть, по сути, уволить и оформить по гражданско-правовому договору. Но юристы напоминают, что без веских экономических обоснований налоговые органы такую предприимчивость не оценят. Кроме того, закон четко прописывает, что если самозанятый оказывает услуги своему бывшему работодателю меньше чем через два года после увольнения, то такой доход под действие льготного налогового режима не подпадает — с него придется заплатить, как и положено, налог по общей ставке 13% (для физических лиц).

А если работодатель активно предлагает вам уволиться, оформиться как самозанятый и вернуться к работе на него — это повод обратиться в трудовую инспекцию.

Где заработали нововведения?

С 1 января 2019 года ФНС запустила пилотный проект в четырех регионах — Москве, Московской области, Калужской области и Республике Татарстан. Эксперимент рассчитан на десять лет. При этом работать можно и в нескольких регионах — главное, чтобы один из них был участником «пилота». А менять регион можно не чаще раза в год.

Это интересно:  Обмен клавесина, как обменять клавесин в магазине на новый

Впрочем, Минэкономразвития собирается предложить расширить режим на всю страну уже с 2020 года, а глава ФНС Михаил Мишустин ранее и вовсе заявлял, что это должно произойти осенью 2019 года.

Территории опережающего развития: 12 особых зон в ДФО

Отличия от ОЭЗ и ЗТР

В отличие от существующих ОЭЗ и зон территориального развития (ЗТР), ТОРы создаются под конкретных крупных инвесторов, заключивших с уполномоченным федеральным органом предварительные соглашения, определяющие вид планируемой экономической деятельности, объем инвестиций и количество создаваемых рабочих мест.

Территория опережающего развития создается на 70 лет, срок ее существования может быть продлен, что не предусмотрено в отношении особых экономических зон (они создаются на 49 лет) и зон территориального развития (срок действия — 12 лет). Заявку на создание ТОР может подать руководство любого субъекта РФ, в отличие от зон территориального развития. Перечень регионов, на которых могут быть образованы ЗТР, составляет правительство РФ.

В ТОРах разрешено вести разработку месторождений полезных ископаемых и производить подакцизные товары, что практически полностью запрещено в ОЭЗ (за исключением производства легковых автомобилей и мотоциклов) и частично — в зонах территориального развития (запрет на производство подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов, добычу сырой нефти, природного газа, драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней).

История создания

О создании на территории России подобных территорий впервые заявил президент РФ Владимир Путин в своем ежегодном послании Федеральному собранию 12 декабря 2013 г. Глава государства предложил «создать на Дальнем Востоке и в Сибири сеть специальных территорий и зон опережающего экономического развития с особыми условиями для создания несырьевых производств, ориентированных в том числе и на экспорт».

В октябре 2014 г. правительство РФ внесло в Госдуму пакет из трех законопроектов, направленных на формирование территорий опережающего социально-экономического развития: проект закона о ТОРах, поправки в Налоговый кодекс РФ (подписаны президентом 29 ноября 2014 г.) и изменения в ряд других нормативных актов, в том числе в Гражданский и Земельный кодексы (соответствующий документ подписан 31 декабря 2014 г.). Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ» был подписан главой государства 29 декабря 2014 г., документ вступил в силу 30 марта 2015 г.

Согласно закону, границы территорий опережающего развития не могут совпадать с особыми экономическими зонами или зонами территориального развития в субъектах РФ. Для каждой территории правительством устанавливается перечень видов экономической деятельности, при котором действует особый правовой режим ведения бизнеса, минимальный объем капитальных вложений резидентов, положение о применении (или неприменении) процедуры свободной таможенной зоны. В границах таких территорий разрешено создавать индустриальные (промышленные) парки.

Старт — в ДФО

В первые три года ТОРы могут создаваться только в Дальневосточном федеральном округе и на территориях моногородов (населенный пункт с одним градообразующим предприятием) с наиболее сложным социально-экономическим положением (соответствующий перечень утверждает правительство России). Затем они будут сформированы и в других регионах страны.

Резидентами территорий опережающего развития могут стать индивидуальные предприниматели и юридические лица, заключившие с управляющей компанией соглашение об осуществлении деятельности на данной территории. Для них предусмотрен особый режим налогообложения и облегченные правила ведения бизнеса (в том числе ставка налога на прибыль от 0 до 5 %, нулевой налог на имущество в течение первых пяти лет), таможенные льготы, возможность в ускоренном и льготном порядке привлекать к трудовой деятельности квалифицированный иностранный персонал (без специального разрешения и учета квот). Для резидентов предусмотрено ограничение по количеству и продолжительности проверок их деятельности.

На каждой территории функционирует управляющая компания, которая создаст необходимую инфраструктуру, обеспечит предоставление резидентам таможенных, юридических и др. услуг. Компанию определяет правительство РФ, этот статус может получить акционерное общество (или его дочернее предприятие), 100% акций которого находятся в собственности государства. Управляющей компанией ТОРов в Дальневосточном федеральном округе в настоящее время является ОАО «Корпорация развития Дальнего Востока”.

Для отбора территорий и рассмотрения инвестиционных проектов при правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона сформирована специальная подкомиссия.

Заявки регионов на создание ТОР в моногородах рассматривает комиссия Министерства экономического развития РФ по вопросам создания и функционирования территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований РФ (образована 15 июля 2015 г.).

На сегодняшний день на Дальнем Востоке созданы 12 территорий опережающего социально-экономического развития. 25 июня 2015 г. председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подписал постановления о создании ТОРов «Хабаровск» и «Комсомольск» в Хабаровском крае и «Надеждинская» — в Приморском, 21 августа того же года – «Белогорск» и «Приамурская» в Амурской области, «Михайловская» в Приморском крае, «Беринговский» в Чукотском автономном округе и «Индустриальный парк «Кангалассы» в Якутии.

28 августа 2015 г. принят документ о создании территории опережающего развития «Камчатка» в Камчатском крае. 28 января 2016 г. председатель правительства Дмитрий Медведев подписал постановление о создании ТОР «Большой камень» в Приморском крае, а 16 марта того же года — территорий «Южная» и «Горный воздух» в Сахалинской области. На всех территориях будет действовать режим свободной таможенной зоны. По состоянию на март 2016 г. на 12 территориях опережающего развития на Дальнем Востоке зарегистрирован 110 резидентов, а общая сумма заявленных инвестиций составляет 442 млрд руб.

По данным Минвостокразвития РФ (на март 2016 г.), в управляющую компанию ТОР поступило 110 официальных заявок от инвесторов на реализацию инвестпроектов на общую сумму инвестиций 442,3 млрд рублей. За 10 лет совокупный объем отчислений от реализации проектов в бюджеты всех уровней ожидается в объеме 242,4 млрд рублей.

В моногородах созданы 3 территории опережающего развития. 28 января 2016 г. подписаны постановления о создании ТОР «Гуково» и «Набережные Челны» на территории одноименных городов в Ростовской области и Республике Татарстан, а 26 февраля того же года — «Усолье-Сибирское» в Иркутской области.

12 ТОРов в РФ

В ДФО:

«Хабаровск» площадью 587 га создается на территориях Хабаровска и Хабаровского района, а также Ракитненского сельского поселения. Основное направление – транспортно-логистическое, металлургия. Ожидаемый объем частных инвестиций – около 30 млрд рублей. В ходе реализации проектов на этих территориях будут созданы 3 тыс. рабочих мест.

Территория «Комсомольск» появится в гг. Комсомольске-на-Амуре и Амурске Хабаровского края. Ее площадь составит 210 га. Основными направлениями станут авиастроение, производство комплектующих для авиастроения. Предполагаемый объем частных инвестиций составит порядка 15 млрд рублей, будут созданы около 3 тыс. рабочих мест.

Территория опережающего развития «Надеждинская» создается на территории одноименного района Приморского края, на земельных участках площадью 806 га и будет специализироваться на развитии транспортно-логистических услуг, перерабатывающей промышленности и др. Общий объем частных инвестиций — 6,7 млрд рублей, в ходе реализации проектов здесь будет организовано 1,6 тыс. рабочих мест.

«Приамурская» (промышленно-логистической специализации) займет территорию в 857 га в Благовещенском и Ивановском районах Амурской области. Здесь будут построены предприятие по переработке цементного клинкера мощностью 142 тыс. т в год, нефтеперерабатывающий завод, крупный логистический центр. Объем первоначальных частных инвестиций составит около 130 млрд рублей, реализация проектов позволит создать порядка 1,5 тыс. рабочих мест. Бюджетных инвестиций не планируется. Инфраструктура будет создаваться за счет внебюджетных источников.

Территория опережающего развития «Белогорск» будет создана в г. Белогорске Амурской области. Ее площадь составит 702 га. Основное направление – сельское хозяйство. Планируется строительство предприятия по переработке сои, комбикормового завода и хлебобулочного комбината. Объем частных инвестиций – 1,45 млрд рублей. В ходе реализации проектов будет организовано порядка 700 тыс. рабочих мест. Строительство инженерной и транспортной инфраструктуры будет вестись за счет средств бюджетов Амурской области, городского округа Белогорск и внебюджетных источников. На эти цели в общей сложности будет выделено 46,2 млн рублей.

Это интересно:  Что делать, если ваш долг передали коллекторам? - Одобрить.ком

ТОР «Беринговский» (специализация – горнодобывающая промышленность) будет создана на территории группы месторождений каменного угля в Анадырском районе и г. Анадырь Чукотского автономного округа. Ее площадь составит почти 6 млн га. Первоначальный объем частных инвестиций – 8 млрд рублей, будет организовано 450 рабочих мест. Бюджетных инвестиций не требуется, строительство транспортной инфраструктуры будет финансироваться из внебюджетных источников. Предполагается, что в дальнейшем резидентами ТОРа станут предприятия по добыче и переработке природного газа. Ожидается переработка до 50 млн куб. м газа в дизельное топливо и бензин, что позволит обеспечить потребности Чукотского автономного округа в энергоносителях и отказаться от Северного завоза нефтепродуктов.

«Большой камень» появится в Приморском крае (городской округ Большой Камень). ТОР позволит эффективнее развивать судостроение в регионе, в т.ч. на базе комплекса «Звезда». На ее создание будет выделено 3,152 млрд руб. бюджетных средств. Объем частных инвестиций составит порядка 140 млрд руб., планируется создать 5,5 тыс. рабочих мест.

На территории моногородов

ТОР «Гуково» будет содействовать привлечению инвестиций в моногород Гуково, а также созданию новых рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующих предприятий. В рамках «Гуково» предварительно заявлено 22 инвестиционных проектов, реализация которых позволит к 2025 г. снизить зависимость города от градообразующих предприятий, повысить его инвестиционную привлекательность и создать до 5 тыс. постоянных рабочих мест.

«Набережные Челны» на территории одноименного города в Татарстане позволит организовать до 10 тыс. новых рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующего предприятия ПАО «КамАЗ».

ТОР «Усолье-Сибирское» (одноименный город в Иркутской области) обеспечит до 5,8 тыс. новых рабочих мест (не связанных с градообразующим предприятиями ООО «Усольехимпром» и ООО «Усолье-Сибирский Силикон»). Реализации инвестпроектов повысит количество малых предприятий, увеличит дополнительные налоговые поступления в бюджет муниципального образования.

Для ТОР разрабатывают особый налоговый режим

Вопрос:

Я занимаюсь пошивом штор по образцам тканей, то есть клиент выбирает из образцов ткань, мы её заказываем у поставщиков и изготавливаем из неё шторы. Также по образцам изготавливаем карнизы и жалюзи. Хочу перейти на патент. Прошу разъяснить: один или два патента я должен купить в моём случае. Получается и услуги, и наценка на ткань для пошива. И где я могу получить более подробную информацию о применении патента?

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам применения патентной системы налогообложения и сообщает следующее.

Согласно пункту 1 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) патентная система налогообложения устанавливается Кодексом, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и применяется на территориях указанных субъектов Российской Федерации в отношении видов предпринимательской деятельности, указанных в пункте 2 названной статьи Кодекса.

На основании подпункта 1 пункта 2 статьи 346.43 Кодекса патентная система налогообложения применяется в отношении предпринимательской деятельности в виде ремонта и пошива швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий из текстильной галантереи, ремонта, пошива и вязания трикотажных изделий. Данный специальный налоговый режим применяется также в отношении предпринимательской деятельности в виде розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети (подпункты 45 и 46 пункта 2 статьи 346.43 Кодекса).

Таким образом, в отношении предпринимательской деятельности в виде пошива штор и изготовления жалюзи из ткани индивидуальный предприниматель вправе применять патентную систему налогообложения.

Исходя из положений статьи 730 Гражданского кодекса Российской Федерации, оказывая физическим лицам бытовые услуги по пошиву штор, индивидуальный предприниматель, таким образом, заключает с клиентами договоры бытового подряда.

Согласно статьям 733 и 734 Гражданского кодекса Российской Федерации работы по договору бытового подряда могут выполняться как из материалов заказчика, так и из материалов подрядчика.

Учитывая изложенное, если услуги по пошиву штор оказываются с использованием материала подрядчика, суммы оплаты, получаемые налогоплательщиком от клиентов за такие материалы, следует учитывать в составе расчетов, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по пошиву штор. При наличии у налогоплательщика патента на оказание услуг в виде ремонта и пошива швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий из текстильной галантереи, ремонта, пошива и вязания трикотажных изделий, патент на розничную торговлю налогоплательщику, осуществляющему пошив штор из ранее приобретенных материалов, приобретать не следует.

Пунктом 2 статьи 346.43 Кодекса такой вид предпринимательской деятельности как изготовление карнизов прямо не предусмотрен.

Как установлено подпунктом 2 пункта 8 статьи 346.43 Кодекса субъекты Российской Федерации вправе устанавливать дополнительный перечень видов предпринимательской деятельности, относящихся к бытовым услугам в соответствии с ОКУН, не указанных в пункте 2 данной статьи Кодекса, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения.

В связи с этим законом субъекта Российской Федерации состав видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, может быть дополнен предпринимательской деятельностью по оказанию услуг по изготовлению деревянных карнизов.

Одновременно сообщаем, что поскольку патентная система налогообложения вводится в действие законами субъектов Российской Федерации, налогоплательщики имеют право получать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах от финансовых органов субъектов Российской Федерации.

Для ТОР разрабатывают особый налоговый режим

Каждая страна стремиться развивать свою экономику. Ведь чем более развита экономика, тем государство богаче и более привлекательно как для проживания, так и для вложения инвестиций. Одним из показателей развития экономики является размер внутреннего валового продукта.

Территория опережающего социально-экономического развития (ТОР) – часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения [2].

О создании на территории России подобных территорий впервые заявил президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в своем ежегодном послании Федеральному собранию 12 декабря 2013 года. Глава государства предложил создать на Дальнем Востоке и в Сибири сеть специальных территорий и зон опережающего экономического развития с особыми условиями для создания несырьевых производств, ориентированных в том числе и на экспорт.

Создание территорий опережающего развития регулируется Федеральным законом № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» от 29 декабря 2014 года.

По решению правительства в первые три года территории опережающего развития могут создаваться лишь в Дальневосточном федеральном округе (ДФО). На данный момент на Дальнем Востоке созданы девять территорий опережающего развития: «Хабаровск», «Комсомольск», «Надеждинская», «Приамурская», «Белогорск», «Кангалассы», «Беринговский», «Михайловская», «Камчатка». Подписаны постановления о сознании ТОР «Гулково» (Ростовская область), «Набережные Челны» (Республика Татарстан), «Усолье-Сибирское» (Иркутская область), «Южная» (Сахалинская область), «Горный воздух» (Сахалинская область), «Большой камень» (Приморский край).

На территории ДВФО планируют развивать транспорт и логистику, инновации, энергетику, туризм, сельское хозяйство, переработку и другие отрасли экономики в рамках проекта «Территории опережающего развития» [3].

Ниже представлен анализ резидентов ТОР на Дальнем Востоке по экономическим видам деятельности (рисунок).

Анализ резидентов ТОР на Дальнем Востоке РФ по экономическим видам деятельности в 2015 г.

Как видно из графика, наиболее популярной отраслью среди резидентов ТОР является производство пищевых продуктов (7 резидентов), следом за ней – производство химических веществ (5 резидентов). С меньшим количеством резидентов оказались отрасли: обработка древесины, металлургическое производство, деятельность космического транспорта, утилизация отходов, производство текстильной продукции, производство нефтепродуктов, деятельность сухопутного транспорта, деятельность в сфере здравоохранения и услуги в области ликвидации последствий загрязнения.

О территориях опережающего развития на Дальнем Востоке Дмитрий Медведев заявил следующее: «То, что мы создаём сейчас мощности по сельскохозяйственной продукции, по переработке, – это очень важно, в том числе и для того, чтобы были стабильные цены на продовольствие. Потому что всё привозить из центра России или из других регионов – это явно невыгодно, надо создавать собственные мощности».

Это интересно:  Как через интернет проверить квартплату

Действительно, Дальний Восток один их самых перспективных федеральных округов России. Регион занимает 36 % территории РФ, имеет выход к Тихому и Северному Ледовитому океанам, граничит с Китаем, КНДР, Японией, США, обладает огромными природными ресурсами. Однако самая острая проблема Дальнего Востока – демографическая. Регион является самым депопулирующим регионом страны, на его территории проживает 4,4 % населения страны при площади в 6169,3 тыс. км². Основной причиной миграции считается неразвитость экономики, следствием является высокие цены, недостаток рабочих мест.

Создание ТОР на территории Дальнего Востока будет способствовать формированию условий для укрепления экономических позиций России на конкурентных рынках стран Азиатско-Тихоокеанского региона и стимулированию социально-экономического развития Приморского края за счёт создания дополнительных рабочих мест, новых промышленных объектов, производства экспортноориентированной и импортозамещающей продукции в судостроительной сфере, привлечения инвестиций.

Резидентам территорий опережающего развития предоставляются следующие привилегии:

1) налоговые льготы в виде:

— применение заявительного порядка возмещения НДС;

— нулевой ставки НДС в отношении импортных товаров для использования резидентами ТОР;

— пониженной ставки по налогу на прибыль организаций;

— пониженного коэффициента по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ);

— пониженной ставки по налогу на имущество организаций (в соответствии с региональным законодательством);

— освобождения от земельного налога в отношении земельных участков, расположенных на территории ТОР в течение трех лет;

— режима свободной таможенной зоны;

— пониженных ставок на тарифы страховых взносов для работодателей – резидентов ТОР (ставка 7,6 %);

2) передача в собственность земельного участка и пониженные ставки арендной платы за пользование объектами недвижимого имущества, принадлежащими управляющей компании;

3) ограничение по количеству и продолжительности проверок деятельности резидентов ТОР (согласование проверок с Минвостокразвития России) [4].

Правительство также проявило лояльность в отношении привлечения иностранных кадров: разрешения на привлечение иностранных работников не требуется, приглашения на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности, а также разрешения на работу иностранным гражданам и членам семей на территории ТОР выдаются без учета квот на их выдачу.

Резиденты ТОР имеют несколько преимуществ, но основные из них – налоговые.

С помощью налоговых льгот государство действительно может создать более или менее благоприятные и конкурентоспособные условия для развития отраслей экономики страны. Рассмотрим налоговые льготы более подробно.

Резиденты территорий опережающего социально-экономического развития имеют право на упрощенный (заявительный) порядок возмещения НДС (пп. 3 п. 2 ст 176.1 НК РФ) [5].

Заявительный порядок возмещения НДС позволяет осуществить зачет суммы налога, заявленной к возмещению в налоговой декларации, до завершения камеральной налоговой проверки, тем самым затрачивая меньше времени на возврат НДС из бюджета.

Резиденты ТОР имеют право использовать режим зоны свободной таможенной торговли. Режим подразумевает отсутствие таможенных пошлин на ввоз, хранение, потребление иностранных товаров внутри ТОР, применение нулевой ставки НДС в отношении импортных товаров для использования резидентами ТОР.

В стандартных случаях налогоплательщики НДС не имеют права на заявительный порядок возмещения НДС и использование режима зоны свободной торговли. Они обязаны уплачивать все таможенные платежи при перемещении товаров через таможенную границу: таможенные пошлины, таможенные сборы, НДС, акцизы.

Резиденты территорий опережающего социально-экономического развития применяют пониженные ставки по налогу на прибыль организаций. Ставка налога в федеральный бюджет 0 %, а в региональный бюджет устанавливается пониженная ставка налога.

Размер ставки налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, не может превышать 5 процентов в течение пяти налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, и не может быть менее 10 процентов в течение следующих пяти налоговых периодов. В Приморском крае ставка налога на прибыль организаций, подлежащая зачислению в бюджет Приморского края равна 5 %.

В стандартных случаях плательщики налога на прибыль организаций не имеют права на преференции. Они обязаны уплачивать налог на прибыль организаций в размере 20 % от прибыли организации (2 % – в федеральный бюджет, 18 % – в региональный).

Резиденты территорий опережающего социально-экономического развития имеют налоговую льготу по НДПИ. Статья 342.3. НК РФ определяет порядок определения и применения коэффициента, характеризующего территорию добычи полезного ископаемого. Этой статьей предоставляется возможность применения пониженного коэффициента организацией, получившей статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», начиная с налогового периода, в котором организация получила статус резидента территории опережающего социально-экономического развития.

В течение 10 лет для резидентов ТОР применяются следующие коэффициенты:

1) 0 – в течение первых двух лет;

2) 0,2 – с третьего по четвертый год;

3) 0,4 – с пятого по шестой год;

4) 0,6 – с седьмого по восьмой год;

5) 0,8 – с девятого по десятый год;

6) 1 – в последующие годы.

В стандартных случаях налогоплательщики НДПИ уплачивают налог в размере от 0 до 30 % при использовании адвалорной ставки и от 11 до 919 рублей за тонну при использовании специфической ставки, никакие понижающие коэффициенты не применяются.

Резиденты ТОР имеет право на использование пониженных ставок страховых взносов в размере 7,6 % в течение десяти лет. В ПФР уплачивается 6 %, в ФСС – 1,5 %, ФОМС – 0,1 %.

Налогоплательщики, которые не являются резидентами ТОР, уплачивают страховые взносы в стандартном размере 30 % (ПФР – 22 %, ФСС – 2,9 % ФОМС – 5,1 %). Однако, те налогоплательщики, которые применяют УСН и занимаются одним из видов деятельности, который указан в перечне из пп.8 п.1 ст.58 Федерального закона от 24.09.2009 № 212-ФЗ, имеют право применять пониженные тарифы страховых взносов в размере 20 % [6]. Экономия составляет 22,4 %, что очень существенно для работодателей, таким образом, резиденты ТОР имеют более существенную льготу по социальным взносам, чем малый бизнес производственной сферы.

Являясь резидентом ТОР, организации и ИП получают значительные налоговые преимущества, по сравнению с компаниями, не полущившими такой статус. В результате предоставленных налоговых льгот уровень налоговой нагрузки резидентов ТОР будет значительно ниже, чем у других представителей бизнеса, что положительно повлияет на развитие ТОР и экономики региона в целом, особенно на первоначальной стадии.

Что касается влияния налоговых льгот резидентов ТОР на формирование регионального бюджета, то по словам руководителя УФНС России по Приморскому краю Галины Колесниковой, резиденты ТОР будут создавать новые рабочие места и будут обязаны перечислять НДФЛ за новых работников в краевые и местные бюджеты, из этого следует, что региональные и местные бюджеты не потеряют особо больших налоговых поступлений.

Если говорить о налоге на прибыль организаций, то он занимает второе место в налоговых доходах бюджета Приморского края. И хотя первые пять лет ставка по налогу на прибыль организаций 5 %, а в последующие пять лет – 10 %, за этот период бюджет субъекта РФ понесет потери. Однако налоговые льготы по налогу на прибыль дадут больше возможностей для создания нового бизнеса, а чем больше компаний, тем больше налогов поступят в региональный бюджет [7]. Потери бюджета Приморского края за счет налога на прибыль организаций, будут частично компенсированы увеличением поступлений по НДФЛ.

Налоговые льготы и другие преференции, предоставленные резидентам ТОР, внесут существенный вклад в развитие ТОР, как Приморского края, так и Дальнего Востока России в целом, что приведет к укреплению экономических позиций России на конкурентных рынках Азиатско-Тихоокеанского региона.

Статья написана по материалам сайтов: tass.ru, www.taxru.com, applied-research.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector