+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Белый дом займется урбанизмом. В рамках нацпроекта «Городская среда»

ОНФ призвал минимизировать риски, мешающие решению задач в рамках нацпроекта по жилью и городской среде

Эксперты ОНФ на площадке Движения обсудили риски, которые могут возникнуть при реализации национального проекта «Жилье и городская среда». Изучив паспорт нацпроекта, они сделали вывод, что помешать его выполнению могут проблемы некачественных новостроек, брошенные аварийные дома, а также запутанная методология, по которой рассчитывается индекс качества городской среды. Эксперты Народного фронта призвали минимизировать риски, мешающие решению задач в рамках нацпроекта по жилью и городской среде.

В послании Федеральному собранию в марте этого года президент России, лидер Народного фронта Владимир Путин подчеркнул, что развитие городов должно стать движущей силой для всей страны. Главным механизмом для выполнения должен стать нацпроект «Жилье и городская среда» – один из 12 нацпроектов и нацпрограмм, которые президент поручил разработать кабинету министров.

В его рамках участники круглого стола выделили три направления, по которым обсуждались возможные риски. Первый блок вопросов посвящен необходимости устойчивого сокращения непригодного для проживания жилья. Как подчеркнули специалисты, это не только ликвидация аварийного жилфонда.

«Приведу простой пример после своего недавнего визита в Тамбов. Там ремонтируют кровлю дома, у которого практически нет фундамента. Ветхое здание осело. То есть кровлю сделают, тем самым снимут статус ветхого дома, и жители будут сидеть в землянке. Мы настаиваем, чтобы программы капремонта были пересмотрены, а инвентаризация жилфонда прошла с новым подходом. Тратить деньги на ремонт таких домов неэффективно – сегодня подлатали, а через год он опять станет ветхим. Это замкнутый круг, так мы никогда не сократим аварийный жилфонд», – отметила член Центрального штаба Народного фронта, координатор Центра ОНФ по мониторингу благоустройства городской среды Светлана Калинина.

Это интересно:  Как не платить НДС законно

К серьезным рискам для нацпроекта можно отнести и полный беспорядок, который происходит в сфере контроля за муниципальной собственностью. Речь идет как о жилых, так и о нежилых помещениях. Здесь тоже нужна инвентаризация и составление четких реестров. Требуется она и в отношении аварийных домов, являющихся памятниками культуры и архитектуры, с четким указанием их собственника. К сожалению, нюансы переселения граждан из таких домов в нацпроекте прописать забыли. А ведь кроме расселения нужна оперативная последующая реставрация таких зданий.

Еще одна проблема связана с так называемым «новым аварийным» жильем. Таких жалоб в ОНФ приходит множество. Например, в Московской области выявлены примеры, когда 18-этажные новостройки сдавались без лифтов и систем пожарной безопасности. И эта проблема носит массовый характер. Необходимо прописать в федеральном законодательстве четкие критерии, чтобы ни у застройщиков, ни у надзорных органов не было возможности сдавать и принимать недоделанные здания.

Существенные риски для выполнения задач нацпроекта создают аварийные дома, брошенные управляющими компаниями. Прилегающая территория не убирается, текущий ремонт не проводится, мусор не вывозят.

«Управляющие компании говорят, что дом аварийный и нет резона им заниматься. Но ведь до того момента, как людей переселят, их жилищные права должны соблюдаться, в том числе и права на предоставление жилищных услуг. Такие здания разрушаются ускоренными темпами и, если за ними совсем не следить, они могут попросту не достоять до расселения», – заметил координатор проекта ОНФ «Народная оценка качества» Виктор Рожков.

Второй блок вопросов, поднятых за круглым столом, связан с жилищной политикой. Как напомнили эксперты ОНФ, одна из стратегических целей нацпроекта состоит в том, чтобы ежегодно не менее 5 млн семей улучшали свои жилищные условия, а объем жилищного строительства должен увеличиться не менее чем до 120 млн кв. м в год. Однако механизмов для этого сегодня явно недостаточно.

«Уже сегодня у муниципалитетов существуют обязательства по улучшению жилищных условий для 2,5 миллиона семей. Это социально уязвимые категории граждан, молодые семьи. Более 52% из них стоят на очереди больше 10 лет. А средний период ожидания составляет 20 лет. И никаких механизмов, чтобы его сократить, в нацпроекте не предложено. Точнее, не заложено ничего нового, что позволило бы решить проблему», – подчеркнула модератор тематической площадки ОНФ «Жилье и городская среда», директор направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города» Ирина Генцлер.

Эксперт добавила, что, по ее мнению, важно развивать сектор строительства доступного (то есть некоммерческого) арендного жилья, которое станет альтернативой муниципальному жилфонду.

Еще один проблемный момент, выявленный экспертами, состоит в том, что нацпроект не раскрывает и не конкретизирует само понятие «улучшение жилищных условий». Не разъясняется и взаимосвязь между такими категориями, как «жилищная обеспеченность» и «улучшение жилищных условий».

Третье направление связано с формированием комфортной городской среды. Здесь также выявлено немало рисков. Так, сформированная в рамках нацпроекта система оценки, которая называется «Индекс качества городской среды», имеет существенные методологические недоработки. Критерии и показатели в этой системе слишком размытые, нечеткие. В результате полученные данные уже сейчас нельзя назвать достоверными. Ведь если судить по такому индексу, то выходит, что городская среда в Твери лучше, чем в Казани. Даже обычный путешественник, который бывал в этих городах, над таким результатом только посмеется.

«Одна из задач национального проекта – в два раза сократить число городов с неблагоприятной городской средой. Но что, опять-таки, входит в это понятие – «неблагоприятная», где граница? В нацпроекте не определена система прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды. Речь идет только об общественных слушаниях и рейтинговом голосовании. А, например, финансовое и трудовое участие граждан не предусматривается», – заявил модератор тематической площадки Народного фронта «Жилье и городская среда», член московского регионального штаба ОНФ Павел Жбанов.

Также эксперты ОНФ рассказали о кадровых рисках. Итоги работы программы по формированию комфортной городской среды в 2017–2018 гг. показали серьезную нехватку профессиональных градостроителей, архитекторов, урбанистов. При этом объемы задач программы на 2019–2024 гг. возросли многократно.

Кроме того, беспокойство специалистов вызывает неподготовленность к решению проектных задач именно на муниципальном уровне, который здесь является фундаментальным. Однако муниципальные структуры, причастные к теме формирования комфортной городской среды, обнаруживают полную некомпетентность в вопросах развития поселений.

По итогам обсуждения эксперты Народного фронта еще раз подчеркнули значимость работы по выявлению и минимизации рисков. В противном случае может получиться так, что цели и задачи, поставленные главой государства и зафиксированные в национальном проекте «Жилье и городская среда», не будут достигнуты. Все проблемные вопросы, озвученные за круглым столом ОНФ, будут оформлены в виде резолюции и направлены в Минстрой в ближайшее время.

В Твери идут работы в рамках нацпроекта «Жильё и городская среда»

В Твери продолжается реализация программы благоустройства в рамках национального проекта «Жильё и городская среда». В настоящее время работы ведутся двух объектах – площади перед стелой «Город воинской Славы» и сквере на улице Можайского в микрорайоне «Южный».

Губернатор Игорь Руденя считает, что беспрецедентный масштаб национальных проектов, которые стартовали по инициативе Президента Владимира Путина, открывает перед регионом возможность выйти на более высокий уровень экономики, социальной сферы, транспортной и коммунальной инфраструктуры.

В этом году в рамках федеральной программы в столице региона будет благоустроено 4 территории. В августе планируется заключить контракты на проведение работ в сквере у памятника Михаилу Тверскому и в зоне отдыха в посёлке Химинститута.

Это интересно:  Бухгалтерский учет земли: проводки при продаже и покупке

«Комфортная городская среда – лицо муниципальных образований, лицо Тверской области. От того, насколько современными, удобными и комфортными будут наши города и посёлки, зависит привлекательность региона для молодёжи, развитие экономики и туризма, улучшение демографической ситуации», – считает Игорь Руденя.

На площади перед стелой «Город воинской Славы» на сегодняшний день завершён первый, подготовительный этап работ – демонтаж старой брусчатки и облицовки, а также разборка основания чаш фонтана. Идёт заливка бетонной плиты под устройство новых чаш.

В сквере напротив родильного дома №1 в «Южном» подрядчик уже приступил к земляным работам. В этом году будет выполнен первый этап благоустройства территории: проложены пешеходные дорожки, проведено озеленение, установлено ограждение и наружное освещение, скамейки и урны. В следующем году планируется провести второй этап работ, в том числе, обустроить в сквере фонтан и детскую площадку.

Кроме того, в 2019 году за счёт средств программы «Формирование комфортной городской среды» запланированы мероприятия на бульваре Цанова и на аллее Славы в микрорайоне «Мамулино»: там в рамках национального проекта «Умный город» предполагается внедрение систем интеллектуального городского освещения, а также монтаж систем видеонаблюдения.

В общей сложности на работы по благоустройству общественных зон Твери в 2019 году планируется направить более 118 млн рублей из федерального и регионального бюджетов при софинансировании муниципалитета.

В целом в 2019 году на благоустройство дворов и общественных пространств в муниципалитетах в Тверской области направят более 423 млн рублей. Участниками регионального проекта по формированию современной городской среды в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» стали 54 муниципальных образования. Планируется благоустроить 56 дворов и 92 общественных пространства.

Старица и Удомля в этом году стали победителями Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. Средства федерального гранта общим объёмом 115 млн рублей направят на обустройство парка им. Венецианова в Удомле и набережной на территории Городища в Старице.

Тверская область участвует в 12 национальных проектах, по которым разработано 50 региональных проектов, в том числе дополнительно – паспорт регионального проекта «Умный город». Планируемый объем финансирования по всем национальным проектам в регионе в 2019 году составит 8,6 млрд рублей, из них 6,5 млрд рублей средства федерального бюджета, 2,1 млрд рублей – областного. В 2020 году на нацпроекты в Верхневолжье планируется направить 8,9 млрд рублей, в 2021 году – 8,3 млрд рублей.

Национальный проект «Жилье и городская среда»

Источник финансирования: Смешанный

Год начала: 2018

Год окончания: 2024

Паспорт проекта утверждён: 28.09.2018

Цели проекта

  1. Обеспечение доступным жильем семей со средним достатком, в том числе создание возможностей для преобретения (стротельства) ими жилья с использованием ипотечного кредита, ставка по которому должна быть менее 8 процентов
  2. Увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн. квадратных метров в год
  3. Кардинальное повышение комфортности городской среды, повышение индекса качества городской среды на 30 процентов, сокращение в соответствии с этим индексом количества городов с неблагоприятной средой в два раза
  4. Создание механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды, увеличение доли граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды
  5. Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда

Задачи проекта

  1. Совершенствование механизмов финансирования жилищного строительства, в том числе посредством развития рынка ипотечных центров и поэтапного перехода от привлечения денежных средств для долевого строительства многовартирных домов и иных объектов недвижимости к другим формам финансирования жилищного строительства, обеспечиающим защиту прав граждан и снижение рисков для них
  2. Модернизация строительной отрасли и повышение качества индустриального жилищного строительства, в том числе посредством установленнх ограничений на использование устаревших технологий и стимулирования внедрения передовых технологий в проектировании и строительстве, совершенствование механизмов государственной поддержки строительства стандартного жилья
  3. Снижение административной нагрузки на застройщиков, совершенствование нормативно-правовой базы и порядка регулирования в сфере жилищного строительства
  4. Обеспечение эффективного использования земель в целях массового жилищного строительства при условии сохранения и развития зеленого фонда и территорий, на которых располагаются природны объекты, имеющие экологическое, историко-культурное, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение
  5. Реализация мероприятий, осуществляемых федеральными органами власти и исполнительной власти субъектов РФ, по оказанию гражданам поддержки в улучшении желищных условий, включая обеспечение жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, и молодых семей
  6. Развитие среднего профессионального образования в области строительства и городского хозяйства, а также реализация программ по повышению квалификации специалистов в области архитектуры
  7. Создание механизмов развития комфортной городской среды, комплексного развития городов и других населенных пунктов с учетом их качества городской среды
  8. Создание механизмов переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда, обеспечивающих соблюдение их жилищных прав, установленных законодательством РФ

Ответственные за реализацию проекта

  • Куратор национального проекта: Виталий Мутко, заместитель председателя Правительства РФ
  • Руководитель национального проекта: Владимир Якушев, министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ

Нацпроект «Жилье и городская среда» формировался с учетом пожеланий регионов и их градостроительной спефицики. Свои рекомендации в в документ направили 37 российских регионов. Многие из этих пожеланий и замечаний предполагают изменение действующей нормативной базы в сфере жилищного строительства. В частности, при реализации четырех основных направлений нацпроекта (благоустроенная городская среда, комфортное жилье, доступная ипотека, скорейшее расселение аварийного жилищного фонда) предлагается учитывать климатические особенности каждого региона, а также его транспортную доступность, экономическую специализацию, архитектурные традиции и местный ландшафт.

Это интересно:  Своевременная и правильная обрезка черной смородины

Показатели национального проекта

В результате реализации национального проекта к 2024 году планируется:

  • Увеличение доступности ипотечных кредитов и снижение ставки по ним до 8%
  • Ежегодное введение в строй 120 миллионов квадратных метров жилья

Национальный проект предполагает в течение шести лет ежегодный ввод в эксплуатацию более 1,5 миллионов квартир и триста тысяч индивидуальных домов.

  • Повышение индекса качества городской среды на 30 процентов и сокращение количества городов с неблагоприятной средой в два раза
  • Создание действенного механизма расселения граждан из аварийного жилья

Тридцать миллионов российских семей должны переселиться из аварийного в комфортное жилье в течение шести лет реализации национального проекта «Жилье и городская среда». На эти цели будет направлено около одного триллиона рублей. 90% средств поступят из федерального бюджета, остальные – из регионов и деньги из внебюджетных источников. Ежегодно планируется расселять не менее пяти миллионов единиц аварийного жилфонда.

Финансовое обеспечение реализации национального проекта

Федеральный бюджет, млн. рублей

  • 2018 год — 51484
  • 2019 год — 105280
  • 2020 год — 110230
  • 2021 год — 118340
  • 2022 год — 181650
  • 2023 год — 185570
  • 2024 год — 189980
  • Всего — 891050

Все источники финансирования, млн. рублей

  • 2018 год — 71084
  • 2019 год — 129354,5
  • 2020 год — 135888,3
  • 2021 год — 142923
  • 2022 год — 217014,8
  • 2023 год — 222795,8
  • 2024 год — 2289958
  • Всего — 1076962,5

Дополнительное финансирование получат:

  • Камчатский край
  • Республика Северная Осетия-Алания
  • Архангельская область
  • Волгоградская область
  • Владимирская область
  • Республика Адыгея
  • Смоленская область
  • Самарская область
  • Новгородская область
  • Республика Алтай
  • Республика Бурятия

Общий объем финансирования составит:

  • 2019 год – 6 млрд рублей
  • 2020 год – 4,3 млрд рублей
  • 2021 год – 3,6 млрд рублей

Видео о национальном проекте

Путин провел встречу с общественностью по вопросам реализации нацпроекта «Жилье и городская среда»

Федеральные проекты нацпроекта «Жилье и городская среда»

  1. Федеральный проект «Ипотека»: нацелен на создание возможностей для приобретения жилья с использованием ипотечного кредита. Предусмотрены мероприятия по переводу рынка ипотеки в электронный формат, а также формирование ликвидного рынка ипотечных ценных бумаг.
  2. Федеральный проект «Жилье» направлен на увеличение объема ввода жилья, в том числе путем введения безрисковых для граждан инструментов инвестирования в жилищное строительство, эффективному вовлечению земель, поддержке строительства инфраструктуры в проектах жилищного строительства, а также модернизации строительной отрасли и оптимизации административных процедур.
  3. Федеральный проект «Формирование комфортной городской среды»: предполагает реализацию комплексных проектов развития городской среды для создания достойных условий жизни граждан и конкурентоспособных городов. Проекты будут отбираться на конкурсной основе. Важнейшими критериями их оценки станет влияние на социально-экономическое развитие конкретного города, региона и страны в целом. Принципиальным условием остается максимальное вовлечение граждан в решение вопросов городского развития, в том числе с широким использованием цифровых технологий. Отдельное внимание будет уделено проектам развития городской среды в малых городах и исторических поселениях – ежегодно на конкурсной основе будут отбирать по 80 лучших проектов, реализация которых поможет сохранить самобытность и культуру нашей страны.
  4. Федеральный проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда»: предполагает создание постоянно действующего механизма расселения аварийного фонда с точными параметрами признания дома аварийным на базе успешно реализованных программ переселения граждан из аварийного жилья 2013-2017 годов. Планируется сформировать расширенный набор инструментов для реализации программ: выкуп жилья, мена, субсидии на приобретение, развитие застроенных территорий, наёмные дома.

Народный контроль нацпроекта «Жилье и городская среда»

Для контроля за реализацей федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» Общественная палата России создала «горячую линию»

Сделать наши города и дворы благоустроенными, безопасными, комфортными для жизни – вот одна из главных задач, обозначенных президентом РФ на ближайшие шесть лет. Участие граждан в обсуждении проектов формирования комфортной городской среды является важнейшим условием. Для того, чтобы собрать информацию, касающуюся реализации проекта «Формирование комфортной городской среды» в муниципалитетах Российской Федерации, Общественная палата РФ совместно с региональными общественными палатами открыла «горячую линию».

За время действия федеральной программы не менее 60% российский муниципалитетов с населением свыше 1000 человек должны преобразиться, стать благоприятными для жизни. Речь идет о массовом благоустройстве общественных пространств и дворов.

Для решения этой задачи из федерального бюджета ежегодно будет выделяться около 270 миллиардов рублей, дополнительные средства также вложат региональные и местные бюджеты, бизнес. Очень важно, чтобы эти средства были потрачены эффективно и на реализацию тех проектов, которые действительно поддерживают жители.

В Общественной палате России реализацию национального проекта «Жилье и городская среда» курируют комиссия по территориальному развитию и местному самоуправлению и исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль».

  • Власти городов не учитывают мнение граждан при формировании генеральных планов, проектов землепользования и застройки, реализации проектов по благоустройству;
  • Бюджетные деньги тратятся на бессмысленные и ненужные проекты;
  • Качество работ по благоустройству оставляет желать лучшего,

кураторы предлагают обращаться на «горячую линию» Общественной палаты.

Статья написана по материалам сайтов: onf.ru, vesti-tver.ru, strategy24.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector