+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Деревенская жизнь по-прежнему привлекает пожилых людей

1.
По вопросу философии жизни сельского человека написано очень мало.Вместе с тем только в сёлах и деревнях Российской Федерации проживает более 40 миллионов человек.Теоретически существует сельская цивилизации.. Многие деревни приходят в упадок,исчезают.Но основные черты сельской жизни ещё сохраняются. Сохранилась и сельская культура.
Без жизни в сёлах и деревнях Россия не может жить и развиваться. Для этого не только нужна финансовая,материальная помощь селу,но и более полное идеологическое ,философское осмысление деревенской жизни,её традиций,её будущего.
В жизни деревни,как и в других сферах жизни есть какие-то устойчивые,практически постоянные характерные для сотен лет и изменяющиеся,динамичные черты. Характерные,постоянные черты составляют основное содержание деревенской жизни и основу её философии.
Характерно для жителей деревни являются:
а). Натурализм,который рассматривает природу как универсальный принцип объяснения всего, что окружает человека.Зависимость жизни от природы,её законов.В понятие природа» включают и дух и духовное творчество-традиции,верования,мифы.,
б).Практицизм-деловитость,тяга к труду,к земле,практический(не теоретический) подход ,умение строить свои дела с получением личной выгоды,
в).Материальность,материализм.Означает прежде всего вещественный интерес в жизни,а на втором месте сознание,духовная сторона дела. Важен здесь материальный,а не духовный подход к жизни(зарплата,пенсия и другие материальные доходы).Но отдельно материальное от духовного(без оценочного) существовать не может.
Все три характерные особенности тесно связаны между собой и в наше время получили естественно-правовое закрепление.
Очевидно, философия жизни сельского человека помимо названных выше характерных черт включает в себя и с ними связанные другие чарты. Остановимся на обозначенной теме более подробно.
Жизнь в деревне в корне отличается от городской. В городе, проживая даже
на одной площадке,соседи порой ничего не знают друг о друге, кроме имен.

В деревне другое дело! Здесь все на виду! Все, словно на стеклышке под
микроскопом.
2.

Философия жизни -это образ жизни ,её смысл, уклад,основные характеристики и принципы,отношение к религии.
Образ жизни-это устоявшаяся форма бытия человека в мире,находящая своё выражение в его деятельности,интересах,убеждениях.В образе жизни выделяют следующие категории:уровень жизни,качество жизни, смысл , стиль жизни и её уклад.
Все эти категории динамичны,изменяющиеся,в их содержании есть и постоянные составляющие и более изменяющиеся и каждая из них является объектом прогнозирования во времени и пространстве.
Что касается сельского человека,то можно сказать следующее: экономический уровень его жизни ниже городского и зависит от наличия подсобного хозяйства,, размера пенсий и других доходов,а также от наличия рабочих мест и возраста жителей деревни.
В содержание философии жизни входят и многочисленные знания по «общению» человека с природой в форме разнообразных знаний и опыта людей, по огородным делам,по выращиванию плодовых деревьев,кустарников и цветов. Но несмотря на великое множество книг и различных пособий по садоводству и огородничеству .чтобы их использовать во благо нужно иметь определённые наклонности и любить это дело.Нужно быть и теоретиком и практиком и обладать большим типичным для деревенского человека трудолюбием.Нужно ,чтобы это занятие входило в образ жизни деревенского человека.
Качество жизни деревенских жителей определяется не только наличием средств к существованию,но и в значительной мере определяется их здоровьем ,в том числе здоровым образом жизни.Наличие медицинских учреждений в сельской местности и культуру поведения людей можно считать определяющим показателем качества сельской жизни . .
О стиле жизни судят по внешним формам бытия:организация рабочего и свободного времени,занятия вне сферы труда,устройства быта,ценностные предпочтения. Здесь следует отметить,что на селе растёт число фермеров,которые и трудятся в сезон и круглый год с напряжением,создают для себя приличные жилищные условия,выезжают в город или в крупные населённые пункты для культурного отдыха,отличаются от среднего жителя модной городской одеждой и средствами передвижения.Влияют на общие порядки села,деревни и возможности культурной жизни. В ряде деревень есть клубы,где проводятся собрания, концерты,показывают кинофильмы.. Подлинным центром культуры и разума на селе всегда были школы-начальные,восьмилетние и средние. Там ,где школ нет жизнь замирает,деревня лишается перспективы и исчезает,оставляя в душах детей и взрослых глубокую не изгладимую рану. В стиле жизни определённое место занимает религия.Но подавляющее число молодёжи составляют атеисты.
Уклад деревенской жизни ,который формировался исторически,сохраняется,подчиняясь определяющему влиянию законов природы,смене времён года.И тем не менее произошли заметные перемены в связи с изменением характера собственности,в том числе на землю и средства производства.
Главное — все люди почувствовали свободу на ведения хозяйства по своему усмотрению и своим возможностям. Стал исчезать страх давления сверху непомерными налогами и всё большую роль занимают самоорганизация,самоконтроль.Входит в жизнь рынок и беспартийные отношения. Труд вместо коллективного стал в основном индивидуальным . Не все адаптировались к этим условиям.
Всё это ещё в зачатке и говорить о новых политических и социальных отношениях в деревне пока рано. Деревня теряет людей особенно уходит молодёжь Душа болит о деревне у тех,кто уехал из неё и у пожилых жителей деревни. И что.? В чём смысл жизни жителей современной деревни?.На этот счёт оптимизма почти нет. Выживают,доживают. Молодые мечтают уехать в поисках счастья.
Но не все хотят уехать и из деревни! Некоторые приезжают на постоянное жительство,некоторые возвращаются.
Вопрос о смысле жизни человека-это вечный вопрос . Каждый человек рано или поздно ставит его перед собой,стараясь понять для чего он живёт,в чём смысл его жизни. Это важно.Каждый человек имеет право распоряжаться своей жизнью,но он живёт среди людей.. И от ответа на этот вопрос эависит поведение человека , его отношение к ближним и дальним,к семье,к обществу ,Отечеству.. ,о мере его ответственности за свои решения,за свои действия ,в том числе и связанные с самым главным с самостоятельным уходом из жизни. Считается ,что ответ на вопрос о смысле жизни под силу мудрецам-философам.Мудрец — тот,кто делает сегодня то, что глупцы будут делать через три дня.(А.Мубарак).Мудрость-знание вечных истин,приложимых к жизни.(Л. Толстой). Таким образом,мудрый тот,кто способен предвидеть то или иное явление,процесс.
Во-первых,хотелось бы сразу заметить ,что вопрос этот вечный и однозначного ответа он в принципе не имеет .Во -вторых ,он одинаково интересен как деревенским так и городским жителям. В -третьих, наряду с распространёнными значениями ответов:смысл жизни изначально существует в глубине самой жизни; смысл жизни находится за пределами жизни( «жизнь ради других людей»); смысл жизни создаётся самим субьектом(» жизнь ради жизни»)-Данильян О.Г. Вероятно,можно ввести ещё одно состояние или значение:самостоятельное прекращение жизни(смерть как избавление . ). Известно,что кроме человека никто не занимается осмыслением смерти.Известно и то,что последнее время участились случаи самоубийств по причине отсутствия возможности дальше переносить боли от смертельной болезни.
Вместе с тем сама постановка или существование вопроса о смысле жизни человека имеет и филосовское и практическое значение.
Что главное в жизни-иметь или быть? Важно проявлять себя во всех сферах жизни и наши потребности не должны ограничиваться потребностями животных(самосохранение,продолжение рода,добывание пищи),но и иметь и разумно развивать соответственно человеческие потребности,такие как стяжательство(стремление к наконлению денег и наживе,жадность к богатству..),зависть(отрицательное чувство к тем,кто обладает чем-то ,что у тебя нет..),честолюбие(жажда власти,стремление делать что-либо лучше других,выглядеть в глазах окружающих лучше,стремление подчёркивать своё превосходство,эгоистичность,карьеризм..). Все эти свойства есть у каждого.Главное чтобы всё они были в меру.
Природа комплексно влияет на людей,делает их терпимей и добрее,менее завистливыми и довольствоваться малым .Конечно, всем хочется жить лучше,но в деревне исторически сложилось так,что там главное «быть»,а потом уж «иметь».Другими словами-главное -выжить,а там уж-что бог даст.

О мировоззрении как элементе философии. Мировоззрение.означает взгляд на Вселенную.Это наиболее ценное и трудно постигаемое знание,получение которого делает человека мудрым,учит правильно жить,согласовывать свои действия с действиями высших сил,с законами,господствующими над силами отдельных людей; как правильно понять,каким надо быть,чтобы быть человеком,чтобы знать своё место в этом мире; определение позиций людей,их убеждения,идеалы,принципы деятельности,ценностные ориентиры.Основные аспекты:ценностный,познавательный и практический.Практический — через представления о смысле жизни,о сущности бытия-через деятельность каждого человека. Не могу утверждать,что каждый сельский житель глубоко задумывался о смысле своей жизни,но это каждого волновало,хотя бы в плане каких-то ожиданий в ближайшем будущем. Планировали свои действия опираясь на природные явления и свои материальные и иные возможности,надеясь на лучшее будущее.
3.
Поэт К.Ваншенкин писал:» Подробность помнится одна- перед войной была война». В нащей стране в то время экономика ,промышленность и идеология и вся жизнь в основном была подчинена военным целям.
. Зачатки «милитаристского» мировоззрения или боевитости,желания и готовности встать на защиту Отечества ещё в детском возрасте у нас сфомировала война,война,её потребности.. С первого класса мы изучали оружие, противогаз,проходили строевую подготовку.Наши зимние и летние игры были только играми в войну.Мы пели только военные песни. Пятнадцать лет до Великой Отечественной войны с фашистской Германией в наших краях бушевала гражданская война.Мы много знали о ней.И о красных и о белых.Два года назад- в 1940 закончилась война с Финляндией,на которой воевали и были искалечены несколько мужиков из нашей деревни. Воевал и мой отец..Раны ещё не были залечены.
Мы находили различное оружие гражданской войны вокруг нашей деревни.Практически у каждого из ребят были кавалерийские шашки,наганы, винтовки,штыки,масса боевых патронов. Но внутридеревенских драк с применением оружия в то время я не припомню..Но это тоже были своего рода тренировки ребят для фронта,для войны.. Мы мелюзга ,имея это оружие тоже «рвались» на фронт помогать своим отцам бить немцев. Смысл всего, что делали в деревне взрослые и дети был один -» всё для фронта — всё для победы».Это была главная цель того времени нашей жизни,её философия..Со временем ,по мере взросления,в другое время перед нами вставали другие важные цели,но по патриотичности и однозначности не было ей равных. В это время основная дорога жизни(главная задача) в форме учёбы или работы была определена.
Наиболее значимым фактором формирования мировоззрения человека было его постоянное и непосредственное общение не только с Природой и с интересными людьми из окружения-мудрецами. В старших классах школы большую роль в формировании нашей боевитости играл ветеран войны бывший командир стрелковой роты Василий Иванович Костоусов. Не удивительно,что в этих условиях мы думали в основном о войне и мало думали о мире.
Чистое звёздное небо,которое каждую ночь мы видели над головой позволяло нам фантазировать,степи ,леса и озёра,благодаря которым мы выживали и взрослели , формировало у нас нечто глобальное и вечное,порождая веру в мифов,легенд поверий.И очень сильную привязанность к родным местам.. Конечно процесс формирования мировоззрения сложен. И не только законы природы,но и общества определяли у нас главные задачи в жизни. Если прямо спросить как выживало наше поколение-особенно «безотцовщина»,то можно ответить так:мы с детства научились довольствоваться малым..Помню, дедушка в войну приносил недоеденный им на работе застывший на морозе кусочек хлеба и говорил — «вот лисичка тебе послала».

Были люди и более обеспеченные,но мы усвоили пословицу:»рот не разевай на чужой каравай» и это стало важным признаком нашего мировоззрения на всю жизнь .

.Меня удивляло откуда деревенские люди так много знают.Видимо,в основном это связано с годами жизни,близкого общения,от взаимодействия с природой,усвоения примет,поговорок.
Природа так себя «ведёт», что внимательным,любящим её людям остаётся только следовать её «привычкам» и учиться у неё. И тот становится мудрее ,кто внимательно смотрит ,запоминает и усваивает её правила и законы поведения,кто старательно познаёт философию природы. Самыми мудрыми в деревне мне казались несколько бывалых людей ,в том числе-кузнец и мельник. Их умения решать практические задачи было поразительны. При решении любой задачи они находили подсказку » в жизни»природы. Поразительно- как они выражали мысли с опережением событий!.
Видимо,это было проявлением их врождённых способностей.
Они могли практически без ошибочно предсказать погоду зимой,весной,летом и осенью, ожидаемый урожай,надёжность техники,изменения направления и силу ветра,вероятность лесных и степных пожаров,уровень воды в озёрах.Но будет ли война -они предсказывать не брались.С этим вопросам они обращались к приезжающим из города.
Мельник предупреждал о нецелесообразности перевода работы мельницы с использования ветра на электричество..Вскоре это подтвердилось и мельницы не стало.. Кузнец достиг такого искусства в своём дела,что его приглашали проводить занятия по кузнесному делу на ВДНХ.Внедрил новый метод ковки при отсутствии электросварки.
Я очень люблю природу. Она помогала выживать и радоваться жизни. Весной мы ловили в протоке гальянов,искали на болтах гнёзда уток,собирали полевой лук. Летом зарили гнёзда грачей,охотились на вальшнепов,на уток,ловили рыбу в озёрах,собирали грибы и ягоды в лесу ,ловили сусликов в степи,.Зимой ловили андатров в озёрах,куропаток в лесу. И конечно, летние полевые работы в колхозе!
Всё это формировало незабываемый образ,философию деревенской жизни.

Это интересно:  Штраф за обгон на пешеходном переходе в 2019 году - нерегулируемом, за городом

.. Радио у нас не было. Газеты приходили редко.Иногда привозили немые кинофильмы и мы поглощали все подробности их содержания.Во время войны источником сведений о фронте были и редкие письма.Они шли долго,но мы все в деревне их читали и перечитывали,как отражение сегодняшнего положения на войне. Письма редко приходили с передовой ,чаще из госпиталя или с переброски войск.Но всегда они были желанны ,очень ожидаемы. Ставили спектакли на основе знаний из газет,из писем и фантазий более старщих ,в том числе из эвакуированных.В спектаклях пели песни,брали в плен немцев , говорили о наших героях и о том ,что скоро победим.Это было здорово!Из всего этого малого и складывалось наше патриотическое мировоззрение и радость жизни..

Детское отношение к проблеме жизни и смерти у нас формировалось восприятием жизни героев.Героями для нас были те,кого героями считали все.Это те,кто смело сражался побеждал и погибал за счастье народа.Это Георгий Саакадзе, Степан Разин,Пугачёв,Чапаев,Котовский . все герои Великой отечествннной войны,в том числе и наши погибшие отцы..Мы старались походить на них,в чём-то подражать им.,даже готовы были умереть ,вызывая ужас у наших матерей.
Когда мы допускали какие-то запредельные действия,то взрослые нам говорили: а если бы отец узнал об этом ,он бы не одобрил.Это было тяжёлое и может быть не справедливое нарекание,которое нередко вызывало чувство обиды и зла. «А ты знаешь,что мой отец погиб на фронте»-, говорили мы моралисту.Особенно мы выходили за рамки,когда нас называли- «безотцовщина». Нас это очень обижало. Я не хочу сказать ,что с раннего детства рос кристально чистым мальчиком.Мне казалось если у других есть хорошие лыжи или коньки, то почему их нет у меня? Это не справедливо.Кто-то давал мне и коньки и лыжи покататься,а многие не давали. Наверное у меня появилась склонность разрешать это противоречие по -своему -уваровывать то чего у меня не было.Но это быстро обнаруживалось и быстро пресекались. Так я утащил у известного охотника одну широкую лыжу,решив сделать из неё две;в другом месте без спроса взял очки на дальнозоркость,решив проверить -нельзя ли сделать из них телескоп..Всё это было в возрасте 8-9лет и,уверен,не только со мной. В каждом случае это сопровождалось целыми историями,которые отложились в копилке позорной части опыта моей жизни.Формировалось и определённое критическое мышление, которое стало одним из моих характерных свойств на всю жизнь.Оно приносило мне и удоволствие и неприятности. Но главное- я почти всё подвергал сомнению и старался быть самим собой.
Мой друг доктор философии Виталий Шолохов пишет,прочитав рукопись:
Твой острый глаз уловил многое из того, что было в то время, когда мы были детьми. Да, лишения и нищета. Я также вспомнил, что и у меня был друг-одноклассник. Мы ходили друг к другу домой, как в собственный дом. Однажды я увидел у него на столе кусковой сахар и щипчики для раскалывания его. Сахар меня не интересовал, а вот щипчики казались выражением его более высокого (относительно) положения. Мне показалось это несправедливым. А мне было тоже лет 8. Я стащил эти щипчики, хотя в нашем доме не было сахара. «Дружба», конечно, кончилась. А эти щипчики до сих пор «щиплют» мою совесть, как пример бессмысленного поведения. И они оказались такими «воспитателями», которым не было равных среди всей моей дальнейшей жизни. Например, я вскоре нашел на улице кошелек с большой суммой денег. И без колебаний отнес этот кошелек в милицию. Даже в местной газете напечатели о моем «благородном поступке». А мне было непонятно, причем здесь «благородство».
И репресированные и тут же оправданные (посмертно). Но вокруг этих вопросов была завеса молчания. Никто никого не обвинял, как будто все нормально.
А когда мне было пять лет, моему младшему брату – только три. Мама говорила: «Как тебе не стыдно? Ты уже большой!» . Что я тогда хотел, я не знаю, не помню. Но всю жизнь, в трудных ситуациях я вспоминаю эти слова. Вроде бы, никто специально и не воспитывал?
Или на улице, один наш соседный парень, года на три старше меня резко прореагировал на матерное слово, написанное на асфальте. Я тогда учился в первом классе. На всю жизнь понял – материться нельзя, это плохо! А писать на столбах и деревьях некоторые слова = просто смешно.

10.
Главным местом интеллектуального и культурного притяжения была школа во главе с главным рассудителем всех детских и
взрослых проблем Марией Павловной Алексеевой. Школа стояла на самом красивом месте и все события коллективного характера молодёжи в основном проходили в ней или около неё.В школе не только учились,но и все дошкольники играли в школу,где учителями выступали школьники при поддержке Марии Павловны. Самой активной «учительницей» была Ведяева Тамара.Она и в дальнейшей жизни была учительницей,стала заслуженным учителем Российской Федерации.

О культуре сельской,о культуре в деревне. Деревня -это самостоятельный, самобытный мир. Она стояла и развивалась на основе традиций, обычаев и предпочтений. Она всегда отставала по грамотности ,вернее по образованию от города,но это компенсировалось мудростью,сформированной при тесном общении с природой,жизнью каждого с детства среди неживой и живой природы.Люди в деревне всегда жили по формуле: не умствование,а борьба за выживание.
В деревнях поэтому было много владеющих культурой земледелия.Я застал ещё то время ,когда рожь сеяли в ручную,расбрасывая её из большого лукошко,висящего на ремне через плечо, двигаясь по вспаханному полю. Сеяли внимательно с любовью,с учётом тайны земли. И урожай был всегда. Машины заменили индивидуальных сеятелей,выросли площади ,собирать урожая в объёме стали больше,но в среднем урожайность с единицы пашни заметно упала. Различные изобретения внедрялись и в средства покоса травы на корм скоту.Косили и на болотах и в лесах..Основу интеллигенции в селе составляли учителя,бухгалтера.агрономы.,те кто умел читать и читал газеты и доводил в личном общении новую информацию..В числе мудрых и бывалых людей назову моих дедушек Константина Ефимовича Денисова и Ведяева Дмитрия Степановича. Это были очень уважаемые люди. Первый был многосторонним человеком -он и мельник(мог построить мельницу ветряную),он служил тореадором в округе,мог сразиться с большим быком и побеждал его своим искусством и хитростью,будучи не столь крупным и сильным человеком.Я однажды наблюдал за поединком деда с огромным ,рогатым и страшным быком и скажу прямо кроме деда никто не решался на такой смертельный поединок.Это что-то не вероятное!.Бабушка говорила мне ,что после каждого поединка дед уходил в себя,переживал и недели две ни с кем не разговаривал,успокаивая себя различной непрерывной работой-копал землю,рубил. Он контролировал выращивание огурцов и помидор..Он очень любил свой полисадник.В нём росли две яблони,две берёзы,сирень,тополь,акация . Он искусно вил верёвки. Он всё умел делать и казалось делал это с удовольствием. Он учил меня сельскому ремеслу:пилить и колоть дрова,собирать и рубить хворост,собирать его в лесу и привозить его на корове домой,определять силу и направление ветра ,вить верёвки и вязать рыбацкие сети,распознавать следы зайцев и куропаток,косить сено и метать копны .. И делал это он не навязчиво в порядке помощи ему..
Надо признать,что культуре и этике поведения в различных условиях никто в школе нас не учили. И это»бескультурие» мы чувствовали всю жизнь,живя в городе. Хотя нельзя сказать,что и все коренные жители города отличаются высокой культурой.
К людям образованным и к пожилым в деревне всегда относились с почтением.

Мы жили в атмосфере Советской власти,которая подкреплялась историей Гражданской и Великой Отечественной войн. Из руководителей страны мы знали в основном Ленина и Сталина..Сейчас я думаю о ситуации,которая была там. В 1937 году из нашей деревни забрали как врагов народа почти 10 человек-практически всех настоящих мужиков,принеся очень много горя,перепутав всю демографию. И прожив там почти 10 лет , прямо скажу: я не слыхал ни разу прямых разговоров об осужденных и осуждающих ужасные репрессии .Все по всем вопросам люди высказывались за линию партии,за Советскую власть.Никаких противоречий в обществе,как бы трудно жить не приходилось, не было. Почему? Представляете 10 человек забрали.50-60 их родственников оставались под «колпаком» и все это знали и знали тех кто за этим наблюдает. Страх за себя сдерживал негодования людей. Дед Константин ,у кого мы жыли не допускал в семье никаких разговоров о сыне Иване,которого посадили по абсурдному обвинению,что он вёл тайную переписку с Троцким. Скажу прямо ,в деревне никто не верил,что «мужиков забрали за какую-то антисоветскую деятельность.»Говорили,что их забрали на лесозаготовки для военных нужд перед войной. Трое умерли в лагерях,четверо пришли домой и вскоре умерли.Всех реабилитировали..
Итог: других идеологий мы не знали и не воспринимали. Смысл коллективной жизни определялся официальными установками.
Жизнь в деревне во многом зависела от председателя сельского совета,от парткома,председателя колхоза,от бригадира..
Смысл личной жизни тоже определялся реальной обстановкой ими же-как выжить: вспохать и посадить огород , привести дров,сена ,купить одежду,обувь,собрать детей в школу.. И бесконечный тяжёлый деревенский труд наших матерей..
В деревне вся философия и взрослых и детей формировалась условиями сельской жизни,работы на земле.Она существенно отличалась от жизни в городе,о которой мы очень мало знали. И вообще наши деревенские познания были весьма ограничены. И думаешь: как же так получилось,что мы кое-что добились для себя и для страны.В сельской местности тогда жило больше половины населения и большинство жило плохо,бестолково,бесперспективно,а страну тянули.Это загадка!
х
В школе и в первые годы после неё у нас не было критического отношения к вождям и вообще к высокой власти. Мы считали ,что они все достойны уважения и преклонения. Может быть потому ,что у нас не было альтернативы.Ленин прав,гениален!.Сталин прав,гениален! Ими освещённый путь жизни и борьбы единственно правильный ,нужно было жить , бороться и учиться по Ленину. Победу над фашизмом нам принёс Сталин,который воплощал указания Ленина по защите трудового народа и революции. Поэтому мы хорошо усвоили как нам жить и что нас ждёт впереди ,если мы будем во всём следовать тому как нас учит наша коммунистическая партия.
Вдруг пришло другое время и начали звучать другие песни.
Наше поколение оказалось под очень сильным воздействием не только Великой Отечественной войны,но и других крутых перемен в конце 20 века.Перестройка, демократические преобразования и,наконец, распад страны – события, перевернувшие с ног на голову жизнь, быт, мировоззрение миллионов людей. И среди нашего поколения,кто с радостью подставил грудь вольному ветру были свои потери.Но в основном мировоззрение нашего поколения осталось прежним. Мы люди своего времени.

Это интересно:  Сколько алиментов должен платить безработный отец в 2019

Внести в философию жизни необходимые изменения с учётом этих перемен пока не сумели.Просто забыли о философии.
Моё критическое мышление в политике , в экономике,в жизни вообще стало давать» о себе знать» одновременно с середины 50-х годов после возвращения с целины,после 20 -го съезда КПСС,с появлением «стиляг» и свободы слова.Но я остался сам собой и сохранил основные черты своего характера ,сформированного ещё в школьные годы .
Таковы некоторые суждения , на мой взгляд имеющее отношение к философии жизни деревенского человека. Всё это необходимо для
дальнейшего развития философии жизни и самой деревни.
;
х

Своё повествование завершу стихотворением из Проза.ру

Философия деревенской жизни .

Люблю деревню с детства, в ней сейчас живу,
А где ещё свободу обеспечат,
Здесь молоко с утра бесплатно на пару,
Лепёшки от коров нам душу лечат.

Люблю свою деревню ночью, даже днём,
Под колокольный звон холодным утром,
Я змейкой лужу cделаю на чернозём,
На завтрак угостят домашним хлебом.

Мне на работу утром в дальние луга,
Там с сенокосом у людей запарка,
Роса на поле, в небе радуги дуга,
А солнце к полудню, и светит ярко.

В деревне время очень медленно идёт,
Размерен путь от века и до века,
Смысл жизни сельской с детства здесь один найдёт,
Другому город в жизни будет Мекка.

Живу на свете этом, я давным давно,
Седой как лунь, не опустив забрала,
Я честно жизнь прожил свою, и как в кино
Она многосерийным фильмом пробежала
Автор: Abigal

К.И.Шилин иЗ.Г.Лапина,»Конфуций и Маркс».Аристотель. Серия » Энциклопелия живого знания» Том 30. Москва,2013.
Шолохов В.Г.Ответ другу.Проза.Ру
Ведяев Ю.А. Светлая память об исчезнувших деревнях России. Проза.Ру
Журнал «Земледелие.» Статья» Сельское хозяйство-основа будущего»(Философия жизни).М,2015.
;29.;09.;15

Живет простая женщина

Женщина на селе… Она и мать, и труженица, и хозяйка.

Скромная и трудолюбивая, не ищет признания, не ждет высоких наград. Так, без городского шума и суеты, взвалив на свои плечи тяжелый груз житейских забот, год за годом живет та, которую в веках воспел классик. Помните слова А. Некрасова «есть женщины в русских селеньях…» И об одной из них, клетнянской сельской труженице с прекрасным именем Любовь, наш сегодняшний рассказ.

Я — деревенская
Жительница нашего поселка Любовь Постникова, в девичестве Козлова, родом из рабочего поселка Задня. О своей малой родине отзывается с особой теплотой и нежностью. Там прошли ее детство, отрочество, юность. Ей есть что вспомнить, о чем рассказать.
— Беззаботной мою жизнь не назовешь, — говорит Любовь Владимировна. — Быть самостоятельной заставила жизнь. У родителей нас было пятеро, поэтому всегда надеялась только на себя: и когда в областной центр на бухгалтера одна ехала поступать, и когда пришлось оставить профессию, чтобы со старшим ребенком Русланом, у которого развилась астма, дома сидеть, и когда восемь лет назад, став вдовой, пришлось заново учиться жить. Всегда на выручку приходила деревенская закалка. Она не давала мне опустить руки. В селе некогда раскисать — работать надо. Вот работой и спасалась.

«Думала, счастье никогда не кончится»
Со своим будущим мужем Виктором Люба познакомилась еще в школе. За одной партой сидели. Он — из Прыщи, она — из Задни. Сразу после окончания школы парень взял с круглолицей хохотушки, которая так ему была мила, обещание дождаться из армии. Свое слово девушка сдержала, и как только бравый солдат пришел на дембель, в деревне сыграли свадьбу.
И потекла череда наполненных семейными заботами будней. Любовь работала заведующей клубом в Задне. Концерты, выступления по всему району, а вместе с тем забота о двух сыновьях: Руслане и Дмитрии, домашнее хозяйство. Виктор устроился в лесокомбинат и проработал там 25 лет. Работяга, руки золотые, сам дом в Клетне построил, где сегодня и живет семья Постниковых. Казалось, живи и радуйся, но горе всегда стучится в дом нежданно. Люба не верила врачам: как так, он гвозди кулаком забивает, крепкий мужчина. Какой инсульт?! Дважды возила мужа в столицу, отказывалась верить в диагноз. В 49 лет Виктора не стало. А вместе с ним не стало у Любови и опоры, той, что всю дорогу казалась ей чем-то естественным. «Мало мы говорили друг другу теплых слов, не принято это как-то было, да и некогда, все думала, жизнь длинная, успеем наговориться», — призналась Люба, и из голубых глаз по лицу потекли слезы.

Вечный двигатель
Год Любовь приходила в себя, а когда осознала, что, так как раньше больше не будет никогда, решила занять голову заботами, а руки — делом. Купила в Серебряковке небольшой домик. С обустройством помогли сыновья. Завела скотину. В хозяйстве появилось полсотни кроликов, несчетное количество кур, гусей, уток, индюков. Заселили домашнюю ферму свинки, коровы, три подтелка и телята. Если считаете, что ваш огород очень большой, сравните его с посевной площадью Любови Постниковой. В ее ведении 30 купленных и 20 арендованных гектар! Здесь вам и картошка, которой этой осенью хозяюшкой было продано на тридцать тысяч рублей, и овощи, и сено для скота! Эту трудолюбивую женщину знают и уважают многие, а в Серебряковке соседи ее в шутку прозвали вечным двигателем. Она и не обижается.

Счастливая
А где же черпает силы эта неутомимая женщина? Как и когда находит время для отдыха? На это Любовь Владимировна, улыбаясь, отвечает:
— Если мне вдруг хочется отдохнуть, побыть одной, я сажусь в кресло и включаю советские фильмы, благо на дисках их предостаточно, либо же отправляюсь в лес.
Глядя на эту женщину, удивляешься, что ни переживания, ни заботы в последние годы не сделали ее сердце черствым, не заставили замкнуться. Всегда открытая, доброжелательная, приветливая, «без камня за пазухой», она воспитала такими же и детей. Отдавая им без остатка любовь и нежность, она получает от них взамен такую же долю внимания и заботы. Дети очень дружны. Светлая женщина, настоящая сельская труженица, душа которой открыта людям, а сердце отзывчиво на чужую боль. Доброта и сострадание — вот главные черты характера Любови Постниковой, говорят о своей односельчанке земляки.
— Я просто счастливая, — улыбается Люба. — Каждый день на протяжении всей моей жизни, даже если он не был радостным, давал понять, что я кому-то нужна. Я по-прежнему нужна своим детям. Не в этом ли счастье? Большего мне и не надо.
А. Осенняя

Живёт простая женщина

Женщина на селе… Она и труженица, и хозяйка, она, очень часто, и многодетная мать. Она не ищет признания, не ждёт высоких наград. Сельская женщина скромна и очень трудолюбива, ведь крестьянское хозяйство ленивых не терпит. Везде поспеть: с первыми петухами встать, с хозяйством управиться, деток в школу собрать, да и самой на работу бежать. Так, без городского шума и суеты, в непростых сельских условиях, при отсутствии механизации и автоматизации, взвалив на свои плечи тяжёлый груз домашних и производственных забот, год за годом незаметно течёт жизнь деревенской женщины. В России их свыше двадцати миллионов. И об одной из таких сельских тружениц с прекрасным именем Надежда хочется рассказать на страницах «Вперёдовки».

«Я – деревенская»

Жительница Дактуя Надежда Волкова, в девичестве Лахина – коренная амурчанка, родилась в военном 41-ом. О своей родине, Ушумуне, отзывается с особой теплотой и нежностью. Там прошли её детство, отрочество, юность. Ей есть что вспомнить, о чём рассказать. О военном и послевоенном детстве говорит с неохотой: «…Всем тяжело жилось, что уж там рассказывать». А о том, как в 58-ом, окончив школу, пошла учиться и работать, сначала помощником пекаря, потом воспитателем в детский сад, рассказывает с улыбкой.

– Беззаботной мою жизнь не назовёшь, потрудиться ой как пришлось, – вспоминает Надежда Яковлевна. – Быть самостоятельной меня заставила жизнь. У родителей нас четверо было, а когда мне исполнилось 18 лет, умер отец. Поэтому всегда надеялась только на себя: и когда в свердловском училище училась на пекаря, и когда Хабаровский педагогический техникум заканчивала. Помогла деревенская закалка. В стайке всегда животина водилась, и не одна: коровы, куры, свиньи. С детства с домашним хозяйством умела управляться. И родительскому слову не перечила, старших уважала и почитала, ведь старики на своём веку много чего в жизни повидали, многое поняли. Плохого не посоветуют. Нас, деревенских, всегда учили родителей слушаться, так и я детей воспитывала, об этом и внукам своим говорю.

Ни минуты без дела

В доме Надежды Яковлевны всегда порядок, чистота, уют и какая-то особая гостеприимная атмосфера. А дорогих её сердцу гостей непременно ждёт на столе домашняя выпечка.

– В какое бы время суток, днём ли, утром ли, к Надежде Яковлевне не зайдёшь, на столе всегда стоят горячие пирожки, сырники, булочки, – нахваливает односельчанку сельский библиотекарь Татьяна Шершнёва. – А уж какие они вкусные, вам полсела рассказать могут! Если напечь, так чтоб на полдеревни хватило, а коли рассаду сажает, так и на свой огород, и на десяток соседних хватает. Такой она человек – «золотые руки». А когда к ней в деревню на всё лето съезжаются внуки, вот тут гостеприимной бабушке нет равных!

Но помимо кулинарных способностей бабушка умеет и шить, и вязать. Всем внучатам её неутомимыми руками в своё время были связаны всевозможные пинетки и носочки. Кофточки, мягкие пуловеры – всё может. В бабушку-рукодельницу пошла и одна из внучек – её и назвали-то в честь бабушки, Надеждой.

Это интересно:  Уменьшение алиментов при рождении второго ребенка во второй семье

Но ведь Надежда Яковлевна не только великолепная хозяйка в доме. Эти навыки как нельзя лучше пригодились в профессии, когда её, молодую маму троих детей, пригласили в сельскую школу преподавать труды.

– Преподавать в школе – дело непростое и ответственное, – рассуждает женщина. – Ну а если перед тобой задача – научить ребёнка трудиться: шить, кроить, готовить – и вовсе дело хлопотное. Учителю труда нужно суметь убедить ребят в том, что труд приносит человеку радость. Поэтому он сам должен уметь получать эту радость от труда. Только так, и не иначе.

Ни разу Надежда Яковлевна не усомнилась в выборе своего жизненного пути. В 1972 году впервые переступив порог школы, она посвятила учительству 22 года своей жизни. Дополнительно вела в школе делопроизводство и кружок рукоделия. Работала лаборантом и секретарём. С 1997 года Надежда Яковлевна на пенсии.

Среди дактуйцев пенсионерка пользуется заслуженным авторитетом и поддержкой. Не раз избиралась односельчанами депутатом местного Совета народных депутатов и членом Женсовета, принимала активное участие во всех мероприятиях своей школы и села. Неоднократно отмечена почётными грамотами и благодарственными письмами. И всё же самое главное сегодня в жизни пожилой женщины – её дети и внуки, о которых заботливая бабушка готова говорить сутки напролёт.

Вместе по жизни

В семье Надежды и Петра Волковых трое детей, трое внуков, три внучки, правнук и правнучка. Всем детям родители дали высшее образование. Они давно уже «улетели» из родного гнезда. Старший Андрей и младшая Ирина сегодня живут в Хабаровске. Светлана в Находке. Но каждый год они уже вместе со своими детьми приезжают в родительский дом к постаревшим отцу и матери. И вновь за огромным столом собирается большая семья Волковых и за чашкой ароматного деревенского чая, уплетая бабушкины ватрушки да пироги, вспоминают о событиях минувших, строят планы на будущее. Многие годы живут они душа в душу: скромно, честно, не напоказ. А начиналось всё в далёком 1963 году.

– Так завертелось, закружилось, – рассказывает Надежда Яковлевна. – Как встретились мы с Петей весной на свадьбе у друзей, он тогда дружкой жениха был, с тех пор больше никогда и не расставались. Он потом часто в Ушумун ко мне приезжал, ухаживал, а в ноябре 1964 года свою свадьбу сыграли. Петя дактуйский, поэтому и жить переехали в Дактуй.

– Надежда с Петром знаете какая красивая пара была, друг дружке подстать, – вспоминает Татьяна Шершнёва. – Оба высокие, статные, красивые, да ещё и люди хорошие: приветливые, доброжелательные.

Вот уже пятьдесят лет Пётр Михайлович и Надежда Яковлевна вместе. И радости, и горести – всё пополам. Но уже давно основной груз домашних забот лёг на плечи супруги. Благодаря её терпению и любви Пётр Михайлович смог оправиться и быстро восстановиться после инсульта. Бесконечная забота Надежды Яковлевны и сегодня поддерживает больного супруга, не даёт ему отчаиваться и хандрить. Соседи называют её вечным двигателем.

– А куда деваться, ведь за двоих теперь приходится трудиться, – шутит по этому поводу Надежда Яковлевна.

Но ни слова о том, что трудно, от ещё крепкой, энергичной женщины не слышит никто. С восьмидесятого года Надежда Яковлевна с мужем живут в большом, просторном доме, и вот уже более семи лет женщина самостоятельно поддерживает порядок и в нём, и в огороде. Она и на покосе сама управляется, и усадьбу в двадцать соток, цветущий сад и богатый всякими овощами огород, в порядке содержит. В минуты отдыха читает газеты, смотрит телевизор и всегда находится в курсе всех событий.

«Я счастливая»

А где же черпает силы эта неутомимая женщина? Как и когда находит время для отдыха? На это Надежда Яковлевна, улыбаясь, отвечает:

– Если мне вдруг хочется отдохнуть, побыть одной, я сажусь в кресло и начинаю вязать. Это и нервы успокаивает, и даёт время подумать о своём. Ещё я люблю шить. А порой отправляюсь в лес, на «зелёную кислородотерапию», и наедине с природой отдыхаю.

Глядя на эту женщину, удивляешься, что ни переживания, ни заботы в последние годы не сделали её сердце чёрствым, не заставили замкнуться. Всегда открытая, доброжелательная, приветливая, «без камня за пазухой», она воспитала такими же и детей. Отдавая им без остатка любовь и нежность, она получает от них взамен такую же долю внимания и заботы. Дети очень дружны, часто навещают свою маму. Внуки и правнуки обожают ездить к бабушке в деревню.

– Светлая женщина, настоящая сельская труженица, душа которой открыта людям, а сердце отзывчиво на чужую боль. Доброта и сострадание – вот главные черты характера Надежды Яковлевны, – говорят о своей односельчанке дактуйцы.

Ответить же на вопрос: «Какой день своей жизни вы считаете самым счастливым?» Надежда Яковлевна так и не смогла.

– Я просто счастливая, – улыбается Надежда Яковлевна. – Каждый день на протяжении всей моей жизни, даже если он не был радостным, давал понять, что я кому-то нужна. Неоднократно в моей помощи нуждались односельчане, и я была счастлива, если могла им чем-то помочь. В моих знаниях и навыках в своё время нуждались мои ученики, и я с радостью учила их всему, что умела. Я по-прежнему нужна своему мужу, детям, внукам. Не это ли счастье? Большего мне и не надо.

Может, в этих словах и заключается рецепт долгой и счастливой жизни?

В чем оно, деревенское счастье?

Сельская женщина. Кто она? Перед моими глазами встает образ моих мамы, бабушки, многочисленных теть, всю жизнь проживших в деревне, трудившихся с раннего детства на тяжелейших работах, с уставшими, но добрыми глазами, с изрезанными морщинами, но теплыми руками, с запахом ароматных пирожков и парного молока. Хотелось бы рассказать о моей тете Ангелине Юрьевне Чупиной и ее соседке Ольге Леонидовне Стяжкиной из села Верх-Уни.

Сельская женщина. Кто она? Перед моими глазами встает образ моих мамы, бабушки, многочисленных теть, всю жизнь проживших в деревне, трудившихся с раннего детства на тяжелейших работах, с уставшими, но добрыми глазами, с изрезанными морщинами, но теплыми руками, с запахом ароматных пирожков и парного молока. Хотелось бы рассказать о моей тете Ангелине Юрьевне Чупиной и ее соседке Ольге Леонидовне Стяжкиной из села Верх-Уни.

Всю свою жизнь эти две женщины прожили в деревне. Всю жизнь жили под девизом «везде поспеть»: с первыми петухами встать, с хозяйством управиться, деток в школу собрать, да и самой на работу бежать. И так изо дня в день, из года в год, в условиях непростой сельской жизни , без городского шума и суеты, взвалив на себя груз домашних и прочих забот.
— Где родился, там и пригодился, — говорит Ангелина Юрьевна. – Жить в деревне я привыкла, а городская – не для меня. Хотя и была возможность в молодости перебраться в город. Но как я представила четыре стены городской квартиры, постоянный шум от машин, поездов, людей, поняла, что жить там не смогу.
— Хотя беззаботной жизнь в деревне не назовешь, — считает Ольга Леонидовна. – Это только в фильмах смотришь, какая благодать: вышел с ранней зарей из дома в чисто поле, пробежался по росе, окунулся в реку. Не жизнь, а сказка. Городские, наверное, так и думают. На самом деле жить в деревне ой как не просто. Уже с детства приходилось быть самостоятельной: и со скотиной родителям помогать, в средних классах и корову доить, с малых лет сено убирали, пастушили. Да и во время учебы работали в колхозе: помогали урожай собирать, на сенозаготовку отправляли, иногда и на ферме приходилось трудиться. И никто ведь тогда взрослым не смел перечить, их уважали, прислушивались к их советам. Так и мы воспитывали своих детей: старших надо уважать ,помогать им.
Обе женщины многое повидали на своем веку: с детства жили скромно, да и во взрослой жизни не пытались прыгнуть выше головы. Ангелина Юрьевна сначала трудилась заведующей на ферме, затем работала уборщицей в местном доме культуры. Ольга Леонидовна после школы училась на повара, а затем вернулась в родное село, где большую часть жизни проработала поваром в детском саду.
— Родители всегда учили жить скромно, по средствам, поэтому мы и не мечтали о какой-то сказочной легкой жизни. В основном, все уже знали, что их ждет: после школы – учеба в городе, и то, если повезет или родители отпустят (ведь на первом месте в деревне — это труд по хозяйству), затем вернуться в родную деревню, устроиться на работу, выйти замуж, детей родить и стать хорошей хозяйкой в доме и тружеником в работе, — говорят соседки.
Сегодня обе женщины уже на заслуженном отдыхе. Но и сейчас они не могут просто так сидеть и тихо встречать старость. У обеих полный двор скотины, большой огород, дети и внуки.
— Летом все в огороде хлопочу, да и на пасеке, и во дворе дел полно, — говорит Ангелина Юрьевна. – А зимой, когда уже побольше времени, можно дать себе и немного слабину: посидеть за рукоделием, прогуляться вечером с женщинами, покататься на лыжах, сходить на концерт в дом культуры.
У Ольги Юрьевны, помимо домашних хлопот, есть увлечение – она активная участница художественной самодеятельности. Вместе с другими пенсионерами из села вечерами они ходят на репетиции. Еще все любят гулять по лесу, собирать ягоды, грибы.
Глядя на двух этих женщин, удивляешься, что ни переживания, ни тяжелая деревенская жизнь не сделала их души черствыми. Всегда открытые, доброжелательные, отзывчивые на чужую боль. И, как признаются сами женщины, несмотря на все жизненные трудности, они счастливы.
— Мы нужны своим детям, внукам, уже старые родители ждут заботы и внимания. В работе, постоянных хлопотах, в череде которых обязательно бывают минуты веселья – во всем этом и есть, наверное, счастье, — считают женщины.

Статья написана по материалам сайтов: kletnya-newlife.ru, vpered-mg.ru, ukam-gazeta.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector